Ванна

Презентация головоногие. Открытый урок по биологии «Осьминоги, кальмар, каракатицы. Особенности их строения. Роль в биоценозе и практическое значение. Значение головоногих для человека

Слайд 2

Моллюски

Виды моллюсков

Слайд 3

Многообразие головоногих моллюсков

  • Слайд 4

    В классе головоногих, наиболее высокоорганизованных моллюсков, около 650 видов размером от 1 см до 5 м. Обитают они в морях и океанах, как в толще воды, так и на дне. К этой группе моллюсков относятся осьминоги, кальмары и каракатицы.

    Головоногими этих моллюсков называют потому, что их нога превратилась в щупальца, венчиком располагающиеся на голове вокруг ротового отверстия.

    Слайд 5

    Внешнее строение головоногого моллюска

    Тело у головоногих моллюсков двусторонне-симметричное.

    Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта.

    У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками.

    Туловище со всех сторон одето мантией.

    Слайд 6

    Передвижение головоногих моллюсков

  • Слайд 7

    Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода.

    Клюв гигантского кальмара достигает в длину 15 см.

    Слайд 8

    Гигантский кальмар архитейтис - род океанических кальмаров.Самый крупный в мире моллюск. Каковы размеры архитейтисов? Если со щупальцами, то рекорд 17,4 м. Кальмар таких размеров был выброшен в 1887 году на берег Новой Зеландии. Чуть мельче оказался тот, которого нашли в 1878 году на берегу Ньюфаундленда: 16,8 м со щупальцами, в том числе 6,1 м - туловище с головой и 10,7 м - щупальца.

    Слайд 9

    У большинства головоногих моллюсков раковина сильно редуцирована и скрыта в теле животного.

    У каракатицы раковина имеет вид известковой пластинки, залегающей под покровами на спинной стороне туловища. У кальмара от раковины осталось небольшое "перышко", а у осьминогов раковина полностью отсутствует. Исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения этих животных. У головоногих моллюсков имеется особый внутреннийскелет, образованный хрящом: мозг защищен хрящевым черепом, опорные хрящи имеются в основании щупалец и плавников.

    Слайд 10

    Присоски на щупальцах у осьминога

    Осьминог. Осьминог изобрел изощренный метод охоты на свою жертву: он охватывает ее щупальцами и присасывается сотнями присосок, целые ряды которых находятся на щупальцах. Присоски помогают ему также двигаться по скользким поверхностям, не съезжая вниз. На щупальце осьминога хорошо видны присоски, расположенные плотными рядами.

    Слайд 11

    Лучшая защита от врагов-это нападение или маскировка?

    Головоногие не сдаются без борьбы: они отлично вооружены. Их щупальца усажены сотнями присосок, а у многих кальмаров - также и когтями, острыми и кривыми, как у кошек. Зубов нет, но есть клюв. Роговой, крючковатый, он без труда прокусывает рыбью кожу и панцири крабов, протыкает насквозь даже прочные раковины двустворчатых моллюсков.

    Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. Вместо куска живой плоти кальмар выбрасывает перед раскрытой, чтобы сожрать его, пастью грубую подделку собственной персоны. Кальмар как бы раздваивается на глазах и недругу оставляет своего бесплотного двойника, а сам быстро исчезает.

    Слайд 12

    Осьминог-подражатель маскируется под ядовитую рыбу, повторяя контуры и окраску ее тела и даже способ движения – плавание параллельно дну

    Слайд 13

    Внутреннее строение головоногого моллюска

  • Слайд 14

    Внутреннее строение осьминога

    Слайд 15

    Внутреннее строение осьминога

    Слайд 16

    Органы чувств

    Органы чувств хорошо развиты.

    По сложности строения и остроте зрения глаза головоногих моллюсков не уступают глазам многих позвоночных.

    Среди головоногих встречаются особо большеглазые. Диаметр глаза гигантского кальмара достигает 40 см.

    У головоногих моллюсков имеются органы:

    • химического чувства
    • равновесия
    • в коже рассеяны осязательные
    • светочувствительные
    • вкусовые клетки.
  • Слайд 17

    Размножение головоногих моллюсков

    Головоногие моллюски раздельнополые животные. Во время размножения самцы головоногих моллюсков одной из рук -достают из мантийной полости упакованную в «пакеты» сперму и переносят ее на семяприемники самки. Размеры сперматофоров-от 3 мм до 115 см.

    Слайд 18

    Забота о потомстве

    Осьминоги- матери не покидают отложенные ими яйца ни на миг. Нежно обмывают их струей свежей воды. Прогоняют любого, кто покушается на них. И так - от 1 до 4 месяцев без еды.

    Слайд 19

    Общие признаки головоногих моллюсков:

    1. отсутствие раковины
    2. тело разделено на: голову, щупальца, воронку
    3. органы дыхания – жабры
    4. сердце 3-х камерное
    5. хорошо развиты органы чувств
    6. сложно устроенная нервная система
  • Слайд 20

    Значение головоногих моллюсков

  • Слайд 21

    Значение головоногих для человека

    Кальмара не только консервируют, но и вялят, жарят, варят. Еще в Древнем Риме искусно приготовленный осьминог был обычной пищей. В последнее время «гастрономический» интерес человека к головоногим моллюскам резко возрос, так как их мясо является полноценной белковой пищей, способной заменить рыбу. Кальмары же могут встречаться в море тысячными стаями, их легко добывать сетями. Спрутов ловят поодиночке – острогами или с помощью «кувшинных ловушек». В некоторых странах из чернильной жидкости головоногих моллюсков изготовляют краску, чернила.

    Кроме того, головоногих используют как лабораторных животных.

    Слайд 22

    Значение головоногих в природе

    1. регулируют численность рыбы и ракообразных
    2. являются пищей морских животных, особенно китообразных.

    Невидимыми, но прочными нитями биологических взаимоотношений связаны головоногие со всеми обитателями океана. Они поедают множество рыб и крабов и сами дают пищу миллионам пожирающих их хищников: тут и рыбы - акулы, мурены, тунцы, макрели, треска; тут и птицы - альбатросы, поморники, пингвины и морские звери - киты, дельфины, тюлени.

    Слайд 23

    Происхождение головоногих моллюсков

    Четыреста миллионов лет безмятежно плавали по волнам аммониты и наутилусы. Затем вдруг вымерли. Случилось это восемьдесят миллионов лет назад, в конце мезозойской эры. Наукой с точностью не установлено, когда и как произошли от наутилусов белемниты - ближайшие родичи кальмаров и каракатиц. Двести миллионов лет назад они уже бороздили моря

    Слайд 24

    От белемнитов произошли кальмары. Царство динозавров еще не достигло своего величия, а кальмары уже жили в море. Осьминоги появились позднее - сто миллионов лет назад, в конце мелового периода. Ну а каракатицы совсем молодые (в эволюционном смысле) создания. Они начали свое развитие в одно время с лошадьми и слонами - всего каких-нибудь пятьдесят миллионов лет назад.

    Посмотреть все слайды











    1 из 10

    Головоногие моллюски

    № слайда 1

    Описание слайда:

    Презентация на тему"Головоногие моллюски" Филюткиной Лизы 7«а»

    № слайда 2

    Описание слайда:

    Уникальные головоногие Класс Головоногие - самые необычные, самые крупные и самые высокоорганизованные из моллюсков. Целый ряд уникальных особенностей - большая активность, способ и быстрота движения, необычайно высоко развитая нервная система, зачатки «интеллекта», набор средств защиты и нападения - ставит головоногих моллюсков выше всех остальных групп беспозвоночных и позволяет им соперничать с позвоночными животными.

    № слайда 3

    Описание слайда:

    Движение головоногого моллюска У кальмаров, каракатиц, осьминогов мантийная полость функционирует как реактивный двигатель. Через мантийную щель вода набирается в мантийную полость, а затем при ее сокращении с силой выбрасывается через воронку, тело моллюска движется в противоположную сторону.

    № слайда 4

    Описание слайда:

    Исключительно морские Головоногие моллюски - исключительно морские животные. Они играют очень важную роль в жизни океана. Будучи хищниками, они поедают огромное количество ракообразных, рыб и других организмов и, в свою очередь, сами служат пищей для многих морских позвоночных - рыб, птиц, ластоногих и китов. Самым главным врагом головоногих является гигантский зубатый кит - кашалот.

    № слайда 5

    Описание слайда:

    Внешние строение Тело у головоногих моллюсков двусторонне-симметричное.Оно обычно разделено перехватом на туловище и крупную голову, а нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта. У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками.Туловище со всех сторон одето мантией.

    № слайда 6

    Описание слайда:

    № слайда 7

    Описание слайда:

    Лучшая защита от врагов-это нападение или маскировка? . Головоногие не сдаются без борьбы: они отлично вооружены. Их щупальца усажены сотнями присосок, а у многих кальмаров - также и когтями, острыми и кривыми, как у кошек. Зубов нет, но есть клюв. Роговой, крючковатый, он без труда прокусывает рыбью кожу и панцири крабов, протыкает насквозь даже прочные раковины двустворчатых моллюсков. Каракатица может раздробить клювом панцирь большого рака или череп рыбы, вдвое более крупной, чем сама. Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие - чернильную бомбу. Кальмар как бы раздваивается на глазах и недругу оставляет своего бесплотного двойника, а сам быстро исчезает.

    № слайда 8

    Описание слайда:

    Кровеносная система Высокоразвитая система кровообращения дает возможность головоногим достигать гигантских размеров. Только при наличии системы капилляров возможно существование очень крупных животных, так как только в этом случае обеспечивается полноценное снабжение кислородом и питательными веществами массивных органов гигантов. Кровь головоногих моллюсков имеет голубой цвет благодаря присутствию в ней дыхательного пигмента гемоцианина, содержащего медь. Гемоцианин вырабатывается в особых жаберных железах. Органами выделения служат почечные мешки, придатки жаберных сердец и сами жабры. Основной продукт обмена головоногих моллюсков - аммиак (точнее, ионы аммония) - у многих кальмаров выделяется не полностью, а частично накапливается в теле моллюсков, обеспечивая им нейтральную плавучесть.

    № слайда 9

    Описание слайда:

    № слайда 10

    Описание слайда:

    Пищеварительная система Съеденные куски пищи затем попадают в мускулистый желудок, куда поступают пищеварительные соки, вырабатываемые печенью и поджелудочной железой. Активность ферментов этих желез очень высока, и за 4 ч пища переваривается. Всасывание происходит в слепом отростке желудка - ц е к у м е, а также в печени. Непереваренные остатки пищи поступают в кишку и выбрасываются наружу. Печень - большой овальный орган буроватого цвета, обычно расположенный впереди желудка. Она выполняет несколько функций - производит пищеварительные ферменты, в ней происходит всасывание аминокислот, она же является хранилищем запасных питательных веществ. На брюшной стороне внутренностной массы лежит чернильный мешок с протоком, который впадает в кишку. Чернильный мешок имеется у большинства головоногих.

    Т И П
    М О Л Л Ю С К ИВыполнил: Гуров Антон
    7 Б класс, школа №49

    Москва 2011 год

    Преподаватель: Ханова И.Б.

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    Проблема происхождения типа моллюсков является дискуссионной. Одни биологи выводили гипотетического предка моллюсков от кольчатых червей, другие - от плоских червей.
    В настоящее время наиболее распространённой является гипотеза происхождения моллюсков от первичных целомических трохофорных животных, от которых берут начало и кольчатые черви. О родстве моллюсков и кольчатых червей говорят некоторые общие черты организации. Так, ряд низших моллюсков сохранили черты метамерии, имеют лестничную нервную систему. В онтогенезе моллюсков также проявляются черты сходства с кольчатыми червями, унаследованными от общих предков (спиральное дробление, метамерность некоторых зачатков и др.)

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛЛЮСКОВ I

    МОЛЛЮСКИ - крупный по числу видов (130 тыс.) тип животных. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже - во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни).
    Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются - от нескольких миллиметров до 20 м. Большинство из них - малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.
    Моллюски - билатерально - симметричные животные, однако у части моллюсков вследствие своеобразного смещения органов тело становится асимметричным. Тело моллюсков несегментированное, лишь у ряда низших представителей обнаруживаются некоторые признаки метамерии.
    Моллюски - вторичнополостные животные с неметамерным остаточным целимом, представленным у большинства форм околосердечной сумкой (перикардием) и полостью гонад. Все промежутки между органами заполнены соединительной тканью.

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛЛЮСКОВ II

    Тело моллюсков, как правило, состоит из трех отделов - головы, туловища и ноги. Очень часто туловище разрастается на спинную сторону в виде внутренностного мешка. Нога - мускулистый непарный вырост брюшной стенки тела, служит для движения. Основание туловища окружено большой кожной складкой - мантией. Между мантией и телом находится мантийная полость, в которой лежат жабры, некоторые органы чувств и открываются отверстия задней кишки, почек и полового аппарата. Все эти образования вместе с почками и сердцем (расположенными в близком соседстве с мантийной полостью) называются мантийным комплексом органов. На спинной стороне тела, как правило, имеется выделяемая мантией защитная раковина, чаще цельная, реже двустворчатая, или состоящая из нескольких пластинок.
    Для большинства моллюсков характерно присутствие в глотке особого аппарата для размельчения пищи - терки (радулы). Кровеносная система характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и предсердий; она не замкнута, т. е. часть своего пути кровь проходит по системе не оформленных в сосуды лакун и синусов. Органы дыхания обычно представлены первичными жабрами - ктенидиями. Последние, однако, у ряда форм исчезают или замещаются органами дыхания иного происхождения.

    ОБИТАНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    Моллюски обитают в реках, морях, океанах и других водоёмах, а также на суше - в полях, лесах и на других земельных участках

    СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    ТЕЛО
    Тело моллюсков не несёт следов истинной сегментации, несмотря на то, что некоторые органы (например, жабры хитонов и моноплакофор) могут характеризоваться сериальным строением.
    Тело моллюсков, как правило, состоит из трёх отделов: головы, ноги и туловища. У представителей класса Caudofoveata нога отсутствует. Двустворчатые же моллюски вторично утрачивают голову.
    Нога является мускулистым непарным выростом брюшной стенки тела, и, как правило, служит для движения.
    Туловище содержит все основные внутренние органы. В группе Conchifera оно сильно разрастается на дорсальную сторону в процессе эмбрионального развития, в результате чего формируется так называемый внутренностный мешок.
    От основания туловища отходит мантия - эпителиальная складка, образующая мантийную полость, связанную с внешней средой. В мантийной полости располагается так называемый мантийный комплекс органов: выводные пути половой, пищеварительной и выделительной систем, ктенидий, осфрадий и гипобранхиальная железа. Кроме того, к мантийному комплексу органов относятся почка и перикард, расположенные рядом с мантийной полостью.

    СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    ПОКРОВЫ
    Считается, что у гипотетического предка моллюсков покровы были представлены так называемым протоперинотумом: кутикулой с арагонитовыми спикулами. Подобное строение покровов характерно для представителей классов Caudofoveata и Solenogastres. Однако у всех классов моллюсков, кроме Caudofoveata, появляется ресничная ползательная поверхность - нога (по этому признаку они объединяются в группу Adenopoda). У Solenogastres нога представлена педальной бороздой.
    Хитоны (Polyplacophora) также обладают кутикулярными покровами, но только на латеральных поверхностях, называемых перинатальными складками. Дорсальная же поверхность прикрыта восьмью раковинными пластинками.
    В группе Conchifera (включающей в себя классы Gastropoda, Cephalopoda, Bivalvia, Scaphopoda и Monoplacophora) кутикулярные покровы отсутствуют, а раковина состоит из одной пластинки.

    Слайд №10

    Слайд №11

    СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    НЕРВНАЯ СИСТЕМА
    Нервная система моллюсков тетраневрального типа. Она состоит из окологлоточного кольца и четырёх стволов: двух педальных (иннервируют ногу) и двух висцеральных (иннервируют внутренностный мешок). Однако такое строение характерно только для низших групп моллюсков: Caudofoveata, Solenogastres и Polyplacophora.
    У большинства других представителей моллюсков наблюдается образование ганглиев и их смещение к переднему концу тела, причём наибольшее развитие получает надглоточный нервный узел «головной мозг». В результате формируется нервная система разбросанно-узлового типа.
    Аккомодация происходит за счёт изменения формы глаза - отдаления или сближения сетчатки и хрусталика.
    Обоняние и вкус не разделены.

    Слайд №12

    Слайд №13

    СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА
    Незамкнутая (за исключением головоногих). В неё входит сердце (орган, обеспечивающий движение крови по сосудам и полостям тела) и сосуды. Сердце состоит из желудочка и одного или двух предсердий (у наутилуса 4 предсердия).
    Кровеносные сосуды изливают кровь в пространство между клетками органов. Затем кровь вновь собирается в сосуды и поступает в жабры или лёгкие.
    Стоит отметить необычный голубоватый цвет крови моллюсков. Этот цвет происходит от гемоцианина, выполняющего функции, схожие с функциями гемоглобина в крови хордовых и кольчатых червей

    Слайд №14

    Слайд №15

    СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    Слайд №16

    Слайд №17

    СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
    Одна, чаще две почки, в которых накапливаются продукты выделения в виде комочков мочевой кислоты.
    Выводятся раз в 14-20 дней.

    Слайд №18

    СТРОЕНИЕ МОЛЛЮСКОВ

    ПОЛОВАЯ СИСТЕМА
    Моллюски могут быть как гермафродитами (улитки), так и раздельнополыми (беззубки).
    Развитие может быть прямым и непрямым.
    Личинки некоторых моллюсков называются парусник, или велигер, так как напоминают собой парус.

    Слайд №19

    Слайд №20

    РАЗНООБРАЗИЕ МОЛЛЮСКОВ

    Слайд №21

    КЛАССЫ МОЛЛЮСКОВ I

    БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ (Gastropoda), класс беспозвоночных животных типа моллюсков.
    Тело разделено на голову, внутренностный мешок и ногу. Голова несёт 1 или 2 пары щупалец и пару глаз. Внутренностный мешок и покрывающая его раковина спирально закручены в правую или (редко) в левую сторону (асимметричные животные).
    Раковина отличается большим разнообразием формы и скульптуры: от высококонической до плоскоспиральной и блюдцевидной; состоит из трёх слоев: наружного - рогового, среднего - фарфоровидного и внутреннего - перламутрового. У некоторых брюхоногих моллюсков раковина становится внутренней или исчезает.
    Передняя часть внутренностного мешка ограничена снаружи кожной складкой - мантией. Мантийная полость содержит комплекс органов, состоящий у примитивных форм из симметрично лежащих: прямой кишки с анальным отверстием, двух гипобранхиальных желёз, двух ктенидиев, двух осфрадиев (органов химического чувства), сердца с двумя предсердиями и двух почек.

    Слайд №22

    КЛАССЫ МОЛЛЮСКОВ II

    Слайд №23

    Слайд №24

    КЛАССЫ МОЛЛЮСКОВ III

    Учитель биологии ГБОУ СОШ №1022 Криулина И.В.

    Тема: «Класс Головоногие моллюски»

    Цель:Познакомить учащихся с разнообразием, образом жизни, строением головоногих моллюсков

    Задачи:

    • сформировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков;
    • развивать знания учащихся о многообразии животного мира;
    • воспитывать бережное отношение к природе

    Запись на доске новых понятий: «гемоцианин», «статоцисты», «половой деморфизм», «автотомия», «хроматофоры», «амбра».

    Тип урока: изучение новой темы

    ХОД УРОКА:

    1.Организационный момент (наличие на столах учащихся необходимых принадлежностей, приветствие).

    2.Опрос домашнего задания : «Что было задано на дом?», «Какие вопросы возникли по домашнему заданию?». Выполнение заданий по карточкам с учетом индивидуального подхода.

    1 вариант

    1) Моллюски обитают:

    А – только в море;

    Б – только в пресных водоёмах;

    В – в море, пресных водоёмах и на суше ;

    Г – только на суше

    2) Мантия представляет собой:

    А – кожную складку, расположенную под раковиной ;

    Б – орган передвижения;

    В – защитную раковину;

    Г – отдел тела моллюска.

    3) Двустворчатые моллюски – обитатели воды имеют :

    А – жабры ;

    Б – легкое;

    В – не имеют органов дыхания;

    Г – не дышат, так как створки плотно закрыты.

    4) Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят :

    А – виноградную улитку ;

    Б – беззубку;

    В – устрицу;

    Г – осьминога.

    5) К органам выделения большого прудовика относят :

    А – печень;

    Б – почку ;

    В – кишечник;

    Г – анальное отверстие.

    6) Раковину, образованную двумя створками, имеют :

    А – перловицы, беззубки, мидии ;

    Б – кальмары, каракатицы, осьминоги;

    В – прудовики, катушки, рапаны;

    Г – слизни, виноградные улитки.

    7) Наземные улитки питаются преимущественно :

    А – растительной пищей ;

    Б – различными беспозвоночными животными;

    В – моллюсками других видов;

    Г – перегнивающими растительными остатками.

    1) Моллюски имеют двухстороннюю симметрию тела.

    2) Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни.

    3) Кровеносная система моллюсков незамкнутая.

    2 вариант

    №1: в каждом задании выберите один верный ответ:

    1) Раковина моллюсков состоит из:

    А – извести;

    Б – только из рогоподобного вещества;

    В – из извести и рогоподобного вещества;

    Г – из рогоподобного вещества, извести и перламутра .

    2) Единую раковину, в виде башенки, завитка или другой формы имеют :

    А – «корабельные черви»;

    Б – жемчужницы, морские гребешки, устрицы;

    В – осьминоги, кальмары, каракатицы;

    Г – катушки, прудовики, виноградные улитки.

    3) Тело у моллюсков :

    А мягкое, не разделенное на членики ;

    Б – мягкое, заметно разделенное на членики;

    В – имеет плотный покров из слизи;

    Г – имеет плотный хитиновый покров.

    4) Тело двустворчатых моллюсков разделено на :

    А – голову, туловище и мускулистую ногу;

    Б – голову, щупальца и туловище;

    В – туловище и мускулистую ногу ;

    Г – голову и туловище.

    5) Прудовики, живущие в пресных водоёмах :

    А – фильтруют воду, очищая её от одноклеточных водорослей;

    Б – способствуют очищению водоёмов от нитчатых водорослей ;

    В – являются хищниками;

    Г – служат промежуточными хозяевами различных ленточных червей.

    6) Беззубки и перловицы в водоёмах:

    А – очищают воду от различных взвешенных в ней мелких организмов и остатков ;

    Б – сокращают численность мелких ракообразных;

    Г – способствуют распространению нитчатых водорослей.

    7) Моллюски произошли от древних :

    А – кишечнополостных;

    Б – плоских червей;

    В – круглых червей;

    Г – кольчатых червей.

    №2: вставьте в предложения пропущенные слова:

    1) В отличие от кольчатых червей, тело моллюсков не сегментировано.

    2) Тело моллюска покрыто кожной складкой – мантией.

    3) Между мантией и телом находится мантийная полость .

    3. Изучение новой темы Головоногие – самые необычные, крупные, хищные и самые совершенные из моллюсков. Головоногие достигли высокой степени развития. Это своего рода приматы среди беспозвоночных обитателей моря. Внешне, на первый взгляд, головоногие моллюски ничем не напоминают своих родичей – улиток и ракушек. . Головоногими эти животные были названы потому, что на голове у них расположены щупальца, или «руки», которые называют также и «ногами», потому что моллюски часто ходят на них по дну, как на ходулях.

    Все головоногие моллюски – исключительно морские животные. Обитают они только в океанах и полносоленых морях. Особенно многочисленны они в тропической и субтропической области и в умеренных широтах. Моллюски, как и многие рыбы, свободно плавают в толще воды, другие предпочитают прятаться на дне.

    Размеры головоногих моллюсков очень разнообразны – от 1см до 18м. Тело головоногих моллюсков двусторонне-симметричное, раковина у них недоразвитая и носят они её не снаружи, а под кожей спины. Недоразвитость или даже исчезновение раковины связано с большой скоростью передвижения моллюсков.

    Интересен способ передвижения головоногих моллюсков: перекачивая через себя воду, головоногий моллюск скользит в лазурных водах, точно ракета задним концом тела вперед реактивным способом. Скорость при этом может достигать 50 км/ч.

    Внутреннее строение головоногих моллюсков представлено различными системами органов. Рассмотрим его на примере осьминога.

    Пищеварительная система состоит из ротового отверстия, в нем имеются роговые челюсти, изогнутые как клюв попугая. В глотке расположен язык, а на нем – терка, при помощи которой животное измельчает пищу. В глотку же впадают протоки ядовитых слюнных желез. От глотки к желудку тянется тонкий пищевод. По пути он насквозь пронзает мозг. Есть печень и поджелудочная железа. Пищеварительные соки, которые они выделяют, за четыре часа переваривают пищу. Длинная кишка, следующая за желудком оканчивается анальным отверстием.

    Основная пища головоногих моллюсков – рыбы, крабы и ракушки. Но многие виды едят и падаль. Едят они и друг друга. И не всегда голод служит причиной каннибализма. Поэтому еще Аристотель, раздумывая над такими дурными обычаями решил, что моллюски едят друг друга, чтобы поддерживать в себе жизненную силу: осьминог, не отведавший осьминожьего мяса, будто бы хиреет и умирает.

    Дыхательная система моллюсков представлена одной парой жабр, расположенных в мантийной полости, они же обеспечивают газообмен в организме животного.

    Кровеносная система у головоногих моллюсков почти замкнутая, состоит из артерий, капилляров, вен и сердца. Сердце состоит из двух предсердий и желудочка и бьётся 30 – 36 раз в минуту. Кровь у моллюсков необычная – голубая. Вместо гемоглобина (как у млекопитающих животных) кровь головоногих моллюсков содержит гемоцианин. Медь, входящая в состав гемоцианина, и придает их крови синеватый цвет.

    Почка – это орган выделения головоногих моллюсков, расположена она в непосредственной близости с половой железой.

    Нервная система головоногих моллюсков сложнее, чем у всех других беспозвоночных животных и достаточно высокоспециализированна. Клетки мозга со всех сторон плотно облегают пищевод. Поэтому моллюски, несмотря на очень хищные аппетиты, не могут проглотить добычу крупнее лесного муравья. Вот тут им на помощь и приходит терка, которой они приготавливают «пюре» из крабов и рыб.

    У головоногих хорошо развиты органы чувств). Глаз осьминога мало отличается от глаза млекопитающего или даже человека. Ни у кого из обитателей моря нет таких зорких глаз, как у осьминога и его родичей. Только глаза совы, кошки да человека могут составить им конкуренцию. На одном квадратном миллиметре сетчатки глаза осьминога насчитывается около 64 тыс. воспринимающих свет зрительных элементов. И размер глаз у головоногих моллюсков рекордный. Глаз каракатицы лишь в 10 раз меньше её самой, для сравнения – у тридцатиметрового голубого кита глаз не превышает в длину 10 – 12см.

    Чувство вкуса у осьминога настолько развито, что он, видимо, и врагов распознает на вкус. Вся внутренняя поверхность щупалец и каждая присоска участвуют в дегустировании пищи.

    Если разрезать хрящевой череп осьминога, внутри можно найти два пузырька с заключенными в них кристалликами извести. Это статоцисты – органы слуха и равновесия.

    По поводу размножения нужно сказать, что головоногие моллюски – раздельнополые животные. Присутствует тут и такое явление как половой деморфизм, т.е. различия в строении тела и размерах самца и самки. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Яйца у головоногих моллюсков крупные богатые желтком Насиживающие самки ничего не едят около двух месяцев, иногда и больше, пока не выведут детенышей, которых они также охраняют, чистят и обеспечивают им приток свежей воды. Обычно головоногие моллюски размножаются раз в жизни, после чего погибают.

    У головоногих моллюсков существует множество защитных приспособлений: их щупальца усажены сотнями присосок, а многих кальмаров – также и когтями как у кошек, зубов нет, но есть клюв. Четырех, - шестикилограммовые кальмары легко перекусывают проволочную леску спиннинга. Есть в арсенале защитных приспособлений древнейшее средство страхования жизни – автотомия, т.е. самокалечение. При случае прочные щупальца сокращаются с такой силой, что сами себя разрывают. Щупальце отваливается, словно отрезанное ножом и хищник получает его в виде выкупа за жизнь.

    Головоногие моллюски в процессе эволюции приобрели еще более удивительное чудо-оружие – чернильную бомбу. В минуту опасности моллюски выбрасывают струю чернильной жидкости. Чернила расплываются в воде густым облаком, и под прикрытием «дымовой завесы» моллюск благополучно удирает. Чернила вырабатывает особый орган – грушевидный вырост прямой кишки – чернильный мешок. Не все содержимое чернильного мешка выбрызгивается за один раз. Обыкновенный осьминог может ставить «дымовую завесу» шесть раз подряд, а через полчаса уже полностью восстанавливает весь израсходованный запас чернил. Наблюдения показали, что выброшенные чернила растворяются не сразу, не раньше, чем на что-нибудь наткнутся.

    У всех головоногих моллюсков под кожей расположены эластичные, как резина, клетки. Они набиты краской, словно акварельные тюбики. Научное название этих клеток – хроматофоры. Хроматофоры содержат черные, коричневые, красно-бурые, оранжевые и желтые пигменты. Раздраженный осьминог из пепельно-серого через секунду может стать черным и снова превратиться в серого. Если бы кому-нибудь пришло в голову устроить состязание хамелеонов, первый приз наверняка получила бы каракатица.

    Головоногие моллюски – довольно разнообразные животные. Перед вами лишь некоторые представители этих животных Немаловажно хозяйственное значение головоногих моллюсков. Их издавна употребляют в пищу. Однако из шестисот видов головоногих моллюсков объектами интенсивного промысла служат всего лишь один – два десятка. По основным показателям питательности – калорийности и белковому составу – кальмары, особенно консервированные, превосходят всех других употребляемых в пищу моллюсков и даже некоторых рыб. Они незначительно уступают говяжьему мясу и телятине.

    Мелких кальмаров в Японии не выбрасывают, а используют для удобрения, корма скота и птицы.

    Драгоценная амбра – воскоподобное вещество, которое используют в парфюмерии как закрепитель аромата духов, образуется из уплотненных и прошедших определенную стадию разложения клювов кальмаров.

    4. Закрепление изученного .

    • Формулировка вывода к уроку: "Головоногие моллюски представляют собой немногочисленную группу высокоорганизованных животных, отличающихся наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением" работа в рабочих тетрадях

    5. Подведение итогов урока .

    • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
    • Оценивание знаний учащихся (с комментарием).

    6. Домашнее задание

    Ахметова Мадина Сабитовна –

    учитель биологии СШЛ № 5

    им. М. Ломоносова г. Талдыкорган

    Класс 7

    Тема: «Осьминоги, кальмар, каракатицы. Особенности их строения. Роль в биоценозе и практическое значение.»

    Цель:

    Сформировать понятие об образе жизни, строении и многообразии головоногих моллюсков.

    Задачи

    Образовательные: продолжить формирование умений анализировать, обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.

    Развивающие: Развивать биологический кругозор, коммуникативные навыки учащихся. Развивать умение работать в группах.

    Воспитательные: Воспитание экологической грамотности и любви к живой природе.

    Форма организации учебной деятельности

    Коллективно-индивидуальная, групповая

    Ожидаемые результаты

    Учащиеся научаться:

    Ставить учебную задачу под руководством учителя; Планировать свою деятельность под руководством учителя; Работать в соответствии с поставленной задачей и планом; Оценивать свои личностные результаты: Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; Анализировать связи, гипотезы;

    Оборудование

    компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация,

    Этап урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    I . Организационный момент (3 минута)

    Цели:

    Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

    Приветствует учеников
    «Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха себе и своим друзья»

    Деление на группы:

    «Пазлы»

    Приветствуют учителя и друг друга

    Собирают пазлы и таким образом делятся на 4 группы

    II . Актуализация знаний (10 минуты)

    Цель: организовать актуализацию знаний

    Горячий стул: толстые и тонкие вопросы – по 3 вопроса

    От каждой группы выходит ученик и отвечает на вопросы.

    Затем группы оценивают друг друга в листе оценивания

    Л Формирование навыков и умений

    В Вызов: 1 мин

    Осмысление:

    3 мин

    2 мин

    20 мин

    3 мин

    Формулировка цели урока

    Вопрос: какие животные получились у вас в результате складывания пазла? К какому классу типа моллюсков они относятся?

    Просмотр Презентации – Головоногие моллюски –

    Стратегия РАФТ

    Перед началом работы учащимся предлагается составить критерии оценивания.

    1.группа Осьминоги –

    Бабушки на лавочке сплетничают.

    2 группа Кальмары – Учащиеся обсуждают тему в чате.

    3 группа Каракатицы –

    Рыбаки на лове головоногих моллюсков.

    4.группа Головоногие моллюски. Головоногие моллюски на дне океана.

    Взаимооценка групп

    Учащиеся отвечают на вопрос и формулируют тему и цели урока.

    Высокомотивированный учащийся показывает подготовленную презентацию

    Совместно составляют критерии оценивания.

    Учащиеся анализируют информацию из различных источников, пишут сценарий, распределяют роли в группе, разыгрывают сценки.

    Группы оценивают друг друга согласно критериям.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке

    (2 минуты)

    Цели:

    Зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать рефлексию собственной учебной деятельности

    «Скажи мне три вещи»

    Высказать свое мнение которое должно состоять из 3-х слов

    Урок

    Я на уроке

    Итог

    1. интересно

    2.скучно

    3.безразлично

    1работал

    2отдыхал

    3помогал

    другим

    1понял

    материал

    2узнал

    больше, чем знал

    3не понял

    Учащиеся отвечают на вопросы на стикерах.

    Домашнее задание

    1 мин

    Цель:

    - организовать выполнение домашнего задания

    Составить кроссворд по теме

    Учащиеся записывают задание в дневник