Кровати

ЕГЭ по русскому: типичные ошибки, которые необходимо избежать. Типичные ошибки в русском языке Частые ошибки в егэ по русскому

Контрольно-измерительные материалы для экзамена по русскому языку выстроены по единому принципу. Другими словами, какой бы вариант вам ни достался, все задания будут «выкроены» по одному лекалу, призванному проверить ваше умение применять полученные знания.

Как показывает многолетняя практика, выпускники из года в год совершают практически одинаковые ошибки. Проблемные темы: орфоэпические нормы, правописание НЕ с разными частями речи, слитное и раздельное написание слов, пунктуация в сложном предложении и др. Преподаватель TutorOnline Анна Сергеевна подготовила для вас комментарии по самым распространенным ошибкам на ЕГЭ. Повторяйте, запоминайте и получайте 100 баллов без труда!

Задание 4. Орфоэпические нормы

В повседневной речи мы часто слышим и произносим многие слова неправильно, потому при выполнении этого задания нельзя полностью полагаться на привычное произношение. Обязательно сверяйтесь с орфоэпическим словарем при подготовке к экзамену и запоминайте правильное ударение.

Запомните правильное ударение в словах:

  • балОванный;
  • вероисповЕдание;
  • дешевИзна;
  • донЕльзя;
  • закУпорить;
  • исчЕрпать;
  • клАла;
  • красИвее;
  • нефтепровОд;
  • прозорлИвый.

Задание 5. Паронимы

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но разные по лексическому значению. Если при выполнении задания вы не можете сразу определить правильный пароним, попробуйте изменить слово, найти однокоренные слова, слова с близким звучанием - одно из них и будет верным ответом в заданном контексте.

Запомните разницу:

1) Одеть (кого-то) – надеть (что-то на кого-то).

2) Искусный (умелый, хорошо знающий свое дело) – искусственный (не природный, сделанный наподобие подлинного).

3) Практичный (умеющий разбираться в делах) – практический (являющийся применением знаний на практике).

4) Безответный (неспособный возражать) – безответственный (не сознающий ответственности).

5) Архаичный (вышедший из употребления) – архаический (свойственный старине).

6) Громоздкий (тяжелый, занимающий много места) – громадный (очень большой, необъятный).

7) Деловой (относящийся к работе; знающий толк) – дельный (способный к серьезной работе).

8) Типичный (характерный, обладающий особенностями, свойственными кому-либо) – типовой (стандартный; являющийся образцом).

9) Всякий (каждый) – всяческий (самый разнообразный).

10) Невежа (грубый, невоспитанный человек) – невежда (малообразованный, малосведущий человек).

Задание 6. Правильное образование формы слова

В этом задании проверяется знание трудных случаев формообразования слов. Повторите правила образования множественного числа имен существительных, разных времен глагола, сравнительной степени прилагательных и наречий, род и возможность изменения заимствованных слов. И не забывайте сверяться со словарем при подготовке!

Запомните правильные формы слов:

  • Чулок (множ. ч., Род. П.).
  • Игрища (множ. ч., Им.п.).
  • Слесари (множ. ч., Им.п.).
  • Полощет (наст. вр., 3 лицо, ед. число).
  • Выговоры (множ. ч., Им. П.).
  • Горше (уст. сравнит. степень прилагательного «горький», наречия «горько» в значении «горестный»).
  • Свищу (наст. вр., 1 лицо, ед. число).
  • Доктора (множ. ч., Им. П.).
  • Крейсеры (множ. ч, Им.п.).
  • Колибри (женский род, неизменяемое).

Задание 7. Грамматические ошибки

1) Большинство известных музыкантов начинали заниматься музыкой в раннем детстве. (Музыканты начинали заниматься).

3) Ряд работников привлечён к ответственности. (Страдательное причастие указывает на пассивность одушевленных действующих лиц).

4) Большинство предметов лежало в беспорядке. (Подлежащее обозначает неодушевленный предмет).

5) Часть школьников успешно сдали экзамены. (Активность и раздельность действия (сдала только часть)).

6) Вся русская поэзия , вся русская музыка пронизаны печалью. (Форма множественного числа сказуемого указывает на разные виды искусства).

7) В школе кормили не только супами и котлетами, но и салатом и сосисками.

8) На острове Новая Гвинея произрастает около 7 тысяч растений. (Склоняется только определяемое слово «остров»).

9) В проливе Югорский Шар находятся несколько островов. (Склоняется только определяемое слово «пролив»).

10) Никто из присутствовавших, даже хозяин дома, не мог предположить, чем закончится вечер. (Сказуемое при отрицательных местоимениях ставится в единственном числе).

Задание 9. Пропущенная буква – ряд орфограмм

Запомните написание слов:

  • предыюньский;
  • небезынтересный;
  • взимать (исключение);
  • предыгровой;
  • небезызвестный;
  • обызвествленный;
  • безыскровый;
  • безыдейный;
  • сымитировать;
  • постинфарктный (иноязычная приставка).

Задание 12. НЕ с разными частями речи

  • Недосчитаться (приставка недо, значение нехватки).
  • (Смотреть) неприветливо.
  • Практически невыполнимое задание.
  • Не заперта
  • Не закомплексованы (краткие причастия пишутся с НЕ раздельно).
  • Неописуемое волнение (прилагательное, пишется слитно, без НЕ не употребляется).
  • Еще не проверенные тетради (причастие с зависимыми словами пишется раздельно с НЕ).
  • Ни один дымок не всплывал над дачными заборами. (Глаголы пишутся раздельно с НЕ, частица НИ часто употребляется в значении усиления отрицания).
  • Тренер даже не досчитал до десяти. (частица Не и глагол досчитать пишутся раздельно: нет значения нехватки (т.е. нет приставки недо-)).
  • Он был не из робких. (Отсылка к фразеологизму «не (из) робкого десятка», НЕ пишется раздельно с предлогом ИЗ).

Задание 13. Слитное и раздельное написание разных частей речи

Для правильного выполнения этого задания важно помнить, что для большинства выделенных в предложениях слов возможны слитное и раздельное написание в зависимости от контекста и роли в предложении, от части речи или их сочетания.

  • Без умолку (наречие, не склоняется).
  • Поначалу (наречие, не склоняется).
  • Впору (об одежде, не склоняется) – в пору (о времени, существительное склоняется).
  • Подолгу (о времени, не склоняется) – по долгу (об обязательствах, существительное склоняется).
  • Настолько (наречие, «в такой степени»: настолько доверчив) – на столько (предлог и числительное, всегда употребляется с зависимым словом: на столько человек еды не хватит).
  • Отчего (местоименное наречие со значением причинности: Отчего /почему идет дождь?) – от чего (местоимение «что» в родительном падеже с предлогом: От чего этот ключ? От шкафа).
  • На смех (наречие, не склоняется).
  • Сослепу (наречие, не склоняется).
  • Как по писаному (устойчивое сочетание).
  • Без зазрения совести (фразеологизм, пишется раздельно).

Задание 14. Н и НН в разных частях речи

  • Осиный (суффикс ИН прилагательных, пишем Н).
  • Усеян (краткое причастие, всегда пишем Н).
  • Ледяной (суффикс ЯН прилагательных, пишем Н, кроме трех исключений (стеклянный, оловянный, деревянный)).
  • Разгорячённый (причастие с приставкой (кроме НЕ), образовано от глагола совершенного вида, пишем НН).
  • Желанный (исключения: прилагательные «желанный», «жданный» и (в составе устойчивых сочетаний) «виданное ли дело?», «слыханное ли дело?». Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать ).
  • Диковинный (Сочетание суффиксов –овин-, -н- в прилагательных, пишем НН).
  • Приданое невесты (отглагольное существительное, входит в перечень исключений из правила, пишем Н) – приданное (причастие (полк пехоты и приданное ему подразделение разведки), есть приставка (кроме НЕ), образовано от глагола сов. Вида, есть зависимые слова – пишем НН)).
  • Мудрёный (отглагольное прилагательное, утеряно значение действия во времени, пишем Н).
  • Поверенный (отглагольное существительное, пишем НН по правилам употребления НН в отглагольных словах).
  • Крашеный (отглагольное прилагательное) – крашенный (страдательное причастие сов. Вида, пишем НН).

Задание 19. Типы подчинения придаточных

Для правильного выполнения этого задания важно вспомнить расстановку знаков препинания при однородном, параллельном и последовательном подчинении придаточных.

Запомните:

  • Если между однородными придаточными предложениями употреблён неповторяющийся соединительный или разделительный союз (и, или, либо), то запятая между ними не ставится.
  • В предложениях с последовательным подчинением одно придаточное предложение может оказаться внутри другого. В этом случае подчинительный союз и союзное слово окажутся рядом, но будут относиться к разным грамматическим основам и должны быть отделены друг от друга запятой.

Запятая на стыке двух подчинительных союзов (союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе предложение нельзя убрать без изменения всего сложного предложения. В этом случае далее имеется вторая часть составного союза - то, так, но.

1) Пора было уезжать, и, когда за нами пришли из города автобусы, мы поняли, как же не хочется расставаться с озером. (Параллельное подчинение двух придаточных, разделяем все простые предложения запятыми).

2) Разведчик спал у поваленного дерева и, когда по приказу майора его стали будить, в полусне дважды лягнул ногой воздух так, что ординарец попятился назад. (Главное предложение с двумя сказуемыми разделено на две части придаточным, запятые ставятся только на границе придаточного, перед союзом И, разделяющим однородные сказуемые, запятая не нужна).

3) Я поняла, что, если стоять и ждать, пока это столпотворение закончится, ничего не достанется. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другими придаточными. Поскольку в разделенном придаточном нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва придаточного - между двумя союзами).

4) От своих предшественников декан получил в наследство много легенд из университетской жизни, и если хотите, то он вам расскажет много длинных историй, каких вы никогда не слышали. (Последовательное подчинение, одно из придаточных разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

5) Поздней осенью очень быстро темнело, и, когда сумерки уже зарождались под неприветливым небом, треск ветвей стал особенно слышен, ибо всё остальное замерло.

6) Луга тем летом уже перестояли, и когда прошли тёплые грозовые дожди, то настали последние дни сенокоса, чего так ждали в маленькой деревне.

7) Незаметна эта речушка под Костромой, и, если приехать в эти места в середине жаркого лета, найти её среди кустов черёмухи и бузины с первого раза нельзя, потому что река покрыта сплошь осокой. (Одно из простых предложений разделено на две части двумя придаточными. Поскольку в разделенном предложении нет второй части составного союза, ставим запятую в месте разрыва - между двумя союзами).

8) Папа мне часто рассказывал, как проходят операции в больницах, и если мне в будущем будут что-нибудь оперировать, то я перенесу это легко. (Последовательное подчинение, одно из предложений разделено на две части другим придаточным. Поскольку в разделенном придаточном есть вторая часть составного союза (то), запятую в месте разрыва придаточного между двумя союзами не ставим).

9) Из рассказа бабушки папа должен сделать вывод, что, если он не будет приглашать к нам своих приятелей из других городов и ему не будут мешать писать книгу срочными вызовами в больницу, он вскоре тоже станет профессором. (Сложное предложение с разными видами связи. Одно из придаточных в последовательном подчинении разделено на две части другими придаточными. Поскольку нет составного союза, в месте разрыва на стыке двух союзов ставим запятую. Два придаточных находятся в однородном подчинении и присоединены одиночным союзом если, между этими придаточными стоит союз И, запятую в этом случае не ставим).

Друзья, удачи вам на экзаменах! А наши репетиторы в любую минуту готовы прийти на помощь.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Пробный ЕГЭ по русскому языку среди журналистовпрошел в Москве.

Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"

Можно ли сдать ЕГЭ по русскому хорошо? Безусловно. Более того! Можно сдать его отлично! И правил тут – несколько. Во-первых – надо успокоиться. Во-вторых – настроиться на победу. Ну а еще за оставшиеся до экзамена дни повторить те правила, на которых «горели» выпускники прошлых лет. Честно говоря, ужасно обидно за сделанные ими ошибки – настолько они нелепы. Итак, начнем по порядку.

Морфемный, словообразовательный анализ и морфология

1. Самое большое количество ошибок учащиеся допускают в тех случаях, когда не учитывают соотношение данных в задании слов с производящими их словами. Правило тут работает простое: чтобы правильно произвести морфемный анализ предложенных в задании слов, нужно определить (подобрать) слово, от которого образовано то, которое нужно разобрать. Пример: журналь-чик - от журнал, апельсин-чик - от апельсин, а мизинч-ик от мизинец, следовательно, в последнем слове –Ч- относится не к суффиксу, а к основе. Это и есть правильный ответ.

2. Момент второй. Увы, сколько раз ни проходил экзамен, столько раз выяснялось, что учащиеся не знают или забывают, что для определения способа образования следует соотнести слово с ближайшим по смыслу. Все просто: берите то, от которого оно образовано! И выяснится, что некоторые слова образованы бессуфиксным способом. Специалисты говорят, что обнаружить такие слова на экзамене могли лишь 12 процентов выпускников!

3. Следующий момент. Экзамен доказал уже не раз, что учащиеся плохо определяют принадлежность слова к той или иной части речи по точным признакам (наличие набора морфологических признаков), а также смешивают сами понятия – морфология и синтаксис. Друзья! Ну хотя бы вспомните, что сказуемое далеко не всегда бывает выражено формой глагола!

4. Ну и, наконец, полный провал: дикая путаница с частицами, предлогами и местоимениями разных порядков. Вызывает также сложности просьба найти наречия в превосходной степени.

Синтаксис

1. Дорогие друзья. Давайте вспомним среднюю школу, найдем старенький учебник и заглянем в соответствующую главу. Огромные трудности выпускники испытывают при анализе предложений с составным именным сказуемым (когда дано задание определить границы составного сказуемого). Более того! Невероятно трудным оказывается задание, в котором нужно определить подлежащее, функции которого в придаточной части сложноподчиненного предложения выполняют союзные слова (что, который).

2. Натуральный коматоз начинается, когда требуется определить подлежащее в предложениях с двумя или несколькими предметами речи, обозначенными существительными в именительном и винительном падежах. Родненькие выпускники! О чем или о ком идет речь в предложении – это и есть подлежащее. Все, точка. Это совсем не так сложно, как кажется.

3. Трудно определяется грамматическая основа в предложении с подлежащим, выраженным местоимением.

4. Управление, примыкание, согласование – это просто кара небесная. Так, из года в год просьба выписать из предложения словосочетание со связью «управление» вызывает трудности у 80 процентов экзаменуемых. Согласование, впрочем, точно так же ставит в ступор. «Друзья пошли в лес, чтобы найти там грибы». Пошли – за тем-то. Такова схема.

5. Ну а теперь – полный аут. Повторяем тему «Односоставное безличное предложение». Оно, бывает, входит в состав предложения сложного! В чем же трудность? Надо всего лишь найти это предложение, и все. Пожалуйста, пример: «Как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому?» Ну запомните, это же просто. Перечитайте примеры к теме – и все встанет на свои места. А относительно нашего примера – запомните, будто речь идет о тех, кто сейчас не сдает экзамен – это они «не слышат и не чувствуют». И пользуйтесь этим примером как подсказкой.

6. Кроме того, повтора требует тема придаточных предложений (повторите их виды!), которые присоединяются к главному многофункциональными союзами и союзными словами.

Выдохнули? Хорошо, теперь идем дальше. На повестке дня – лексика.

1. Итак, кто из вас забыл, что такое паронимы? Вспоминаем! Это, друзья, слова, похожие друг на друга, очень близкие по звучанию, но различные по лексическому значению. Адресат – адресант. Важно не употреблять одно слово вместо другого. Ну, скажем, глагол «взглянуть» имеет при себе дополнение с предлогом «на». А «заглянуть» имеет дополнение с предлогом «в». Казалось бы, просто, но откуда тогда берутся варианты «взглянуть в книгу»?!

2. А синонимы? Хитрые, коварные синонимы… Тут, конечно, спасение – общая культура речи, которая не позволит вам пройти мимо таких специально сделанных в тексте ошибок, как «пространство для рекламы» (место для рекламы), «имя поэта знакомо во многих странах» (известно во многих странах), и т.д.

3. Трудности встречаются и при выборе и определении антонимов. Особенно если они используются в антитезе. Черное – белое, горячее – холодное, действуйте по этому принципу. «Не веселый, но и не мажорный мотив» - явный «ляп». Тем более, что веселый и мажорный вообще не антонимы! Как это можно пропустить?!

4. И поосторожнее с фразеологизмами. Они от неправильного употребления разрушаются и превращаются в словесную помойку. «Талантливому писателю Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя» - это ужас.


Правила поведения на ЕГЭ очень просто и подробно прописаны и известны каждому учителю, ученику и родителю, однако ошибок не всегда удается избежать

Вот так, посмеиваясь, мы и дошли до раздела «Грамматика» . А тут беда, друзья. Как говорила дочка одной моей знакомой, «хорошо, мама, что я с каждым днем все граммотнЕе и граммотнЕе». Все падали в обморок. Давайте наведем тут порядок. Тут – в смысле в голове.

1. Первая беда - отклонения от норм в глагольном и именном управлении. «Девушка понравилась мне своей преданностью к старику». «Героя Лермонтова Мцыри никогда не оставляло сильное желание к свободе». В таких случаях единственная возможная норма - беспредложное управление: преданность старику, желание свободы. Внимание! Недопустимы нарушения литературного языка, к которым приводят ошибки в речи разговорной. «Приехал с города», «съездили до бабушки»… Ну вы чего, ребята!

2. Да, и обратите внимание на то, как «взаимодействуют» подлежащее и сказуемое! «Часть деревьев погибли» - это как?! Нередко допускаются ошибки и в согласовании определений с определяемым словом. «Опытная врач Иванова» условно допустимо в устной речи. Подчеркнем – условно! Но в письменной – нет, ни за что!

3. Ну и еще одна беда – однородные члены предложения. Если они идут за обобщающим их словом, они должны быть грамматически с ним согласованы. В разговорной речи, куда включается и интонация, можно сказать: «Мы вспоминаем писателей-классиков: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Чехов». Но в письменное речи это будет считаться ошибкой.

4. Часто встречается и такая ошибка, как дублирование подлежащего, когда вслед за именем существительным идет местоимение. «Эта женщина, она послужила…» «Воины, они сражались как тигры…» Нет, нет и нет! Никаких местоимений. Либо одно, либо другое.

5. К распространенным грамматическим ошибкам (на письме!) следует отнести соединение в качестве однородных придаточной части и члена предложения («Альбом рассказывает, как правильно посадить цветы и об устройстве цветочной грядки». Кроме того, следите за избыточным употреблением подчинительных союзов: («Старик так говорит об ушедших друзьях молодости, что как будто они были живые»).

Ну и последнее. Орфография и пунктуация.

1. Лидеры в этой номинации: ошибки в написании гласных в личных окончаниях глаголов, суффиксах имен существительных, прилагательных и глаголов. Кроме того, повторите (как ни смешно!) написание твердых и мягких согласных.

2. Пожалуйста, восстановите в памяти правила написания словарных слов, а также законы нашего с вами родного языка, определяющие слитное, раздельное или дефисное написание слова. У подавляющего числа выпускников существует также путаница в количестве букв Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

3. Трудности при расстановке запятых встречаются в предложениях со вводными конструкциями и в сложных предложениях.

Ну и последнее. Дорогие друзья, потому и по тому, тоже и то же, что бы и чтобы – бич тех, кто штурмует ЕГЭ. Почему – понять трудно. Пожалуйста, у вас еще есть время, вы успеете все повторить, если каждый день возьмете за правило завершать вечер чтением и анализом всего одной главы из учебника.

Удачи вам – от всего сердца.

Лайф проанализировал методические рекомендации для учителей, подготовленные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ разрабатывает ЕГЭ. - Прим. Лайфа ) на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 года, и выделил 10 основных проблем выпускников на госэкзамене по русскому языку.

Правописание безударных гласных в корнях слов

Например: к...рзина, закр...пить, в...ст...бюль

Несмотря на то что подбирать однокоренные слова детей учат ещё в начальной школе, самыми распространёнными оказываются ошибки, связанные с поиском проверочных слов.

Чтобы не допустить ошибки в слове, в правописании которого мы не уверены, нужно подобрать однокоренное, в котором ударение падает на

проверяемую букву.

Слова с непроверяемыми безударными гласными нужно как словарные просто заучить. Например: вестибюль, оказия, канонада.

Правописание "н" и "нн" в разных частях речи

Например: деревя(н/нн)ый стул, кожа(н/нн)ая сумка, связа(н/нн)ый бабушкой свитер

Вполне закономерная проблема, потому как правила, по которым согласную надо удваивать или нет, свои для каждой части речи. То есть заучивать надо много.

Одна "н" пишется :

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с одной "н": юность, пряности, нефтяник
  • в прилагательных , образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян-: голубиный, кожаный, серебряный
  • в отглагольных прилагательных: стираный, жареный, белёный
  • в кратких причастиях: названа, освоены
  • в наречиях, образованных от слов с одной "н": путано (путаный), чудесно (чудесный), ужасно (ужасный)

"нн" пишется:

  • в существительных, образованных от основы прилагательного с "нн": воспитанник, современник
  • в существительных, в которых корень слова оканчивается на "н", а суффикс начинается с "н": малинник, дружинник, звонница
  • в прилагательных , образованных от существительных или прилагательных с помощью суффиксов -онн-, -енн: революционный, соломенный, внутренний (исключение: ветреный)
  • в прилагательных на -ованный, -еванный, -ёванный: привилегированный, арестованный, корчёванный
  • в прилагательных , образованных от существительных с основой на "н" и с помощью прибавления суффикса -н-: длинный, осенний, башенный
  • в полных страдательных причастиях прошедшего времени : купленный, обиженный, срезанный
  • в наречиях, образованных от слов с "нн": нечаянно (нечаянный), неслыханно (неслыханный), взволнованно (взволнованный).

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связей

Например, нужно расставить запятые в следующем задании:

Белые птицы()похожие на альбатросов()пролетали()над водной гладью()в которой()когда()наступала()ночь()отражалась()словно()укутанная смертным саваном()белая луна.

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается связанным с другой грамматической основой. Но в ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Если у вас нет врождённой грамотности, то учите правила или

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте предложение дважды: как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов (сочинительного и подчинительного).

Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.

Например:

Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описание происходящего:

Меня удивляло, что его нет дома -

Союз "что" относится к "его нет дома", а "когда ни позвонишь" можно выкинуть, ведь мы не потеряем ключевой мысли автора. А если можно выкинуть часть предложения, то её нужно обособить запятыми.

Школьники не всегда могут определить, какой перед ними тип речи: повествование, рассуждение или описание

Экзаменуемым предлагается отрывок из текста, и они должны понять, что пытается во фрагменте сделать

В ЕГЭ это задание № 21. Школьники, не находя аргументации или вывода (свойственным рассуждению), путают последний тип речи, например, с повествованием. Однако нужно запомнить, что:

Повествование - автор рассказывает о чём-то, причём в определённой последовательности. Как правило, в таких текстах есть действия, процессы. О них повествуется с помощью (часто большого количества) деепричастных оборотов, глаголов. Читателю предлагают "набор" фактов.

Рассуждение - автор пытается что-то доказать, объяснить (себе или читателю) или просто размышляет над какой-то проблемой. Нужно найти в тексте тезис (утверждение), аргументацию и вывод. Или хотя бы две такие составляющие.

Описание - с его помощью автор хочет, чтобы читатель имел представление о каком-то конкретном событии, предмете, процессе и т.д. Не будет никаких сторонних отвлечений от описываемого, а в речи, скорее всего, будет присутствовать много определений, выраженных прилагательными или, например, причастиями.

Школьники плохо определяют, за счёт чего одно предложение связывается с другим

В экзаменационном варианте это задание № 23. Нужно найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью местоимения, лексического повтора, форм слова или, например, предлогом с местоимением

Например, в этом задании нужно определить, какое предложение связано с предыдущим с помощью лексического повтора:

8) Может быть, поэтому Бергу и не удавались пейзажи. (9) Он предпочитал портрет, плакат. (10) Он старался найти стиль своего времени, но эти попытки были полны неудач и неясностей. (11) Однажды Берг получил письмо от художника Ярцева. (12) Он звал его приехать в муромские леса, где проводил лето.

(13) Август стоял жаркий и безветренный. (14) Ярцев жил далеко от безлюдной станции, в лесу, на берегу глубокого озера с чёрной водой. (15) Он снимал избу у лесника. (16) Вёз Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый мальчик. (17) На озере Берг прожил около месяца. (18) Он не собирался работать и не взял с собой масляных красок.

Только предложения 10 и 9 связаны с помощью лексического повтора, а именно повторяющегося местоимения "он".

Предложения 14 и 15 связаны с помощью личного местоимения "он" (нет никакой стилистической фигуры - лексического повтора); предложение 15 и 16 - с помощью форм слова "лесник"; 16 и 17 - форм слов "на озере - на озеро", "Берга - Берг"; 18 с предыдущим - личного местоимения "он".

По словам экспертов ФИПИ, сложности выполнения такого задания возникают у выпускников, когда нужно различить форму слова и лексический повтор.

В этом случае экзаменуемому нужно обратить внимание на то, что слово (в случае с лексическим повтором) употребляется ещё раз, так как выполняет особую стилистическую задачу .

Школьники тяжело запоминают, что такое: метафоры, градации, контекстные антонимы

К сожалению, средства художественной выразительности, которые нельзя "опознать" по части речи (это, например, олицетворение или эпитеты), выпускники либо путают, либо просто не учат. А всё потому, что некоторые тропы встречаются редко, а потому работает "авось"

Несмотря на то что львиную часть средств художественной выразительности можно увидеть только на экзамене по литературе, знать, что такое метафоры, парцелляция, градация, гипербола или, например, литота, всё же нужно. Да, попадается "ночьулицафонарьаптека" редко, но риски есть. Не говоря уже о "скрытом сравнении" (метафоре), которую в большинстве случаев в вариантах ответа предлагают... Правда, её чаще всего нет.

"Плохое" выражение собственного мнения. И отсутствие к нему аргументов из прочитанного текста

После того как вы определили, какую проблему в тексте поднимает автор, нужно её прокомментировать, а также рассказать, почему вопрос кажется вам важным. И, по правилам 2016 года, нужно обязательно опираться в своей аргументации на предложенный фрагмент произведения

Согласно аналитике экспертов ФИПИ, новые требования (среди которых "наличие примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы", "комментарий проблемы с опорой на исходный текст") привели к тому, что задание к сочинению (К2, комментарий к проблеме) правильно выполнило только 64% выпускников (в 2015 году - 87%).

О новых требованиях помнят не все, но что ещё важнее - правильно цитировать в школе редко учат. Нужно уметь не только писать предложения с прямой и косвенной речью, но и логично вплетать авторский текст в свой.

"Закавыченная" часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.

Школьники не замечают орфографических и речевых ошибок в своих сочинениях, потому что "натасканы" на их поиск в тестовых заданиях

Как подчёркивают специалисты ФИПИ, для всех экзаменуемых (вне зависимости от их результатов) характерен недостаточный уровень практической грамотности. Результаты выполнения сочинения показали, что выпускники отличают одну орфограмму от другой, группируют слова по данным правилам, действуя по собственному алгоритму. Однако отдельные группы школьников с такими заданиями справляются только в условиях поставленной задачи, теста: как только участники ЕГЭ попадают в условия самостоятельного письма, эти знания остаются невостребованными.

Можно носить платье болотного цвета, но болотистой может быть только местность, земля, почва, так как значение прилагательного "болотистый" близко к "топкий" (имеется в виду, что территория топкая, как на болоте).

Чтобы справиться с таким заданием, нужно (если вы не обладаете особым грамматическим слухом) паронимические пары заучить. Их очень много, но есть самые популярные, которые в ЕГЭ могут оказаться с наибольшей вероятностью.

В том числе: болотный - болотистый, адресат - адресант, одеть - надеть, невежа - невежда, удачливый - удачный, различать - отличать, благодарный - благодарственный, будний - будничный, костный - костяной, каменный - каменистый, соседний - соседский.

Правописание непроизносимых согласных в корнях слов

Например: лес(т)ница, чу(в)ствовать, опас(т)ный

Споры вокруг ЕГЭ были всегда, не прекращаются они и теперь. А пока чиновники и ученые решают, отменить ЕГЭ или оставить, школьникам надо готовиться к очередной экзаменационной сессии.

MedAboutMe рассказывает о часто совершаемых ошибках по основным дисциплинам.

Русский язык: дети против грамматики

Любой, кто бывает в социальных сетях или посещает интернет-форумы, сталкивался с феерической неграмотностью, и больше всего неграмотных - среди молодежи. Отказ от советской системы обучения привел к тому, что «каждый пишет, как он слышит», что порождает невероятное количество слов-уродов. О пунктуации и говорить не приходится: знаков препинания молодежь может как не применять вообще, предоставляя читателю сомневаться в вариантах «казнить нельзя помиловать», так и рассыпать щедрой рукой случайные запятые, неуместные точки или длинные заборы восклицательных или вопросительных знаков.

Статистика по результатам экзаменов по русскому языку показывает: дети правила учат и знают. Но не умеют применять их на практике. Теория и практика никак не соединяются. Экзаменующийся может успешно определить правильные варианты из нескольких предложенных, найти в тексте ошибки - и с легкостью совершить точно такие же в самостоятельно написанной работе.

Чаще всего возникают трудности:

С правилом написания «-ться/-тся» (хотя что может быть проще него?). С правописанием безударных гласных в корнях слов. Нередко это происходит от того, что школьники неправильно выделяют корень. Это интересно

Один известный писатель поделился огорчением с читателями своего блога: спросил у сыновей, как правильно пишется слово «палисадник». Оба ответили неправильно. Один мальчик предложит вариант «полисадник», другой - «полесадник». Потому что «по-», по его мнению, приставка, а приставки «па-» не существует. Корень -лес-, а -ад- и -ник- суффиксы. Оба учатся в хорошей школе.

Самыми распространенными ошибками на ЕГЭ становятся те, что связаны с подбором проверочных слов. Впрочем, с непроверяемыми гласными тоже возникают проблемы: школьники плохо запоминают слова в правильном написании, так как мало читают. Большие трудности вызывает и написание в корнях слов непроизносимых согласных («лестница» превращается в «лесницу», ребенок не чувствует ошибки в слове «чуствует», и слово «опастность» вместо «опасности» не вызывает у него ощущения неправильности). Очень много ошибок связано с написанием «н» и «нн» в словах, относящихся к разным частям речи. Потому что правила для каждой части речи разные, и все их надо знать. А с механическим запоминанием больших объемов информации существуют проблемы. Поэтому ребенок легко ошибается, выбирая правильный вариант слова «жареный», «кожаная», «юность», «нефтяник» и т.д. Часто ошибки совершают при написании с разными частями речи частиц «не» и «ни». Выпускники также путаются, если речь заходит об употреблении паронимов - схожих по звучанию, но разных по лексическому значению одинаковых частей речи. Например - слова «одеть» и «надеть», «невежда» и «невежа», «адресат» и «адресант», «костный» и «костяной» и т. д. Преподаватели говорят, что в задании с паронимами делают ошибки даже те, кто в целом подготовлен к экзамену неплохо. С трудом также дается образование форм слова. Отдельная большая беда происходит с пунктуацией. Поэтому в сочинении лучше использовать короткие предложения. Трудности возникают и при попытке согласовать между собой части сложных предложений. Аналоги известных перлов, вроде «Открывая дверь, она громко скрипнула», рождаются ежегодно и в большом количестве. Подросток на экзамене по литературе

Один из наиболее сложных экзаменов для современного, мало читающего поколения. И дело даже не в том, что школьники читать не любят, хотя это важно. Проблема нередко обретает странные для старших поколений формы: ребенок читает вполне бегло, даже стремительно, но смысл прочитанного от него ускользает.

Это приводит к тому, что даже смысл задания улавливают не все экзаменующиеся, и данную ошибку можно отнести не только к литературе, но и ко всем дисциплинам. Подросток проявляет невнимательность, не может вычленить главный вопрос, и это становится особенно заметным на тех заданиях, где необходимо дать не краткий, а развернутый ответ.

Сочинение часто превращается в пересказ литературного произведения, без попыток определить или, тем более, обосновать собственную позицию.

Экзаменаторы с горечью отмечают также общий низкий культурный уровень учащихся, узкий кругозор. Это проявляется в искажении названий произведений, имен авторов и персонажей, деталей сюжета. Так появляется книга «Пахом звонит в колокол», «Война и мир» превращается в «Войну миров», а Пьер Безухов становится Безухим.

В сочинениях часто наблюдается ужасающая языковая нечуткость, смешение лексики разных эпох.

И все это экзаменаторы выявляют, часами расшифровывая абсолютно нечитаемый почерк. Ученики стали очень плохо, небрежно и неразборчиво писать. Не раз поднимался даже вопрос о наборе письменных работ на компьютере.

История и обществознание: многое зависит от родителей

В советское время в каждой семье была своя собственная новейшая история, и дети хорошо знали и понимали ее. Прадеды и пра-прабабушки застали еще монархию, пережили, кто как, революции и гражданскую войну. Воевали в Великой Отечественной, поднимали страну из руин, строили ДнепроГэс, восстанавливали разрушенный землетрясением Ташкент, поднимали целину.

Сегодня эта история уходит, вместе с ее носителями. Сегодняшние дети плохо представляют себе события прошлого века, допускают грубые ошибки в событиях и датах. Более отдаленные периоды истории могут вызывать даже меньше трудностей. История России первой половины 20 века - самый проблемный период.

Нехватка общей эрудиции мешает правильно соотносить эпохи и события, устанавливать хронологическую последовательность событий. Нередко школьники ориентируются не на учебники, а сомнительные телепередачи и недостоверную информацию из интернета.

На экзамене по обществознанию выявляется незнание Конституции, отсутствие понятия о правах и обязанностях граждан. Дети не понимают сути федеративного устройства, не знают, кому принадлежит исполнительная власть в стране. Ученики теряются также, если им предлагается раскрыть смысл того или иного понятия.

Педагоги полагают, что родители могли бы облегчить детям задачу, чаще беседуя с ними об истории семьи, города, края. Несколько семейных экскурсий по историческим местам, с последующим обсуждением, способны дать подростку больше, чем унылая зубрежка по учебникам.

Математика: обратить внимание на уроки геометрии

Геометрия представляет для школьников основную трудность. Если школьник планирует поступление в технический вуз, стоит позаниматься геометрией, взяв дополнительные уроки.

Остальные часто совершаемые ошибки касаются неумения проверять себя, невнимательного чтения условий задания, небрежности при операциях с отрицательными числами. Часто ошибаются дети и в темах, изучаемых в средних классах школы. Это тождественные преобразования, дроби, проведение вычислений.

Главная беда - невнимательность, неспособность надолго сконцентрироваться на задании, пренебрежение дополнительной проверкой.

Физика, химия, биология, география: теория и практика

Естественные науки лучше постигаются школьниками в теории. Когда дело доходит до решения задач, начинается беда.

На экзамене по физике самыми трудными для школьников становятся темы электродинамике и квантовой физике. Правильно решать задачи не умеет больше половины учеников.

Решение задач вызывает трудности и на экзамене по химии.

Географию сдают не так уж много учеников, всего около 3%. Как правило, это те ребята, которые планируют в дальнейшем учиться на географических и экологических специальностях. Увы, и у них возникают серьезные трудности с чтением карт, с запоминанием названий стран. Дети не знают, с какими странами граничит Россия, путаются в том, какой государственный язык принят в том или ином государстве.

На биологии больше всего ошибок совершается при выполнении практикоориентированных заданий. Вызывают затруднения биотехнологии и селекция, физиология растений и человека.

Педагоги полагают, что современные школьники перегружены информацией, но при этом не обладают умением структурировать ее потоки. Системные знания сменяются клиповым мышлением, не позволяющим составить цельную картину из множества разрозненных кусочков информации.

Задача родителей и преподавателей - не столько впихнуть в голову ребенка тонны сведений из разных областей знаний, сколько научить его анализировать и структурировать информацию, создавая целостную и последовательную картину мира.

Низкий культурный уровень учеников начинает проявляться, как только им приходится начать аргументировать свою позицию. Нередко это приводит к вольной поверхностной игре с одним, зацепившимся в памяти, куском.

Ученики допускают много фактических ошибок, искажая имена собственные, названия географических объектов и литературных произведений.

Очень плохим стал почерк. Экспертам часами приходится разбирать короткие тексты.

Слайд 1. Типичные ошибки учащихся на ЕГЭ по русскому языку

Слайд 2. I. Какова Ваша ЦЕЛЬ?

Вы хотите поступить по результатам ЕГЭ в вуз, причем на бюджетное отделение? В большинстве вузов "бюджетный" конкурс начинается с уровня выше 80 тестовых баллов. Без подготовки достичь таких результатов на ЕГЭ по русскому языку практически невозможно.

Слайд 3. ВДУМАЙТЕСЬ, эта истина стара как мир: НИКТО НИКОГДА и НИЧЕМУ не сможет Вас научить против вашей воли!

Слайд 4. Если у Вас есть сильное желание и мотивация, то ВСЕМУ и ВСЕГДА вы сможете научиться.

Вы никогда не научитесь плавать, стоя на берегу! И Вам никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку об отличном результате можно только мечтать. До посинения.

Слайд 5. II. Типичные ошибки при заполнении бланков ответов Единого государственного экзамена

Слайды 6-10. Обработка бланков ответов ЕГЭ проводится на компьютерах. Бланки сканируются, надписи и метки с них распознаются, переводятся в "цифровой" формат и автоматически проверяются. Эта технология позволяет обрабатывать огромное количество бланков в ограниченное время, но от участников тестирования требует соблюдения некоторых несложных правил. Все ошибки мы проиллюстрируем реальными изображениями с бланков ответов, в которых наглядно видно, что написано в бланке ответов и что распознано компьютером. Некоторые не верят, что такое бывает. Итак, начинаем:

Описание ошибки № слайда с изображением, иллюстрирующим ошибку Что надо делать, чтобы эту ошибку избежать
1. Бланк заполнен синей ручкой или карандашом. На изображении, попавшем в компьютер ничего не видно. 1 Бланки ЕГЭ должны заполняться ЧЕРНОЙ ГЕЛЕВОЙ РУЧКОЙ. Ручка должна оставлять четкий (не жирный) след без проблесков. Возьмите на экзамен 2 хорошие черные гелевые ручки.
2. Бланк заполнен не по образцу написания символов. 2 В верхней части бланка ответов указано как нужно писать буквы, цифры и другие допустимые символы, чтобы они были успешно распознаны.
3. Проблемы с алфавитом у людей. 3 Если вы не знаете, как писать некоторые буквы, посмотрите в верхнюю часть бланка ответов. Там вы найдете все буквы русского алфавита и цифры. Удивительная ситуация, но встречается часто.
4. Неудачная попытка сделать отмену неправильной метки. В компьютер в качестве ответа на задание А6 одновременно попадут варианты ответа 1 и 2 4 Любая пометка (крестик, линия, даже точка) в клеточках для ответов на часть А распознается, как ответ, поэтому закрашивание не отменит неверно выбранный вариант ответа. Для замены ошибочного ответа в части А в бланке присутствует специальная область. В поле из двух окошек записывается номер тестового задания, а рядом (в квадратах) следует указать верный (исправленный) ответ на задание.
5. Орфографические ошибки в ответах. Учите не только термины, но и их правильное написание. Стыдно писать "ДИМИТРИЙДОНЦОЙ" вместо "ДМИТРИЙДОНСКОЙ". Обидно будет недополучить балл, за "почти правильный ответ".

На этом наше повествование об ошибках участников тестирования заканчиваем. В статье были разобраны только типичные ошибки, которые повторяются на каждом экзамене. Бывают еще и индивидуальные (сокращают слова, путают поля, не могут найти в своем документе номер и серию, пишут с ошибками имена и отчества и т.д.), которые систематизации не поддаются. Но большинства ошибок можно избежать, если:

На тестировании быть внимательным и собранным, сосредоточиться на выполнении теста.

Рекомендуется до реального экзамена попробовать пройти похожую процедуру тестирования в режиме ЕГЭ, чтобы выявить и оценить негативные факторы с которыми вы, возможно, столкнётесь на одном из самых важных экзаменов в вашей жизни.

Слайд 11. Подготовлено РЦОИ Ульяновской области. ege.karelia.ru

Слайд 12. Выполняя задание (А1) по фонетике , выпускник должен показать понимание сущности русского словесного ударения, его особенностей.

Как известно, русское ударение не только нефиксированное, как, например, в татарском или французском языках, но и свободное - то есть способное "перетягиваться" с одного слога на другой в разных формах одного слова или в однокорневых словах (ср. стОл - но столА, нАчал - началА).

Без умения произносить с правильным ударением конкретные общеупотребительные слова разных частей речи нельзя обойтись при выполнении задания А1..

Хуже решаются задания, в которых использована лексика с распространёнными в молодёжной речи орфоэпическими ошибками (катАлог, нАчав, звОнит, красивЕе, тортЫ).

Поэтому следует больше внимания уделять изучению основных норм произношения и ударения современного русского литературного языка. А основой такого подхода и есть постоянное внимание к звучащей речи, систематическая работа с орфоэпическими словарями.

Слайд 13. Чтобы справиться с заданиями по лексике , нужно иметь достаточно большой лексический запас слов, уметь правильно употреблять слова с учетом их лексического значения.

Наибольшие трудности возникали при определении лексического значения многозначного слова, имеющего в контексте только одно значение.

Ошибки, связанные с употреблением паронимов , достаточно часто встречаются в речи. Их причины объясняются многозначностью аффиксов в русском языке, различной сочетаемостью слов. Это подтверждают и результаты выполнения экзаменационного теста. Так, например, очень часто смешивают паронимы представить и предоставить : Образование представит огромные возможности (вместо: предоставит).

Допускают очень много грамматических ошибок , состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слов, например:

1) нарушения в употреблении форм существительных (неправильное образование форм множественного числа существительных, например, вкусные торта (из разговорной речи, норма: торты; неправильный вариант формы рода, например: пирожки с повидлой (норма: ...с повидлом); новый туфель (норма: туфля); неверное образование падежных форм: в аэропорте (норма: ...аэропорту), у новых туфлей (норма: у новых туфель); пара сапогов (норма: пара сапог);

2) ошибки при образовании степеней сравнения: звончее (норма: звонче); более моложе (форма сравнительной степени данного прилагательного избыточна);

3) неправильное образование местоименных форм: вокруг их (норма: вокруг них); ихние книги (норма: их книги);

4) ошибки в склонении числительных: в двух тысяч первом году (норма: в две тысячи первом году); менее семьдесят пяти рублей (норма: менее семидесяти пяти рублей);

5) неправильное образование глагольных форм (ошибки в образовании личных форм глаголов: пробежи сто метров (норма: пробеги); жгёт костёр (норма: разжигает); неверное образование видовых форм глаголов: давай попробоваем (норма: попробуем); неверное образование возвратных форм глагола: оденьтеся теплее (норма: оденьтесь теплее); ошибки при образовании деепричастий: прочитая рассказ (норма: прочитав); пиша рассказ (данная деепричастная форма в литературном языке отсутствует).

6) Нарушение норм беспредложного управления:

Многие удивлялись простотой и естественностью чеховских пьес. Правильно: Многие удивлялись простоте и естественности чеховских пьес.

7) Однородные члены предложения управляют различными падежными формами существительного: Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. Необходимо употребить разные дополнения: Бабушка любила своего единственного внука и гордилась им.

8) Неправильное построение предложений с деепричастными оборотами:

а) безличное предложение не может иметь деепричастного оборота: Раскрыв журнал, в нем оказалось много новой информации. Правильно: Когда я раскрыл журнал и стал его читать, в нем оказалось много новой информации.

б) разные действующие лица выполняют основное действие, выраженное сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием: Раскрыв свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью. Правильно: когда я раскрыл свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью.

9) Недопустимо соединение простой и составной форм сравнительной и превосходной степени прилагательных: более красивейший, более худший. Правильно: более красивый, красивейший, худший.

10) При указании даты после порядкового числительного существительное ставится в родительном падеже, а не в дательном: правильная форма: к первому января, к Восьмому марта.

11) Собирательные числительные не употребляются с существительными, обозначающими лиц женского пола, называющими взрослых животных, имеющими обе формы числа. Соблюдая грамматические нормы, нужно сказать: пять учениц класса, три красивых дома.

12). В официальных ситуациях общения в некоторых формах глаголов прошедшего времени утрачивается суффикс -ну-: правильная форма: расторг, увял, мок.

Низкие результаты ЕГЭ по морфемике и словообразованию можно объяснить формальным подходом к разбору слова по составу, незнанием морфологических особенностей некоторых частей речи и форм (причастий, деепричастий), отождествлением понятий "нулевое окончание" - "отсутствие окончания", "словообразующие аффиксы" - "формообразующие аффиксы".

Словообразование в тестах ЕГЭ является заданием повышенной трудности, для решения которого требуется найти в тексте слово, образованное тем или иным способом, или, наоборот, определить и записать способ образования предложенного слова. Невыполнение этого задания объясняется незнанием сущности основных способов словообразования в русском языке, особенно приставочно-суффиксального и бессуффиксного..

Слайд 14. 1 задание

бесчувственно

услышанный

освещённый

безвольный

2. Определите способ словообразования: безделье, веселье, богомолье .

дел(о) -> без -дель-[й]-(е) - приставочно-суффиксальный способ;

весел(ый) -> весель-[й]- (е) - суффиксальный способ;

бог(а) моли(ть)-> бог-о -моль-[й]- е - сложение основ с суффиксацией.

3. В каждом ряду найдите лишнее слово. Объясните ответ.

1) Воротник, задачник, ночник.

2) Разодеть, разомкнуть, разобрать.

3) Мудрствовать, свирепствовать, чествовать.

4) Попугайничать, скромничать, лентяйничать.

1. В слове ночник выделяются суффиксы -н- и -ик- (ночь -> ноч-н-ой -> ноч-н-ик). В других словах - суффикс -ник-.

2. В глаголе разодеть две приставки: раз- и о- (ср. на-деть, раздеть). В остальных словах - одна производная приставка разо-.

3. В слове чествовать выделяется суффикс -вова- (честь -> чест-вова-ть). В других словах - суффикс -ствова-.

В глаголе скромничать вычленяется суффикс -ича- (скромн-ый -> скромн-ича-ть). В остальных словах - суффикс -нича-. Например: лен-тяй > лентяй-нича-ть.

4. Выпишите из предложения слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

Без четверти девять он выбрался из подземелья на площадь, без пяти пересёк переулок и, обогнув стоявшие возле подъезда автомобили, вошёл в дверь, рядом с которой висела под стеклом чёрная таблица "ГИНЕГА" (Ю. Трифонов).

Ответ: подземелье, переулок

5. Выпишите из предложения слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Все разновидности морфологического способа образования слов довольно обстоятельно изучаются в средней школе. Остановимся лишь на безаффиксном (бессуффиксном,) способе . Это - образование новых слов без добавления суффикса: широкий - ширь, глубокий - глубь, поливать - полив, выходить - выход .

Не все учёные признают существование безаффиксного способа словообразования. Так, Владимир Владимирович Лопатин, Елена Андреевна Земская считают, что в словах типа ширь, даль, бег, поворот следует выделять нулевой словообразовательный суффикс. Этот способ словообразования предложили называть нулевой суффиксацией .

Он [мост] так и лежит брюхом на земле, на въезде в город - как кит, выбросившийся на берег, или как парусник, вынесенный на мель, озадачивая приезжих своей откровенной постмодернистской нефункциональностью. (Д. Рубина).

Ответ: въезд, мель

6. Выпишите из предложения слово, в котором морфемы не располагаются линейно, а накладываются друг на друга:

В её действиях была явная закономерность: стоило ему пнуть ногой упругую и теплую перегородку, отделявшую его от хаоса. и оттуда приходило эхо - мягкое нажатие, сопровождаемое густыми воркующими звуками, от которых слегка содрогался весь мир. (В. Пелевин)

Ответ: пнуть

7. Выпишите из предложения слово с множественной словообразовательной структурой:

Между ним и матерью вечно были какие-то раздоры. Скажи, почему ты никогда не можешь ничего сделать для других? Ведь это неблагородно, Лев! Это очень низко. (Ю. Трифонов)

Ответ: неблагородно

Трудные случаи морфологического разбора

Разные варианты экзаменационной работы 2010 года включали задания на определение различных частей речи и их категориальных признаков (например, различных разрядов местоимений - притяжательных, неопределенных, определительных; прилагательных в превосходной степени, а также прилагательных в сложной форме превосходной степени; союзов - сочинительных и подчинительных; производных предлогов; частиц).

В задании требуется выписать либо части речи (например, частицы, союзы, предлоги), либо отдельные формы или разряды, прилагательные в превосходной степени; производный предлог; краткое страдательное причастие; неопределенное, притяжательное, определительное местоимение. Затруднения экзаменуемых обычно вызывает выявление местоимений различных разрядов, а также служебных частей речи: союзов, частиц, предлогов. В целом причины ошибочных ответов в задании В2 заключаются в поверхностном усвоении теоретической части курса русского языка; выполняя морфологический анализ, учащиеся не всегда способны комплексно учитывать различные признаки, определяющие принадлежность слова к той или иной части речи: значение слова как части речи, морфологические признаки и синтаксическую функцию слова в предложении.

Функциональные омонимы - этимологически родственные слова, совпадающие по звучанию, но относящиеся к разным частям речи, различаются общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими признаками.

Лексические омонимы принадлежат к одной части речи, обладают одинаковым общим грамматическим значением.

Любое число делится на один . Один ученик. Числительное

Выхожу один (одинокий) я на дорогу. Прилагательное

Остались одни (только, лишь) воспоминания. Частица

Пришёл отец, и с ним ещё один (кто-то). Неопределённое местоимение

  1. Я вижу только один способ решить эту проблему.
  2. Я, признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною (Н. Гоголь).
  3. Мне вспоминается один случай, который произошёл со мною несколько лет назад (М. Пришвин).
  4. Одни леса стояли стеной вокруг, и только дождь в траве огромный пляшет (И. Бродский).
  1. Числительное
  2. Прилагательное
  3. Местоимение
  4. Частица

Во всех предложениях употреблено слово один , которое функционирует в качестве разных частей речи.

В первом примере один - числительное: обозначает определённое количество, которое может быть обозначено цифрой.

Во втором предложении - прилагательное: обозначает признак предмета, является синонимом к прилагательному одинаковый .

В третьем предложении один - местоимение: указывает на неопределённый признак предмета, синонимично неопределённому местоимению некий .

В четвёртом предложении один - частица: служит средством логического выделения слова, перед которым стоит, возможна синонимическая замена частицами только, лишь .

Переход в слова состояния:

  • наречий: Густо и пахуче дымит самовар (И. Бунин) - > В кабаке было тепло, привычно, пахуче и шумно (М. Горький);
  • кратких прилагательных: Лицо его было молодо и свежо - > На улице свежо ;
  • существительных: Нужно выбрать подходящее время - > Время ехать.

Слайды 24-25.

Различия между омонимичными частями речи

Слайд 26. Часть "С" - задание с развернутым ответом. Выполняется по исходному тексту и проверяется экспертами. При выполнении на ЕГЭ по русскому языку задания части "С":

Создавать литературный шедевр не требуется, равно как и проводить подробный лингвистический анализ исходного текста;

75 слов и менее - это НОЛЬ баллов;

Более 250 слов испортят настроение эксперту, а уж он-то в долгу не останется.

Залог успеха при выполнении на ЕГЭ по русскому языку части "С" - соблюдение всех формальных критериев, которыми руководствуются эксперты при выставлении оценок.

Слайд 27. Вас ждёт успех на ЕГЭ!

Литература

  1. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М., Педагогический университет "Первое сентября". 2009.
  2. Методическое письмо о проведении государственного выпускного экзамена по русскому языку в 2010-2011 учебном году. - МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).