Интерьер

Возрастные процессы человека. Развитие человека. Возрастные процессы. Способность человека размножаться половым путем

187. Запишите определения.

  • Гомологичные хромосомы - хромосомы, содержащие одну и ту же линейную последовательность генов и образующие пары во время мейоза.
  • Диплоидный хромосомный набор - совокупность хромосом, заключённых в каждой клетке организма.

188. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей мужской половой системы, обозначенных цифрами.

1 - Половой член
2 - Мочеиспускательный канал
3 - Крайняя плоть
4 - Яичко
5 - Мошонка
6 - Придаток яичка
7 - Предстательная железа
8 - Семявыносящие протоки

189. Выпишите органы, составляющие женскую половую систему.

ОТВЕТ: Яичники, матка, маточные трубы, влагалище.

190. Дополните предложения.

Мужские половые клетки - сперматозоиды образуются в яичках . Женские половые клетки - яйцеклетки образуются в яичниках .

191. Запишите определения.

  • Оплодотворение - это слияние яйцеклетки и сперматозоида.
  • Зигота - это зародышевая клетка, которая образуется в результате оплодотворения.
  • Плацента - это эмбриональный орган, образующийся из зародышевых оболочек плода.

192. Каковы строение и функции плаценты?

ОТВЕТ: Плацента имеет форму диска диаметром около 20 см и толщиной до 4 см. Через плаценту плод получает кислород, необходимые питательные вещества. Также плаценты выполняет барьерную функцию, защищая зародыш от чужеродных веществ.

193. Объясните, в чём преимущество полового размножения по сравнению с бесполым.

ОТВЕТ: При половом размножении происходит скрещивание генов, обеспечивается генетическое разнообразие и потомки наследуют признаки обоих родителей. При бесполом размножении дети идентичны родителям, так как получают геном одного предка.

194. Дайте характеристику основных этапов развития человека.

Рождение . После рождения ребёнка его пуповину перерезают, и он становится самостоятельным организмом.
Новорождённый . От рождения до 10 дней. В этом периоде ребёнок слаб и беспомощен. Благодаря врождённым рефлексам он сосёт грудь матери.
Грудной ребёнок . От 10 дней до 1 года. Прорезывание первых молочных зубов, период максимальной интенсивности роста. Формируются изгибы позвоночника. Ребёнок постепенно научается сидеть, стоять, а затем и ходить. Начало познавательного развития.
Детство . 1-3 года. В этот период у ребёнка прорезываются все молочные зубы. Активно развивается речь, память, ориентирование в окружающем мире.
Подростковый возраст . 12-16 лет. Период второго активного ростового скачка. Происходит половое созревание, интенсивное интеллектуальное развитие (самоидентификация, самовоспитание).
Юношеский возраст . 17-21 лет. Окончание интенсивного роста, все системы органов достигают своей зрелости.
Зрелый возраст . 22-60 лет. Стабильные параметры организма. У женщин к концу этого периода заканчивается репродуктивный цикл, наступает климакс.
Пожилой возраст . 61-74 лет. Обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности.
Старческий возраст . 75-90 лет. Структурные и функциональные изменения ЦНС.

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Женские гаметы называются:
А. Фолликулы
Б. Яйцеклетки
В. Сперматозоиды

2. Половые клетки человека содержат:
А. 46 хромосом
Б. 50 хромосом
В. 23 хромосомы

3. Младенец женского пола развивается при следующем сочетании половых хромосом:
А. XX
Б. XY
В. YY

4. Мужские гаметы образуются:
A. В предстательной железе
Б. В семенниках
B. В семявыносящих протоках

5. Женские гаметы образуются:
А. В маточных трубах
Б. В матке
В. В яичниках

6. Период развития яйцеклетки составляет:
А. 30 дней
Б. 28 дней
В. 25 дней

7. Оплодотворение яйцеклетки происходит:
А. В маточной трубе
Б. В яичнике
В. В матке

8. Имплантация и развитие зародыша происходит:
А. В маточной трубе
Б. В яичнике
В. В матке

9. Зигота человека содержит:
A. 23 хромосомы
Б. 46 хромосом
B. 92 хромосомы

10. Обеспечение зародыша питательными веществами и кислородом осуществляется с помощью:
А. Плаценты
Б. Хориона
В. Амниона

11. Период беременности составляет:
А. 38 недель
Б. 40 недель
В. 42 недели

12. С первым криком у ребенка начинает активно функционировать:
A. Кровеносная система
Б. Пищеварительная система
B. Дыхательная система

13. Ребенок становится самостоятельным организмом:
A. После отрезания пуповины
Б. После первого вдоха
B. После первого кормления

15. Развитие всех молочных зубов и быстрый рост ребенка происходит в период:
А. От 3 до 5 лет
Б. От 1 до 3 лет
В. От 5 до 7 лет

16. Рост и развитие организма завершается:
А. В 10–15 лет
Б. В 30–40 лет
В. В 16–21 год

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. В половом размножении принимают участие мужской и женский организмы, вырабатывающие половые клетки:... и..., при слиянии которых образуется...
2. Зигота человека содержит... хромосом, при сочетании половых хромосом XX рождается..., a XY –
3. Мужские половые железы – ... синтезируют половые клетки..., питание и развитие которых обеспечивает семенная жидкость, вырабатываемая... железой.
4. Яйцеклетки развиваются в..., в особых пузырьках – ..., период созревания составляет... дней.
5. Оплодотворение происходит в маточной..., зигота имплантируется в стенку..., где развивается многоклеточный...
6. Питание, дыхание и метаболизм зародыша обеспечивает особая оболочка – ..., развивающаяся из ворсинок..., связь плода с организмом матери осуществляется через... канатик.
7. Период внутриутробного развития зародыша называется... и длится... недель, в течение которых эмбрион человека проходит стадии развития своих...
8. В результате непроизвольных сокращений... ребенок появляется на свет, с первым криком расправляются его..., а после отрезания... он становится самостоятельным существом.
9. Новорожденный ребенок существует благодаря... рефлексам, основу его питания составляет... молоко, а к 6 месяцам прорезываются...
10. В период от 1 до 3 лет ребенок активно... и быстро растет, в 12–16 лет начинается... созревание, а к 21 году все системы организма достигают своей...

Как любой живой организм, человек рождается, растет, размножается, стареет и умирает Возраст человека исчисляется с момента его рождения. В среднем продолжительность жизни человека в развитых странах у мужчин 73 года, у женщин - 77 лет.

Рождение. Перед родами у женщины начинаются родовые схватки - непроизвольные сокращения матки, им помогает периодическое сокращение мышц брюшного пресса. У появившегося на свет ребенка расправляются легкие, с первым криком он начинает дышать самостоятельно.

После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками. Ребенок становится самостоятельным.

Новорожденный и грудной ребенок. Этот небольшой, но ответственный период в жизни человека длится недолго. До месяца ребенок считается новорожденным, до года - грудным.

Новорожденный ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери. Уже через месяц масса его тела значительно увеличивается, движения усложняются. Ребенок может делать хватательные движения, овладевает основами общения. В грудном возрасте малыш растет особенно быстро. Примерно с 6 месяцев у него начинают прорезываться молочные зубы. Ряд органов (глаз, внутреннее ухо) быстро достигают почти взрослых размеров.

В этот период ребенок должен получать полноценное питание. Лучше всего дети усваивают белки, жиры и углеводы женского молока, поэтому так важно именно грудное вскармливание. Кроме того, материнское молоко содержит антитела и, таким образом, защищает ребенка от многих болезней.

Детство. В период от 1 года до 3 лет у ребенка прорезываются все молочные зубы, он быстро растет и прибавляет в весе. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем, активно познает мир. В этот период огромное значение для малыша имеет игра.

Половое созревание у девочек начинается в 11 -12 лет, у мальчиков чуть позже - в 12-13 лет. В это время изменяются пропорции тела, появляются вторичные половые признаки; у девочек расширяется таз. округляются бедра, увеличиваются молочные железы; у мальчиков начинается рост гортани, ломается голос.

Подростковый возраст. В 12-16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации: это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки. К 15-16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, появляются непроизвольные выделения спермы- поллюции- первый признак полового созревания юношей.

Юношеский возраст. Этот возраст (16-21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все системы органов практически достигают своей зрелости.

Строение тела в зрелом возрасте (22-60 лет) изменяется мало, а в пожилом (61-74 года) и старческом (более 75 лет) прослеживается характерная для этих возрастов перестройка: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов. Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения.

  • Далеко не сразу эмбрион становится похожим на маленького человечка. Ведь во время внутриутробного развития человек, как и все другие млекопитающие, проходит путь развития своего биологического вида: сначала он похож на ланцетника, потом напоминает маленькую рыбку, затем у него появляются черты амфибий и рептилий. Все эти превращения происходят довольно быстро, и к началу 6-й недели с момента оплодотворения эмбрион уже выглядит как маленький человечек, хотя его длина лишь немного превышает 1 см. Позвоночник эмбриона в этот период еще хрящевой, но на ручках и ножках уже есть пяльцы, нячинает биться сердпе.
  • Когда человек рождается, то объем его мозга совсем невелик. Большая часть человеческого мозга формируется после рождения. Новорожденный ребенок хорошо слышит звуки, однако только через год он обучается точно определять источники этих звуков.
  • Когда ребенок рождается, у него практически отсутствуют двигательные навыки, поэтому ему надо учиться сначала держать голову, затем ползать, ходить и т. д. У большинства детей основные этапы развития двигательных навыков таковы:

    9 месяцев - ползает;
    1 год - начинает ходить;
    1,5 года - хорошо умеет ходить;
    2,0 года - уверенно бегает;
    3,0 года - научается бить ногой по мячу;
    4,0 года - умеет прыгать на одной ноге;
    5,0 лет - может пройти по нарисованной на земле линии;
    6,0 лет - хорошо умеет прыгать в длину и высоту.

  • Когда организм развивается и ребенок взрослеет, пропорции его тела меняются. Голова по сравнению с длиной тела уменьшается, тогда как ноги и руки становятся относительно длиннее.

Проверьте свои знания

  1. Что такое родовые схватки?
  2. Когда ребенок начинает ориентироваться в окружающей среде?
  3. Что характерно для новорожденного ребенка?
  4. Какой период жизни человека охватывает грудной период?
  5. Когда начинается половое созревание у девочек?
  6. Каковы особенности развития в подростковом возрасте?
  7. Какой этап в жизни человека совпадает с периодом зрелости?

Подумайте

Почему еще не родившийся младенец, находящийся в теле матери, не может кричать?

В развитии человека выделяют новорожденный и грудной этапы, детство, подростковый и юношеский периоды, зрелый, пожилой и старческий возраст.

187. Запишите определения.

Гомологичные хромосомы - парные, одинаковые по форме и размеру хромосомы, несущие одинаковые гены.

Диплоидный хромосомный набор - хромосомный набор, представленный парными хромосомами.

188. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей мужсой полвой системы, обозначенных цифрами.

2 - мочеиспускательный канал

3 - головка пениса

4 - семенник

5 - мошонка

6 - придаток семенника

7 - предстательная железа

8 - семявыводящий поток

189. Выпишите органы, составляющие женскую половую систему.

Состоит из внутренних и внешних половых органов. Внутренние органы расположены в полости малого таза. К внутренним половым органам относятся яичники, маточные трубы, матка.

190. Дополните предложения.

Мужские половые клетки - сперматозоиды образуются в семенниках. Женские половые клетки - яйцеклетки обазуются в яичниках.

191. Запишите определения.

Оплодотворение - слияние яйцеклетки и сперматозоида.

Зигота - зародышевая клетка, образующаяся в результате оплодотворения.

Плацента - детское место, через которую осуществляется питание зародыша.

192. Каковы строение и функции плаценты?

Плацента имеет форму диска диаметром около 20 см и толщиной около 5 см. В ней соприкасаются не сливаясь кровеносные сосуды матери и зародыша. Через плаценту происходит снабжение зародыша питательными вечествами, кислородом. Также защищает зародыш от чужеродных веществ.

193. Объясните, в чем преимущество полового размножения по сравнению с бесполым.

При половом происходит скрещивание генов и наследуются признаки обоих родителей, при бесполом потомство получает геном родителя и, собственно, от него ничем не отличаются.

194. Дайте характеристику основных этапов развития человека.

Рождение - после рождения ребенка его пуповину перевязывают в двух местах и перерезают между перетяжками. С этих пор ребенок становится самостоятельным.

Новорожденный - ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери. Уже через месяц масса ребенка значительно увеличивается, движения усложняются.

Грудной ребенок - в этот период ребенок растет особенно быстро. примерно в 6 месяцев у него начинают прорезываться первые зубы. Ряд органов (глаза) достигают почти взрослых размеров.

Детство - в период от 1 до 3 лет у ребенка прорезываются все солочные зубы. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире.

Подростковый возраст - в 12-16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. К 15-16 годам у мальчиков начинают расти волосы на лице и пр.

Юношеский возраст - (16-21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все системы органов достигают своей зрелости.

Зрелый возраст - строение тела в этом возрасте (22-60 лет) изменятеся мало.

Пожилой возраст - (61-74 года) обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности.

Старческий возраст - снижение работоспособности всех систем организма.

1. Что такое родовые схватки?

Родовые схватки – непроизвольные сокращения стенок матки, способствующие прохождению плода по родовым путям и изгнанию плода во время родов.

2. Вспомните, как регулируется дыхание у человека. Зная это, объясните пусковой механизм первого вдоха у новорожденного ребенка.

У родившегося ребенка после перевязки пуповины прекращается газообмен через пупочные сосуды, несущие кровь, обогащенную кислородом, к плоду. В крови новорожденного уменьшается количество кислорода и увеличивается углекислого газа, что раздражает хеморецепторы, находящиеся в области отхождения сонной артерии. Данные рецепторы посылают возбуждающие нервные импульсы к дыхательному центру, который и запускает механизм первого вдоха.

3. Что характерно для новорожденного ребенка?

Периодом новорожденности считается первый месяц жизни ребенка (по другим источникам первые 10 дней жизни). В этот период ребёнок слаб и беспомощен. У него развиты безусловные рефлексы (сосательный, хватательный, хоботковый) и пока не сформированы условные. Все системы организма несовершенны, изгибы позвоночника отсутствуют. Потребность во сне составляет до 21 часов в сутки. Питается ребенок материнским молоком.

4. Чем материнское молоко лучше искусственной молочной смеси?

Материнское молоко содержит все необходимые для роста и развития ребенка вещества в идеально сбалансированном виде. Кроме того, материнское молоко содержит антитела обеспечивающие защиту ребенка от множества инфекционных заболеваний в первые месяцы жизни, когда иммунная система малыша еще несовершенна и не может обеспечить ее самостоятельно.

5.Какой период жизни человека называют грудным?

Грудным называют первый год жизни ребенка. В этот период ребенок активно растет и развивается, дети много спят, часто питаются. Питаются грудным молоком или искусственными смесями, отсюда и название периода. К концу грудного периода у ребенка формируются все изгибы позвоночника, ребенок начинает ходить, появляются первые молочные зубы, ребенок учиться ходить и говорить, формируются первые условные рефлексы.

6. Когда начинается половое созревание у девочек; у мальчиков?

Половое созревание у девочек начинается в 11–12 лет, у мальчиков чуть позже – в 12–13 лет. В это время изменяются пропорции тела, появляются вторичные половые признаки: у девочек расширяется таз, округляются бёдра, увеличиваются молочные железы, начинается оволосение по женскому типу: лобок, подмышечные впадины; у мальчиков начинается рост гортани, ломается голос, начинается рост скелета по мужскому типу: широкий плечевой пояс и замедление роста костей таза. В этот период дети очень быстро растут и прибавляют в весе. Так, в этот период рост за год может увеличиться сантиметров на 20! Увеличивается размер внутренних органов, возрастает давление крови.

7. Каковы особенности развития в подростковом возрасте?

В 12–16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. У девочек появляются менструации (периодические выделения крови из половых путей): это признак того, что в яичниках начали развиваться и созревать яйцеклетки, увеличивается количество волос на лобке и в подмышечных впадинах. К 15–16 годам у мальчиков начинается рост волос на лице, теле, в подмышечных впадинах, появляются непроизвольные выделения спермы – поллюции – первый признак полового созревания юношей (они бывают от 1 раза в 1,5-2 месяца до 2-3 раз в месяц). Посредством поллюции организм освобождается от избытка семенной жидкости и полового напряжения.

8 Чем характеризуется в жизни человека период зрелости; пожилой возраст; период старости?

Строение тела в зрелом возрасте (22–60 лет, по другим источникам с 21 года до 60 лет у мужчин и до 55 лет у женщин) изменяется мало, этот период также охарактеризовать как период относительного постоянства и устойчивости функций организма на максимально высоком уровне его развития в его первой половине (до 35 лет) и периодом медленного угасания после 35 лет, на период зрелости приходится наибольший подъем трудовой и социальной деятельности человека. В пожилом (61–74 года) и старческом (более 75 лет) прослеживается характерная для этих возрастов перестройка организма: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов, замедляется умственная деятельность, нарушается память, кожа теряет эластичность, появляются пигментные пятна разной степени выраженности, признаки ороговения, морщины вначале на мочках ушей, переносице, подбородке и верхней губе, позже на коже щек, лба, шеи, становясь с каждым годом глубже и заметнее. У пожилого человека, за редкими исключениями, заметно изменяются фигура, осанка и походка, что связано с возрастными изменениями в суставах, мышцах и скелете. Походка становится тяжелой, замедленной, и в старческом возрасте может стать «шаркающей». Все эти процессы более выражены у тучных людей.

9. Известны случаи, когда дети с младенчества были изолированы от человеческого общества и росли среди животных. Попадая к людям, эти дети « маугли» в возрасте 5 лет и более так и не научились хорошо говорить и читать. Объясните почему.

Отсутствие человеческого общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток головного мозга и замедлению связи между различными его областями, которые формируются в возрасте от 3 до 6 лет. Социальная изоляция в первые годы жизни человека ведет к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости.

10. Почему еще не родившийся младенец, находящийся в теле матери, не может кричать?

Звуки, и крик в том числе, формируются при прохождении воздуха через голосовые складки, так как плод не дышит, то и звуки он, соответственно, издавать не может.