Спальни

Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света. Ч.1. Портал "дивное дивеево" В состав комплекса входят

Святыни: мощи преподобных старцев Оптинских, икона Пресвятой Богородицы «Спорительница Хлебов», часовня новомученников Оптинских, св.источники.

Свято-Введенская Оптина пустынь
находится на высоком берегу реки Жиздры в двух километрах от Козельска. По преданию, он был основан атаманом разбойников Оптой, который покаялся и принял постриг с именем Макарий.
В 19 веке эта обитель славилась старчеством и была духовным центром русского общества. В писцовых книгах города Козельска, датированных 1628 - 1631 годами, монастырь назван «государевым богомольем». Множество монашествующих и мирян со всей России стекалось в монастырь, чтобы получить от прозорливых старцев наставление, исцеление душевных недугов. Первые старцы сумели воспитать среди братьев достойных преемников себе, и менее чем за век одна обитель явила миру череду дивных подвижников и чудотворцев, от примера и поучений которых православный мир будет питаться вечно.

Оптинские новомученники

У Господа много святых, но эти свои, и всё в их жизни для нас узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск Бога. Их жизнь похожа на жизнь многих, - внешне обычную и вроде устроенную, но кровоточивую изнутри. Вся Россия ныне-кровоточивая, и на нашей многоскорбной державе, перепробовавшей на себе все учения и лечения от марксизма до мондевиализма, похоже сбывается притча о кровоточивой жене: "много претерпела она от многих врачей, истощила все,что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние" (Мк. 5, 26)

Трое оптинских братьев -это молодая православная Россия, и вместе со всеми они вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с какой кровоточивая жена устремилась ко Христу, уверовав,что исцелится, коснувшись Его ризы. Не для того ли Господь прославил в чудотворениях трех Оптинских новомучеников, отдавших жизнь за православную веру, чтобы услышала страдающая Россия глас Господа нашего Иисуса Христа:" Дерзай, дщи, вера твоя спасе тя?"

На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.

С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Протоиерей Сергий Четвериков пишет: «Имя старца Амвросия привлекло в обитель сестер со всех концов России, из всех классов общества. Пришли сюда и молодые курсистки, искавшие и находившие у старца указание смысла жизни; пришли богатые и знатные помещицы, вкладывавшие свои материальные средства на созидание обители. Были здесь и любительницы благочестия из купеческого звания, принимавшие иногда тайный постриг еще до поступления своего в монастырь. И особенно много было простых крестьянок.

Но самое главное то, что матушка София под водительством старца Амвросия в основание обители заложила личный подвиг послушания, смирения и любви. Сколько душ было спасено и спасается сейчас в обители, устроенной ее трудами! Сколько исцелений получают болящие по ее молитвам!

Первая настоятельница монастыря схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.

Мужской монастырь Спаса Неруктворного пустынь.

Схимонахиня Сепфора. Наша современница, матушка Сепфора, житие и пророчества которой известны нам не из записей, прожила долгую и благочестивую жизнь. Многие говорят о том, что она была дана ей для того, чтобы не прервалась эта тонкая нить времени между верующими досоветской России и современными, многие из которых только осторожно становятся на этот путь. Очень много людей приезжали в Клыково, монастырь. Матушка Сепфора, чудеса возле могилки и благодаря молитвам которой продолжаются и по сей день, тепло принимала каждого, а также всегда старалась подсказать решение в проблеме, с которой к ней приехали.

За свою жизнь матушка Сепфора дала множество наставлений своим духовным чадам и просто людям, которые просили ее о помощи. Рассмотрим некоторые из ее учений: Матушка часто повторяла, как нужно молиться: “Господи, утверди сердце мое по тебе горети!” .

Также она говорила о молитве за свое начальство и старших. Также наставляла о том, что постоянно нужно совершать Богородичное правило, а также не забывать обращаться к святым и Господу, уверяя в том, что они все слышат. Очень часто матушка говорила о том, что малых деток ругать нельзя, так как они являются воском сырым, из которого можно лепить все что угодно. При проступках своих чад молиться нужно Господу, чтобы он смог направить их на праведный и добрый путь. Старица всегда запрещала порицание кого-либо. Она говорила, что нельзя о ком-либо говорить плохо. Это дело Господа, который знает, что делать с жизнью человека, а вовсе не наше. Матушка всегда советовала, перед тем как прийти к ней, помолиться Богу. Тогда он откроет просящему все, что ему нужно, через нее. Много говорила о том, что нужно меньше думать про мирское, а больше про жизнь после смерти, в Царстве Божьем. Рассказывала о важности молитвы для спасения души человеческой, что является самой важной задачей в жизни человека. Матушка всегда повторяла, что все свои дела нужно делать для Господа, все время быть с ним. Тогда и он всегда будет с нами. Самой главной молитвой была Иисусова. Она заповедала ее повторять везде. Если человек один, то повторять вслух, если в общественном месте, то про себя. Каждое наставление старицы было очень значимым и говорилось из большого человеколюбия. Очевидно, именно поэтому так много людей стекалось в Клыково (монастырь). Матушка Сепфора многим помогала, за многих молилась.

Программа поездки:

  1. Сбор группы в 13:30 у Паломнического центра (ул. Королева 1 а). Отправление из Белгорода. Приезд в г. Козельск. Введенский ставропигиальный мужской монастырь - Оптина Пустынь. Размещение в гостинице. Вечернее богослужение. Ночлег.
  2. Часы. Полунощница. Божественная Литургия. Чайная. Молебен прп. Амвросию Оптинскому. Экскурсия. Омовение в св. источнике в честь прп. Пафнутия Боровского (купель).
    Лития в часовне новомученников Оптинских. Трапеза. Свободное время. Вечернее Богослужение. Ужин. Крестный ход вокруг обители. Ночлег.
  3. Шамордино. Свято-Казанская Шамординская Амвросиевская пустынь. Божественная Литургия. Трапеза. Святой источник.
    село Клыково. Спаса Нерукотворного пустынь. Рассказ о схимонахине Сепфоре - духовной старице. Посещение могилы и келии матушки Сепфоры. Возвращение в г. Белгород.

Пожертвование на поездку: 3600 рублей

Дополнительно оплачивается: трапеза в Оптиной пустыни (обед 70 рублей, ужин 50 рублей)

Полезный совет: возьмите с собой емкости и одежду для источников, готовые записки для поминовения, провизию в дорогу.

*** организатор поездки оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу поездки, менять очерёдность предоставления услуг без уменьшения общего объема программы.

Паломнический тур из Саратова

ОПТИНА ПУСТЫНЬ - ШАМОРДИНО - КЛЫКОВО

Калужская земля, освященная подвигами и трудами святых угодников Божиих, широко известна манастырями-пустынями и просиявшими в ней святыми. Оптина пустынь - самая яркая свеча, зажжённая русскими людьми пред Богом в ХIХ–ХХ вв. Оптина Пустынь всегда была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек К старцам в Оптину стремились тысячи людей - начиная беднейшими крестьянами и заканчивая особами императорской фамилии. И сегодня в возродившийся монастырь ежедневно приезжают множество верующих, чтобы соприкоснуться со святынями, укрепить и обрести веру.

Программа

1 день

17.00 - 18.00 - Отправление из Энгельса / Саратова

2 день

09.00 - Прибытие в Шамордино . Посещение Казанской Свято - Амвросиевской женской пустыни.
Монастырь был основан в 1884 г. великим Оптинским старцем - преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой). В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

Знакомство с монастырем, купание в св.источнике.

12.00 - Отправление из Шамордино.

12.30 - Прибытие в Козельскую Свято-Введенскую Оптину Пустынь .
Монастырь был основан в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

Расселение в паломнической гостинице.

Обед в монастырской трапезной. Обзорная экскурсия по монастырю (проводится строго монастырскими экскурсоводами). Мощи преп. Амвросия Оптинского, старцев Оптинских. Купание в св. источнике прп. Пафнутия Боровского (воду из него не пьют, она сероводородная)

15.00 - Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских во Владимирском храме.

17.00 - Вечернее богослужение в Казанском храме.

Ночлег в гостинице для паломников.

3 день

06.30 - Для желающих посещение ранней Божественной Литургии. Паломники имеют возможность посетить всю службу, принять участие в таинствах исповеди и причастия.

08.00 - Соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия. После молебна мощи прп.Амвросия Оптинского открывают для поклонения.

10.00 - Отправление в Клыково .

11.00 - Прибытие в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь .
История основания монастыря берет свое начало в 1924 г, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии поселилась в с. Клыкове. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В 1937 г. храм был закрыт. Храм был возвращен Церкви в 1991 г, а в 1996 чудесным Божиим промыслом сюда переехала старица Сепфора , которая предсказывала, что будет в Клыкове славный монастырь, что и исполняется в наши дни.

Знакомство с монастырём, поклонение святыням монастыря. В обители хранятся более 100 частиц мощей святых угодников Божиих. Особо почитаются икона святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, и Тихвинская икона Божией Матери . За Никольским приделом храма Спаса Нерукотворного похоронена схимонахиня Сепфора. Посещение могилки и кельи схм. Сепфоры с чтимой иконой Божией Матери «Како помогати женам раждати чады» и мироточивой фотографией старицы.

Вы задались целью преодолеть расстояние от деревни Шамордино до деревни Оптина Пустынь. Кто из автомобилистов не мечтает максимально быстро и с наименьшими затратами добраться до места назначения. Одним из способов достижения этой цели является наличие информации о расстоянии между пунктом отправления и конечной точкой маршрута. Наша карта поможет вам найти самый короткий и самый оптимальный маршрут между деревней Шамордино и деревней Оптина Пустынь . При известной средней скорости транспортного средства можно с небольшой погрешностью рассчитать время в пути. В данном случае, зная ответ на вопрос сколько км между деревней Шамордино и деревней Оптина Пустынь - 228 км. , время, которое вы проведете в дороге, составит примерно 3 ч.48 мин. Работать с картой очень просто. Система сама найдет кратчайшее расстояние и предложит ОПТИМАЛЬНЫЙ маршрут. Трасса от деревни Шамордино до деревни Оптина Пустынь показана на схеме жирной линией. На схеме вы увидите все населенные пункты, которые встретятся на вашем пути во время движения. Имея информацию о городах, поселках (ознакомьтесь с перечнем населенных пунктов по трассе деревня Шамордино - деревня Оптина Пустынь в нижней части страницы) и постах ДПС, расположенных по маршруту следования, вы сможете быстрее ориентироваться в незнакомых районах. Если нужно найти другой маршрут, просто укажите ОТКУДА и КУДА вам нужно добраться, и система обязательно предложит вам решение. Имея готовую карту от деревни Шамордино до деревни Оптина Пустынь и зная как проехать трудные развязки, всегда можно легко ответить на вопрос как проехать из деревни Шамордино в деревню Оптина Пустынь .

Панорамы
Панорама деревни Шамордино и деревни Оптина Пустынь

Движение по заранее проложенному маршруту – это способ исключить проблемы, которые могут возникнуть в незнакомой местности, и максимально быстро преодолеть нужный участок дороги. Не упускайте деталей, заранее уточните по карте все сложные дорожные развилки.
Не забывайте несколько простых правил:

  • Любому водителю, преодолевающему большие расстояния, требуется отдых. Ваша поездка будет более безопасной и приятной, если, заранее построив маршрут движения, вы определитесь с местами для отдыха. Представленная на сайте карта имеет различные режимы. Воспользуйтесь результатом работы простых интернет-пользователей и обращайтесь к режиму "Народная карта". Возможно, там вы найдете полезную для вас информацию.
  • Не превышайте скоростной режим. Предварительный расчет времени и построенный маршрут поездки поможет уложиться в график и не превышать разрешенные значения скорости движения. Таким образом, Вы не будете подвергать опасности себя и других участников дорожного движения.
  • Запрещается употребление за рулем веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также психотропных или иных веществ, вызывающих опьянение. Несмотря на отмену нулевого промилле (теперь возможная суммарная допустимая погрешность при измерении уровня алкоголя в крови составляет 0,16 мг на 1 литр выдыхаемого воздуха), употреблять алкоголь за рулем строго запрещено.
Удачи на дорогах!

Мужской монастырь Оптина Пустынь , расположенный недалеко от города Козельска у опушки соснового бора, отрезанный от мира рекой Жиздрой, был превосходным местом для отшельнической созерцательной жизни. Происхождение пустыни относится к концу XIV в. По преданию, обитель основал покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария. Первые документальные свидетельства об Оптиной пустыни появляются в начале ХVII в. Духовный расцвет Оптиной пустыни начался, когда при монастыре по благословению митрополита Филарета Киевского в 1821 году был основан скит во имя Иоанна Предтечи, куда были приглашены из Рославльских лесов первые оптинские старцы Моисей и его брат Антоний. С этого времени в Оптиной пустыни возродился принятый в древности образ духовного старческого окормления, практически забытый в новое время.
Скит стал сердцем обители, создал историческую духовную славу Оптиной пустыни. Тысячи людей: от беднейших крестьян до особ императорской фамилии, стремились в Оптину к старцам. Всей России было известно имя великого оптинского старца Амвросия (1812-1891 гг.).
Оптина пустынь оставила удивительный след в отечественной истории и культуре. Ее посещали члены императорской фамилии; в 1878 г. к преподобному Амвросию приезжал Ф.М. Достоевский; бывали здесь Н.В. Гоголь, А.К. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, Погодин, Вл. Соловьев, Апухтин и др. Неоднократно бывал в Оптиной пустыни и Л.Н. Толстой, после продолжительной беседы с которым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.
Неподалеку от монастыря на берегу реки Жиздры находится источник с купальней , освящённый в честь преподобного Пафнутия Боровского. В нескольких километрах от Оптиной пустыни, в селе Клыково стоит один из самых «молодых» монастырей в России – Спаса Нерукотворного пустынь . Как в природе, сильное могучее дерево, окружено молодой порослью, так и в жизни старинная обитель дала начало новому монастырю. Планировалось построить подворье, а вышел монастырь.
Здесь провела последние годы жизни схимонахиня матушка Сепфора, известная своей строгой духовной жизнью. Она продолжала традиции оптинского старчества. К ней шли люди за советом и поддержкой. И сегодня люди из разных мест едут к ней, как к живой, за помощью.
У вас будет возможность не только посмотреть обитель, но и побывать в домике, где жила старица матушка Сепфора. Там все осталось, как было при ней. Монастырь стоит в стороне от больших дорог и производит впечатление теплого и уютного дома. Вы не останетесь равнодушными. В посёлке Шамордино находится Казанская Свято-Амвросиевская пустынь . Основана она оптинским старцем иеромонахом Амвросием на земле, пожертвованной монахиней Амвросией (в миру - помещица А.Н. Ключарева) в 1884 г. в виде женской общины. В Шамордино был филиал оптинской иконописной мастерской. При пустыни действовали приюты для девочек-сирот, для калек и убогих, женская богадельня, больница и странноприимный дом.

Заголовок я выбрал, возможно, не самый удачный, ведь и Шамордино, и уж особенно Оптина Пустынь известны далеко за пределами и калужской земли, и России вообще. Но так уж случилось, что оба этих знаменитых монастыря располагаются именно в Калужской области и без того богатой на исторические и архитектурные памятники. Благодаря очередной (уже шестой для меня) экскурсии от магазина путешествий Оптина пустынь - Шамордино , я закрыл еще несколько белых пятен в этих краях.

Монастырей я видел довольно много и на самом деле не ожидал увидеть чего-то такого, что сможет меня поразить. Та же Оптина Пустынь по фотографиям не впечатляла какими-то особенными архитектурными решениями, а Шамордино видиломь одним из многочисленных уже раннее виденных монастырей. Однако, как это нередко бывает (как в лучшую, так и в худшую стороны), в жизни все оказалось совсем иначе...

Я уже так привык к хорошо организованным экскурсиям, что даже позабыл, когда ездил куда-либо "дикарём". Садишься себе рано утром в автобус и сразу погружаешься в замечательные рассказы. Что примечательно, начинаются они сразу с отъезда от места сбора и пока едем по Москве, мы уже слушаем про неё, и по области... А я то думал, что хорошо знаю родной город и прилегающие области, ага... Не удивлюсь, если уже для навигаторов придумали, что-нибудь, что не только отображает интересные места по пути следования, но и озвучивает это, но с профессиональным, любящим свое дело экскурсоводом это сравнить тяжело. У меня даже утренняя дремота прошла. А сколько я по дороге узнал про Льва Николаевича... Вообще, таких направлений от Москвы не одно, где слово за слово и возникает фигура великого писателя. А я по дороге к Оптиной Пустыне вспоминал другого великого писателя - Достоевского, который вывел монастырь в своем последнем романе "Братья Карамазовы". Упоминает он о нем в главе о старцах, да и сам монастырь в описываемом Скотопригоньевске, послушником которого был, Алеша Карамазов, это как раз некоторый собирательный образ из Оптиной Пустыни и Никольского Косинского монастыря близ Старой Руссы. Возможно, кто-то из знаменитых оптинских старцев также был прототипом для старца Зосимы из романа. Оптина Пустынь знаменита на всю Россию уже довольно давно. Уже с конца 18-го века монастырь является представителем духовного возрождения.

Основан в 15 в. раскаявшимся разбойником Оптой, принявшим при пострижении имя Макария, в 1821 был устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей. С тех пор служил своеобразным религиозно-философским и культурным центром. Славилась да и славится своими старцами. Про само это явление очень хорошо описано опять же в Братьях Карамазовых.

После ознакомления с рядом источников в Оптиной Пустыне я ожидал увидеть столпотворения и суету. Видилось мне все это масштабов Троицко-Сергиевой Лавры, но на деле, несмотря даже на субботний день, народу здесь было сравнительно немного, не наблюдалось ни какой-то особенной суеты. Попрошаек много, это да, но это характерно для очень многих подобных мест и не только у нас в стране. Сам монастырь оказался довольно небольшим (хотя размеры подсобного хозяйства, например, впечатляют), но удивительно живописно расположенным. Он внезапно является на подъезде к Козельску, среди полей и реки. С архитектурной точки зрения он тоже ничем таким не поражает, но, как бы избито это не звучало для характеристики подобных мест, здесь ощущается сильная энергетика, да и едут сюда не за архитектурой и скорее всего не за историей.

Выглядит монастырь довольно современно. Внутри есть и современные постройки, да и старые все отреставрированны, ведь почти 80 лет советской власти в этих стенах чего только не располагалось - от дома отдыха и военного госпиталя, до концлагеря «Козельск-1», размещалось около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь и проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. Стены эти помнят не мало трагических судеб - на Пасху 1993 года здесь душевнобольным сатанистом были убиты три монаха монастыря - иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Но немало и светлых историй, связанных с Пустнью: чудесных исцелений, явлений, открытий. Не зря слава этих мест крепка и поныне. Сюда стекаются паломники из разных городов и стран.

1. На парковке целый ряд автобусов из разных городов, много приезжает беларусов.

4. Церковь Иллариона Великого (1874).

5. Источник возле скита Иоанна Предтечи

6. Скитские Врата с колокольней. В скиту хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.

9. Церковь Марии Египетской и Анны Праведной

10. Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери - одна из современных (1988 год) построек на территории монастыря.

13. Если спуститься от монастыря к бодренькой Жиздре, то тут вообще никого, лишь пустой весенний монастырский сад.

14. Колокольня и самая старая постройка монастыря - Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.

19. По дороге до Шамордино нас завезли в очень необычный как снаружи, так и внутри Спасопреображенский храм (1787) в селе Нижние Прыски. В 1924 г. храм закрыли. А здание местный колхоз использовал под склад зерна. В 1942 г. село заняли немцы. Они приказали жителям очистить храм от зерна и привехавшему с ними священнику разрешили проводить Богослужения. В 1943 г. советские войска освободили село и закрыли храм.

20. Храм построен в 1731 г. помещиком Н.В. Ртищевым.

25. В храме есть очень необычные иконы. Например, эта - Преображения Господня, созданная с активным использованием различных минералов.

Потом поехали в Шамордино и если честно, это была самая яркая часть поездки. Во-первых фантастической красоты виды (что, для Калужской области, вообще во многом справедливо, вспомнить тот же Боровск да и саму Калугу), во-вторых на территории очень красиво и ухожено, в третьих сам Собор Казанской иконы Божией Матери впечатляет размерами и убранством (все иконы внутри собора вышиты бисером - такого я не встречал нигде). Шамордино можно разглядывать на фотографиях, но они, честно, мало что передадут.

Казанская Амвросиевская Шамординская Горняя пустынь Основана в конце XIX в. оптинским старцем Амвросием. Здесь, навещая свою сестру, бывал Л.Н. Толстой.
В советские годы здесь расположилось сельскохозяйственное училище, где начинал свою педагогическую деятельность Б.Ш. Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск.

26. У стен пустыни торговля с различными вкусностями, столь привычными для русского человека.

31. Собор Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.