Кровати

Пещерные монастыри в Воронежской области (Костомарово и Дивногорье). Пещерные монастыри крыма Пещерные монастыри русской православной церкви

История создания пещерных храмов и монастырей уходит корнями в глубокую древность. Еще на заре христианства катакомбы Древнего Рима, которые по сути являлись подземными сооружениями, использовались первыми христианами для совершения богослужений и совместных молитв во времена гонений. На Востоке пещерные монастыри впервые появились в Палестине в IV веке. Они возникли с установлением монашеской жизни в виде лавр и киновий и представляли собой один их видов христианских обителей. Ранее пещеры использовались монахами-отшельниками для молитвенного уединения подобно тому, как св. апостол Иоанн Богослов безмолвствовал в пещере на острове Патмос, где, вдохновленный благодатию Святаго Духа, создал последнюю новозаветную книгу - Апокалипсис.

Появление пещерных монастырей на Руси явилось продолжением восточных традиций. Эти обители как нельзя лучше соответствовали духу древних христианских подвижников, стремившихся в глубоком безмолвии и тишине чистым умом и сердцем предстоять пред Богом. Так в XI веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский монастырь, основателем которого был отец русского монашества прп. Антоний, принесший традицию пещерного уединения со Святой горы Афон.

Широкое распространение пещерные монастыри и храмы получили на Дону, чему, вероятно, способствовало наличие в этих местах большого количества меловых гор, сравнительно легко поддающихся разработке.

Только в Воронежской области насчитывается около 50 рукотворных подземелий, из которых приблизительно 40 относятся к храмовым сооружениям и местам жития православных подвижников. Многие из них уходят вглубь на сотни метров и значительно превышают самые известные пещеры Киево-Печерской Лавры. Так, пещеры Белогорского мужского монастыря имеют общую протяженность 2,2 километра, а высоту сводов до 6 метров, тогда как протяженность самой большой киевской пещеры составляет зоо метров, а высота сводов достигает 3 метров. По площади одним из самых больших является двухпрестольный храм Спасского женского монастыря села Костомарово (390 кв. метров).

Плохая сохранность пещер, крайне незначительное количество письменных источников не позволяют определить время их возникновения. Существует общее мнение, что они создавались в несколько этапов. В конце XIX века археологом и краеведом Д.М. Струковым по ряду признаков, к которым в первую очередь относятся особенности древней церковной архитектуры, была выдвинута гипотеза о возникновении пещерных храмовых сооружений на Дону в первые века христианства. Другие исследователи считают, что их создание в этих местах было следствием распространения иконоборческой ереси в VIII-X вв., когда иконопочитатели, среди которых было множество монахов, бежали от преследований из Византийской империи в Сирию, Палестину, на Кавказ и в Крым. Через Черное и Азовское моря некоторые из них проходили по Дону в наши края, где в толще меловых скал создавали первые пещерные храмы.

Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что еще в дохристианские времена Дон являлся оживленной водной артерией, соединявшей восточные племена с древнегреческими колониями и позволявшей вести между ними активную торговлю и обмен.

Таким образом, данная гипотеза может быть вполне вероятной еще и потому, что гонимые монахи шли на Средний Дон хорошо известным путем, распространяя и укрепляя в этих краях христианскую веру. О византийских корнях древних пещерных монастырей говорит и устойчивое предание о греческих монахах Ксенофонте и Иоасафе, положивших начало Дивногорской мужской обители.

Начиная с X века до 2-й половины XVII столетия окрестности Нижнего и Среднего Дона были обращены кочевниками в Дикое поле. Из-за постоянных набегов, совершаемых в течение почти семи веков печенегами, половцами, татаро-монголами, крымскими и ногайскими татарами, эти места опустели, а монастыри, по всей вероятности, были заброшены.

Страшными разрушительными последствиями набегов кочевников вполне можно объяснить отсутствие достоверных свидетельств и письменных документов о времени возникновения и создателях пещерных монастырей Подонья.

В конце XIX-го столетия исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов выдвинули гипотезу о возникновении пещерных монастырей Подонья в середине XVII века, согласно которой создателями этих обителей были иноки-малороссы, бежавшие в донские степи от жестоких преследований польской шляхты и унии. Сохраняя любовь к Святым киевским пещерам, они начали создавать их подобия в уединенно стоящих меловых горах. Однако П.В. Никольский предполагает, что подвижники нашли уже готовые заброшенные пещеры и продолжили их расширение и углубление. Этому предположению созвучен и тот факт, что в конце XVIII - начале XIX веков казачка Мария Шерстюкова копала Белогорские пещеры, надеясь найти мощи святых отцов, в древности скрывавшихся в этих краях от неверных.

В середине XVII столетия появляются письменные упоминания о Дивногорском мужском монастыре. В то же время рядом с пещерными храмами и кельями создаются наземные постройки. Эти первые документальные свидетельства дали основание многим исследователям датировать время возникновения подземных храмовых сооружений XVII веком.

XIX столетие можно назвать последним этапом активного пещерокопательства на Дону. В Воронежской губернии в этот период создавали и возобновляли пещеры в десятках населенных пунктов. Этим нелегким делом на сей раз занимались в основном крестьяне, вдохновленные подвигом своих предшественников.

Труды последних строителей донских пещер на долгие годы прервала революция 1917 года. В этот период в заброшенных подземных храмах безраздельно царил пагубный дух запустения. Белые своды пещер покрылись черной факельной гарью и всевозможными надписями дат и имен случайных посетителей и искателей приключений. Только в начале 90-х годов началось восстановление этого уникального духовного и культурного наследия. В настоящее время в Воронежской епархии действует три пещерные обители. Две из них мужские и одна - женская.

Их насельники являются хранителями и продолжателями одной из самых аскетичных древних православных традиций, именуемой пещерными монастырями.


Источник материала: книга "Пещерные монастыри Дона", издание Воронежской и Борисоглебской епархии.

Костомаровский Спасский женский монастырь

Палящее солнце, сухая трава, редкий низкорослый кустарник… Захватывающее сочетание небесной сини с ослепительной белизной меловых склонов, великолепное в своей предельной простоте. Путники, медленно поднимающиеся по избитой тропинке к кресту, установленному на вершине холма… Такое ощущение, что ты перенесся во времени назад, в библейские века.

Нет, мы не в Египте или Палестине. Это русская земля, придонские степи, воронежское Белогорье, местечко Костомарово, Спасский женский монастырь . Его уникальность заключается в том, что храмы и кельи расположены в белоснежных меловых пещерах, которых так много по берегам Дона.

Создание пещерных храмов и монастырей началось в глубокой древности. На заре христианства верующие в Древнем Риме, скрываясь от гонений и преследований властей, совершали богослужения и совместные молитвы в подземных катакомбах. На Востоке пещеры использовали монахи-отшельники, стремившиеся уйти от внешнего мира ради благодати молитвенного уединения. А первые пещерные монастыри, по мнению историков, возникли в IV веке в Палестине.


Появление подобных обителей на русской земле, ставшее продолжением восточных традиций, началось со времени Крещения Руси и длилось до XIX века. В IX веке возник самый известный на Руси Киево-Печерский пещерный монастырь. Его основатель, отец русского монашества преподобный Антоний, принес сюда со Святой Горы Афон традицию пещерного уединения. Атмосфера подземных келий с их невероятной тишиной и отгороженностью от внешнего мира очень соответствовала духу христианских подвижников, стремившихся всю свою жизнь посвятить служению Господу. Потому таким большим уважением и почетом у русских людей всегда пользовались и сами пещерные монастыри, и тяжелая, самоотверженная жизнь их обитателей. Среди наиболее известных подобных сооружений Подмосковья – Талицкие пещеры в Пушкинском районе и Гефсиманский скит в Сергиевом Посаде.

Появлению же пещерно-храмовых строений в Воронежской области способствовало наличие в земной коре мощных меловых отложений.


Исторически Придонье находилось на перекрестке торговых путей, важнейшим из которых была река Дон. В разное время эти места заселяли самые разные, ныне исчезнувшие народы и племена: скифы, сарматы, аланы… С X по XVII век (почти семь столетий) эти земли регулярно страдали от набегов кочевников: печенегов, половцев, крымских и монгольских татар. Дикое поле, вытоптанное копытами лошадей, заброшенные монастыри и храмы, – вот во что превратили кочевники здешнюю землю.

Возможно, именно этим можно объяснить отсутствие подлинных исторических сведений о времени возникновения Костомаровской пещерной обители. Хотя существует несколько версий.

Так, в конце XIX века археолог и краевед Д.М. Струков выдвинул гипотезу, согласно которой пещерные обители возникли здесь очень давно, в первые века христианства. Его предположения основывались на наличии архитектурных признаков, придающих им схожесть с пещерными храмами в горной Каппадокии (север современной Турции), появление которых историки относят к I тысячелетию до Рождества Христова.

Ряд исследователей полагают, что время появления Белогорских пещерно-храмовых сооружений совпадает с периодом иконоборческой ереси (с VIII по X век), когда иконопочитатели, скрываясь от преследований, бежали из Византии на север через Кавказ, Крым и Придонье, создавая в этих местах пещерные храмы.


Мне же очень нравится предание о том, что 2000 лет назад сюда с миссией отправился святой апостол Андрей Первозванный, который проповедовал Евангелие скифским народам. «У этих народов зерно христианства в свое время даст росток», – писал святой апостол о русичах, которые пришлись ему «более всего по душе». Согласно этому преданию, верный ученик Христа основал здесь первую христианскую общину, не сомневаясь в том, что вера в единого Бога заполнит сердца людей, поклонявшихся до этого разным богам, и останется с ними на века. Именно святому апостолу Андрею многие сказания приписывают основание здесь первых пещерных храмов.

Первые же письменные упоминания о здешних пещерных строениях появились уже в середине XVII века. Согласно этим сведениям, на территории современного Спасского женского монастыря в то время находилась Дивногорская мужская обитель. Опираясь на эти данные, исследователи П.В. Никольский и В.Н. Тевяшов в конце XIX века предположили, что монастырь в Костомарове создали иноки из Малороссии, бежавшие сюда от унии и жестокости польской шляхты. Храня память о киевских пещерах, они начали создавать храмы в здешних меловых породах. Правда, Никольский допускает, что монахи могли найти уже готовые и заброшенные строения и обосноваться в них. В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что внутреннее устройство пещер более напоминает стиль древневизантийский, нежели киевский.


Строительство пещерных галерей продолжилось в XIX веке, и, по воспоминаниям старожилов, здесь продолжала существовать Дивногорская мужская обитель. У местных жителей и паломников особым почетом пользовалась пещера Покаяний, в которой верующих исповедовал святой старец.

С началом советского периода печальная участь православных святынь Руси, к сожалению, постигла и монастырь в Белогорье. Начались религиозные гонения, а пещерные обители были закрыты и разорены. Но многие монахи, скрываясь в самых удаленных келиях подземных лабиринтов, продолжали тайно нести свой молитвенный подвиг. Зная об этом, жители окрестных сел поддерживали подвижников, собирая и передавая им в подземелье пищу и одежду.

Особо почитаемым в этих местах в те годы был блаженный старец Петр, обладавший даром прозорливости и врачевания. Его родственник, местный старожил Павел Никифорович Еремеенкo рассказывал, что Петр вырубил в Костомаровских меловых холмах небольшую пещеру, в которой и жил. Принимал отец Петр и непосредственное участие в строительстве Спасского храма. Интересно, что свои наставления верующим он излагал в форме мудрых притч и иносказаний, постижение смысла которых требовало глубокого размышления.


В конце 30-х годов XX века старец Петр Еремеенко был подвергнут религиозным гонениям, схвачен и отправлен в Острогожскую тюрьму. По официальным данным, там он и умер, хотя до сих пор существует предание, что старец исчез из закрытой тюремной камеры. Тюремные власти, чтобы опровергнуть слухи, велели вынести тело умершего из тюрьмы и предъявили толпе… правда, с закрытым лицом. В память о старце Петре на территории монастыря была построена часовня, внутри которой воздвигнут крест. Паломники и сегодня продолжают обращаться к старцу Петру с просьбами о помощи.

Перед арестом отец Петр предсказал появление в обители еще одного пламенного подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Действительно, после войны появился здесь юродивый Андрей: «В первые годы после открытия пещерной церкви в ней подвизался юродивый по имени “Андрюшка”», – так писали о нем представители властей.

Отец Андрей, в миру Андрей Васильевич Попов, был родом из местной деревни Клеповка. В 12 лет он остался без родителей и познал тяжкую долю сироты. А на путь веры встал уже после того, как во время Великой Отечественной войны чудом выжил в страшном бою. С ужасом наблюдая, как вокруг него гибнут люди, Андрей, не переставая молиться о спасении, укрылся в небольшой воронке. Вот здесь и произошло чудо: немецкий танк, проползший над его головой, даже не задел Андрея. Тогда-то он и дал себе обещание до конца дней служить Господу.

Вернувшись с войны, Андрей Попов стал посещать дома, где собирались верующие для совместной молитвы (тогда в селе не было церкви), а позже оставил свой дом, отправился в пещеры и организовал там православную общину.

В 1946 году, по многочисленным просьбам верующих, в Костомаровском Спасском пещерном храме официально разрешили совершать богослужения. Отец Андрей участвовал и в работах по расширению Спасского храма: занимался созданием придела святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. «И помог нам Господь в трудах неусыпных, – и кончил алтарь я святой, и народ весь печальный и скорбящий бежал в гору святую, и укреплялась вера», – так позже написал он об этом.

В общине Андрей был очень почитаемым старцем, к нему всякий раз обращались прихожане за советом и молитвенной помощью. Как когда-то старец Петр, словесную помощь верующим отец Андрей оказывал в иносказательной, не всякому понятной, форме.

В 1959 году, в период хрущевский антирелигиозной кампании, Спасская церковь была окончательно закрыта, а деятельность православной общины прекращена. Незадолго до этого представители сельской управы жестоко избили отца Андрея, они издевались над ним и собирались арестовать. Тогда старец решил оставить мир людей и стать затворником. Он скрылся в одной из самых дальних подземных пещер и в уединении и молитве провел долгие 13 лет.


Дошедшие до нас его записи рассказывают о том, что отец Андрей преодолел самые суровые монастырские испытания: он молился в столпнике так, «что одежда ветшала от пота». Стоял он, привязав себя к стене, чтобы не упасть от бессилия: «….и стану я в столпе на молитву, с горячей слезой молиться за весь православный мир…» Затворничество – невероятно тяжелая миссия, и в особо трудные дни отец Андрей обращался к Божией Матери с просьбой о помощи. Выйдя из затвора по истечении 13 лет, он отправился в странствие по святым местам. Люди отмечали, что в исходящей от отца Андрея благодати и в невероятной белизне его лица было что-то поистине неземное.

Умер отец Андрей в 1982 году. Его похоронили на одном из деревенских кладбищ, и с этих пор его могила является местом почитания и паломничества. В свое время отец Андрей предсказал возрождение Костомаровской обители, назвав ее Новым Иерусалимом: «…И потекут сюда со всех сторон народы послушать слова Господа Христа и получить благодать». Предсказание сбылось, началось восстановление древней монастырской земли! В 1993 году приступили к расчистке пещер, а в 1997 году открыли теперь уже женский Спасский епархиальный монастырь.


Сначала у подножия меловых холмов среди полуразрушенных заброшенных пещерных сооружений поселились всего три монахини. Одна из них, игумения Серафима стала первой настоятельницей обители. В настоящее время все пещерные храмы полностью восстановлены и даже построен новый – в честь Божией Матери «Взыскание погибших»; отстроены также сестринские корпуса и хозяйственные помещения, действует гостиница для паломников.

Невероятное внешнее сходство монастырских пейзажей со Святой Землей дополнено и схожими названиями: гора Фавор, поток Кедрон, поклонный крест на горе Голгофа… Меловые холмы огибает извилистая дорога, на которую выходят входы в восемь основных пещер.

Самым древним из монастырских строений является Спасский собор. Его рукотворные части очень органично сочетаются с каменной кладкой, созданной самой природой. Звонница, сверкающие купола, увенчанные крестами, будто опираются на две меловые скалы, которые здесь называются «дивы». Поистине дивное создание! Храмовая пещера представляет собой целый комплекс: кельи, усыпальницы, храм с главным алтарем и приделом Веры, Надежды, Любови и Софии. Своды храма лежат на больших меловых колоннах, в стенах прорублены келии с крошечными оконцами. В затворнических пещерах встречаются и специальные углубления – столпники, в которых монахи молились стоя, привязывая себя к стене.


Традиционно иконы для пещерных храмов писались на цинковых листах, так как из-за высокой влажности деревянные иконы быстро ветшали. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, написанная на листе цинка, пользуется особым почитанием паломников. На ней сохранились следы от пуль, когда в святые образы стреляли большевики. Еще одна особо почитаемая икона пещерной обители – «Святое Семейство», – перед этим образом молятся о благополучии и мире в семье. В одной из пещер храма, по свидетельствам старожилов, большевики расстреливали монахов и верующих. На стенах до сих пор сохранились следы крови погибших священников.

В 1903 году в обители начали возводить еще один храм монастыря, освященный в честь преподобного Серафима Саровского, но после революции строительство остановилось и завершилось лишь недавно. Храм был освящен 15 января 2005 года, уже после основания здесь женского Спасского монастыря. Уникальные иконы, вырезанные прямо в меловой толще стен храма, поражают утонченностью и одновременно скромностью и великолепием! Они аскетичны, как и все убранство пещер и помогают посетителям настроиться на главное: на веру, живущую в их сердцах, на постижение внутреннего, духовного состояния!

Не прекращается поток паломников в самую удаленную обитель монастыря – пещеру Покаяния. Продвигаясь по пещерным коридорам, освещаемым тусклым светом лампад и свечей, погружаясь в покой и безмолвие, верующие будто следуют «из времени в вечность», совершая путь в глубину своей души. По мере удаления от входа всё внешнее отступает, и путник остается наедине с собой и с теми самыми главными вещами, которые есть в его жизни.

Раньше сюда приходили на таинство исповеди. Низкий потолок, очень узкие проходы невольно заставляют посетителей продвигаться по лабиринту в позе смирения, впитывая дух древности, сложных человеческих судеб, исторических загадок и тайн, которым наполнена атмосфера обители. Для многих здесь наступает момент истины...


Новый XXI век стал началом эпохи возрождения пещерных храмов, переданных Воронежской епархии. В воскресные и праздничные дни здесь проходят службы: летом – в Спасском соборе, зимой – в храме «Взыскание погибших».

Постоянно растет количество сестер, желающих нести в монастыре молитвенную и трудовую службу. С каждым годом увеличивается и число паломников, приезжающих в Костомарово из самых разных мест России, ближнего и дальнего зарубежья. Многие из них возвращаются сюда вновь и вновь. Проникаясь необыкновенной красотой этих мест, они снова и снова вдохновляются невероятной силой духа, преданностью вере, – всем тем, что навеки хранят для потомков своды, галереи и самые удаленные уголки величественных пещерных сооружений Костомаровской Спасской обители!

Виктория Михайлова

Рассказы по истории Крыма Дюличев Валерий Петрович

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

ПЕЩЕРНЫЕ МОНАСТЫРИ

Возникновение пещерных монастырей в Крыму связано с иконоборчеством в Византии. В VIII-IX веках византийское духовенство настолько усилилось, что в руках у монастырей и церквей сосредоточилась значительная часть земель. Императоры Лев III и Константин V начали преследование духовенства и монахов под предлогом борьбы с иконопочитанием. Церковным собором 754 года иконопочитание было осуждено. По приказу властей разрушались церкви с росписями, уничтожались иконы, у монастырей конфисковывались земли. На протяжении VIII-XI веков монастыри были закрыты, а монахи, да и светские почитатели икон бежали из Византии, в частности на север, в Крым. Здесь в долинах рек в неприступных скалах возникают многочисленные монастыри - Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Чилтер-коба, Чилтер-мармара и др.

Успенский монастырь.

Успенский монастырь (близ Бахчисарая) возник предположительно в конце VIII - начале IX века и просуществовал с перерывами около тысячи лет. Монастырь расположен в живописной долине на отвесной скале, внизу которой сохранились пещеры. Сохранились него наземные постройки: дом игумена у дороги, руины небольшой часовни, остатки фонтана, два здания монастырской гостиницы. Широкая лестница, постепенно врезающаяся в скальный массив, ведет на площадку второго яруса, отсюда более узкая лестница приводит в главную, Успенскую церковь, вырубленную в отвесной скале. Обширный светлый зал со стенами, побеленными известью, украшен четырьмя колоннами, за которыми видны следы поздней росписи; напротив в стене - оконные проемы, из которых открывается вид на ущелье и остатки греческого поселения Мари-амполь. Снаружи над церковью в специальной нише, украшенной витыми колоннами, и по бокам от нее - роспись середины XIX века, выполненная прямо на скале.

После вторжения в Крым монголо-татар многие монастыри пришли в упадок, Успенский же монастырь сумел остаться центром христианской церкви в Крыму. Эта роль перешла к нему после захвата Мангупа турками (1475 г.). Русское государство оказывало покровительство монастырю, посылало ему материальную помощь.

После переселения крымских христиан в Приазовье в 1778 году, когда Крым покинули и жители селения Мариамполь, располагавшегося напротив монастыря, места эти пришли в запустение.

Шулдан. В Шульской долине, ведущей к селу Терновка, над верхним краем скалистого склона, в скальном обрыве издалека видны высеченные в нем пещеры: это монастырь Шулдан («Отдающий эхо»), возникший, вероятно, в VIII веке. По склону, заросшему лесом, зигзагообразно поднимается дорога до плато; отсюда направо, вдоль скального обрыва, ведет к монастырю сильно заросшая травой тропа. В ближайшем естественном гроте, видимо, был источник: об этом говорит отверстие в скале, выточенные водой желобок и выемка в виде чаши. Сегодня вода выбрала себе другой путь - источник пробивается из земли несколько дальше и ниже. В следующем гроте произошел крупный обвал вместе с имевшимися в нем пещерами, в правом углу повисли остатки каменной лестницы, некогда ведшей в храм. Следуя дальше вдоль скалы, попадаем в лабиринт пещер естественного и искусственного происхождения и затем по ступенькам неожиданно выходим в верхний ярус - своего рода балкон, круто обрывающийся вниз, откуда открывается великолепный вид на Шульскую долину. Слева находится высеченная в скале базилика правильной формы с нартексом, отделенным двумя колоннами, от которых видны каменные основания с коробовым сводом и центральной апсидой, вдоль полукружия которой идет двухъярусная скамья с епископским креслом в алтаре. На стенах еще различимы следы росписи, которую датируют XII-XIII веками. С южной стороны к храму примыкает придел с купелью в апсиде.

Вопросы и задания

1. С чем связано возникновение пещерных монастырей в Таврике?

2. Какие пещерные монастыри Крыма ты знаешь?

3. Расскажи об Успенском монастыре.

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

ЗАМОСКВОРЕЦКИЕ ВЕДЬМЫ И ПЕЩЕРНЫЕ КАРЛИКИ Жизнь, управляемая приметами В феврале 1598 года московская знать присягала Борису Годунову.В клятвенном обещании новому царю были и такие слова: «…В естве и в питье, и в платье или в ином в чем лиха напасти не учиняти; людей своих с

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Пещерные города Каппадокии Несколько миллионов лет назад, еще в третичный период, в Анатолии произошло извержение вулкана Эрджиеш-Дагы – самой высокой горы Малой Азии. Потоки лавы, смешанной с пеплом, хлынули в долину Гереме и толстым слоем покрыли территорию в

Из книги Иван III автора Скрынников Руслан Григорьевич

Монастыри В XIV–XV вв. монастыри в России переживали расцвет. В центре и на окраинах появились сотни новых обителей. Одни из них превратились в крупных, землевладельцев, другие существовали в виде скитов и крохотных лесных пустыней. В пустынях иноки жили трудами своих рук и

Из книги Русская республика (Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада. История Новгорода, Пскова и Вятки). автора Костомаров Николай Иванович

V. Монастыри Первые ростки восточного аскетизма, посаженные на девственной почве берегов Днепра, поднялись было роскошно в образе Печерского монастыря; но не дали ему ходу бурные перевороты южнорусской истории. Безопаснее стали возрастать его отпрыски, одни за другими,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

МОНАСТЫРИ Серьезные изменения наметились и в ирландских монастырях. Эти перемены связаны прежде всего с именем святого Малахии из Армы (1094-1148), друга Бернарда Клервоского, главного монашеского реформатора Франции. После смерти святого Бернард написал «Житие

автора Фадеева Татьяна Михайловна

IV. "ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА" И ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛИ Безвестных стран разбитые заставы, Могильники забытых городов, Размывы, осыпи, развалины и травы Обглоданных волною берегов… М. А. Волошин Знакомство с Чуфут-кале и Успенским монастырем, которых не минует ни один посетитель

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

Пещерные казематы Скалистые мысы, выступавшие за линию обороны восточного обрыва как бы в виде природных «башен», также были использованы: вырубленные в них пещеры с бойницами явно служили казематами для воинов и позволяли держать под перекрестным обстрелом "мертвую

Из книги Тайны горного Крыма автора Фадеева Татьяна Михайловна

VII. «ПЕЩЕРНЫЕ» КРЕПОСТИ И МОНАСТЫРИ Да одиноко городища Чернеют жутко средь степей, Забытых дел, умолкших дней Ненарушимые кладбища… М. А. Волошин Среди "пещерных городов" численно преобладают сравнительно небольшие поселения, до «ранга» города не дотянувшие. Это

Из книги Две силы автора Солоневич Иван

ПЕЩЕРНЫЕ СНЫ Валерий Михайлович чувствовал, что он не заснёт. Так уютно потрескивали остатки костра, так бессильно за могучими стенами пещеры ныла пурга, так приятно ныли натруженные ноги, было такое редкое ощущение полной и абсолютной безопасности, и, вот, лезли в голову

Из книги Первобытные люди [Быт, религия, культура] автора Квеннелл Марджори

Глава 3 Первые пещерные люди Следующий период, о котором пойдет наш разговор, - это период пещерных людей культуры мустье, которая получила свое наименование от названия пещеры Ле-Мустье, расположенной в долине реки Везер во французском департаменте Дордонь. В Ле-Мустье

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 2 автора Погодин Михаил Петрович

МОНАСТЫРИ Первыми училищами христианской веры и новой жизни стали монастыри. Предание говорит, что с введением ее и «монастыреви на горах сташа, черноризцы явишася». Первый митрополит Михаил поставил монастырь во имя своего ангела, Архистратига Михаила, неподалеку от

Из книги История людей автора Антонов Антон

17. Пещерные люди Последняя стадия антропогенеза, несмотря на свою близость во времени, представляется подчас более туманной, нежели первая. Дело в том, что в стройную картину последовательных эвлюционных превращений вклиниваются неандертальцы, которые, по мнению многих

Из книги Тибет: сияние пустоты автора Молодцова Елена Николаевна

Монастыри Практически же образование в тибетском буддизме продолжается в той или иной форме всю жизнь, будучи тесно связанным с религиозной жизнью. Всякий монастырь, помимо учебной, имеет еще и культовую функцию. Соответственно этой функции место для монастыря всегда

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Пещерные люди Возьмем знаменитую притчу о пещере, которую, если верить Платону, его брат Главкон слышал от Сократа (трактат «Государство»). В ней рассказывается о том, что наш мир – некое подобие темной пещеры, в которую, впрочем, проникает свет через большое отверстие.

Из книги Рассказы по истории Крыма автора Дюличев Валерий Петрович

«ПЕЩЕРНЫЕ ГОРОДА» В средневековой Таврике на высоких плато столовых гор возникает целая сеть городов, окруженных неприступными скалами и грозными оборонительными стенами с боевыми башнями. Чаще всего в исторической литературе эти города упоминаются как «пещерные

Как верно подметили наши предки, русская земля велика и обильна. И порой на ее бескрайних просторах обнаруживаются настоящие чудеса, которые совершенно не ожидаешь встретить в самых «обычных» местах. Одно из таких чудес - это пещерные монастыри в Воронежской области, которые выглядят очень необычно для привычного среднерусского пейзажа. Однажды увидев их на фотографии, очень захотелось как-нибудь до туда доехать, и вот на первые майские представилась такая возможность. И скажу сразу - за четыре дня это было, пожалуй, самое красивое и необычное место.

До Воронежа доехали не сразу - начали с одной заброшенной церкви в Тульской области, куда в свое время не получилось найти дорогу. Надо было «закрыть» тему, поэтому крюк в несколько десятков километров совсем не остановил. Тем более что на юг от Москвы уже все цвело и благоухало.

Девочкино урочище, некогда довольно большое село со Знаменской церковью. Сегодня - просто холм на берегу речки Чернь в окружении полей и оврагов.

Церковь в полной разрухе, а внутри - склад удобрений с нестерпимым запахом.

Погрустили и поехали дальше. Проезжали Елец, который на первый взгляд очень понравился. Не гуляли, но чисто визуально город произвел очень приятное впечатление - похоже, центр там очень хорошо сохранился. Правда, есть только одна фотография, сделанная уже на выезде через плечо.

Въезжаешь в Воронежскую область, и резко меняется пейзаж. Начинаются степи, глубокие балки-овраги и меловые отроги.

Это мы уже подъезжаем к Костомарово, где находится первое «чудо» - Свято-Спасский монастырь.

Уже издалека понимаешь, что это совсем особенное место. Меловые столбы выветривания называются «дивы», и в 12 веке афонские монахи приспособили их как входы в подземные монастыри.

Мел - очень мягкий и податливый материал, поэтому сооружать в нем проходы и кельи довольно просто.

Всего в комплексе несколько пещер и «храмов». Был конец дня, и в некоторые попасть уже было нельзя. Но зато вечерний свет окрашивал все в теплые закатные краски.

Это Спасский собор. Снаружи кажется какой-то маленькой пещеркой, а внутри поражаешься его размеру (снимать внутри традиционно нельзя).

Внутри хранятся несколько древних икон. Главная святыня - Костомаровская икона Богоматери, нарисованная на листе железа. Сейчас в ней есть несколько пулевых отверстий - появились после того, как в нее стреляли строители коммунизма. Но больше всего поражает звенящая тишина, которая царит внутри. Такой я, пожалуй, нигде не слышал.

Монастырь был закрыт в 1930-е годы, а потом вновь ненадолго открыт в ходе Отечественной Войны. А потом опять закрыт и заброшен, уже в хрущевские годы.

Судя по фотографиям в интернете, в выходные там столпотворение. Нам повезло - мы были вечером в четверг, и гуляли там практически одни, так что смогли вдоволь насладиться тишиной и красотами.

Ночевали в замечательном месте, небольшой гостинице в простой деревне Урыв-Покровка на берегу Дона. Все, что надо есть, - удобства, тишина, вкусная еда. На фото она в центре с синими крышами. (upd. спустя четыре года их сайт не работает).

Прямо рядом с Урывом находится несколько глубоких балок, на склонах которых роют норы байбаки.

Утром байбаки вылезают из них для того, чтобы погреться на весеннем солнце.

У них тучные бока, но очень острые зрение и слух, поэтому стоит произвести лишь одно неверное движение, как фотомодель тут же спрячется в нору.

Снимаешь одного, а в кадр еще парочка попадает.

Очень забавные животные.

Следующая остановка - заповедник Дивногорье, в котором есть те же самые дивы...

Такие же пещерные монастыри...

Плюс панорамные виды на Тихую Сосну и Дон....

И очень много гадюк на склонах.

А также прочая живность

Дивногорье занимает огромную территорию - там есть и "обычный" монастырь, и древние селища, и даже остатки крепости 9-10 веков. На дивах надписи разных времен и народов.

А внизу - железная дорога, от вибрации которой памятники природы постепенно разрушаются.

Внизу встретили пару человек с граблями, которые оказались волонтерами из Франции, которые работают в заповеднике на общественных началах. Их самоотверженность как-то очень резко контрастирует с жителями огромной деревни рядом, народ в которой не делает ничего для того, чтобы использовать те богатства, которыми наградила их природа.

После Воронежских степей - в Курскую область, где родился мой дед и где я проводил в детстве каждое лето в старом доме со стенами, мазанными глиной. О том, как меняются некогда прекрасные места с прошествием времени - читайте в следующей серии.