Кухни

Ибо сказано не смотри на своего искусителя. Открытка (плейкаст) «Почему толпа разгневанных иудеев не побила камнями грешницу? Как вести себя, если случится видение

Кто принесет нам радость в эту долину слез?

Се, радость приходит от истины. Кто нам явит истину среди ловушек лжи, в которые мы попадаемся на каждом шагу?

Се, радость приходит от справедливости. Кто есть тот, кто может установить справедливость от земли до небес, чтобы светила она всем рожденным от жены, чтобы светила им и радовала их?

Еще радость приходит от милосердия. Кто выведет милосердие из царства сказок и человеческих мечтаний и сделает его реальностью, что сильнее злобы и жестокости?

Еще радость приходит от жизни, где же тот истинный свидетель жизни лучшей, чем это медленное умирание, которое только присвоило себе звание жизни?

Вот четыре вопроса, которые задал мне недавно один простой несчастный человек, каких в больших городах множество. Не философ, который специально занимается глубокими тайнами и загадками бытия и жизни; не бедный, которого бедность и одиночество привели к размышлениям о лишениях, а обыкновенный человек, здоровый и благополучный. По всему своему облику он выглядит вполне счастливым человеком, но он считает себя несчастным, и на исповеди плачет от отсутствия радости.

Эти вопросы задают себе многие и многие души, живущие на земле. Не сомневаюсь и в том, что эти вопросы задавали себе и вы, которые сегодня вновь стоите перед иконостасом, на котором видите образ Царя и Господа в окружении Его воинства ангелов и святых. одна знает ответ на эти вопросы, и она должна и хочет ответить на них, ясно и открыто, устами своих служителей.

Ответ краток: один только Христос, Сын Бога живого, Носитель, Источник, Открыватель и Залог истинной радости, к которой стремится каждая человеческая душа.

Индийский учитель Будда своим учением только углубляет и продлевает человеческую печаль. Исламский пророк вносит в душу страх. Философы играют словами и как только один из них покажет хоть лучик радости, другой спешит погасить этот лучик холодным ветром отрицания. Современные безбожники, как и безбожники всех времен, вовсе изгнали понятие радости из своей речи, проповедуя близкую и окончательную всему и вся.

Может быть вы знаете того, что я не знаю, что хоть когда-то хоть один из учителей народа назвал свое учение – Радостной вестью?

Индийцы назвали свои лучшие книги – Веды, что значит Знание. Будда назвать свое учение – Путь. Ибо он проповедовал только путь, а не цель, бесцельный путь в бесцельное – ничто. Египтяне свою мудрость именовали Книга Мертвых. Указания Магомета названы его последователями – Коран, что просто значит книга.

В огромных зарослях книг всего мира, только одна единственная книга называется – Радостная весть. Это учение Христа. Это Евангелие, что по-гречески значит (Ев-Ангелие) Радостная, благая весть. Это учение о радости. О все вы, жаждущие радости, откройте эту книгу из книг, напейтесь истинной радости! Радость здесь во всем, в событиях, в словах, в делах. Она светится повсюду, даже сквозь слезы и сквозь страдания и смерть.

Рождество Спасителя в Вифлееме возвестил пастухам ангел, словами: «возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям « (). И хор небесного воинства приветствовал Его пришествие в мир песней радости: «Радуйтесь и веселитесь» (). И в последнем Своем обращении к ученикам Он вновь говорит о радости: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (). А о том, что Он принес не сиюминутную, но вечную радость говорят Его слова: «и радости вашей никто не отнимет у вас» ().

Апостолы Христовы, вначале простые рыбаки, а позже духовные князья мира, были настолько обильно напоены этой таинственной радостью, влитою в них личностью и учением их Учителя и Господа, что невозможно объяснить этого никому, никому в мире, кто этой радости не испытал. Апостол Иоанн пишет верным о цели своего писания и говорит: «..сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (). Апостол Петр описывает радость верующих во Христа и говорит: «радуетесь радостью неизреченною» ... (). Апостол Павел, исповедник и мученик за Христа, писал верным: «Радуйтесь и паки говорю, радуйтесь », а об апостолах написано, что когда «же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие " ().

А когда мы прочтем обо всем, что претерпели апостолы на протяжении своей земной жизни, и не только апостолы, но многие тысячи других верных рабов Христовых, и что радость их до конца осталась неомраченной, мы удивимся этому чуду и снова и снова спросим – что это за неведомая земле радость, которую не могли бичевания поколебать, осмеяния замутить, темницы омрачить, раны уязвить, умертвить?

Что это за радость? Это не наслаждение. Наслаждение не упоминается в Святом Писании, когда оно говорит о праведниках. Наслаждение знают и свиньи в канаве, но радости не знает ничего и никто кроме человека.

Это, братья, та радость, которую принес на землю Господь и которую никто не может отнять у земли. Это неиссякаемая струя божественной радости, которая непрестанно струится от Бога живого Христа Спасителя через Духа Святого и живит и животрворит мир и делает христианство непобедимой силой. Это радость от явления истины, от воскресшей и вознесенной до небес, словно огненный столп, правды, от неиссякаемой милости, и от бессмертной жизни. Радость от реальности, которую открыл нам Господь, а не от призрачных снов и красивых сказок. Эта радость предназначена праведникам, но не только праведникам, но и кающимся грешникам. Ибо слышали вы из светлейших уст и такое слово: »Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках ...» (). Видите ли вы, как и небеса радуются тому, чему радуется всякое чистое сердце на земле!

Се, Господь и делами свидетельствовал эту небесную радость о кающейся грешной душе. Вот пример: некто из фарисеев позвал Господа на трапезу. () И милосердный Господь принял приглашение, не беспокоясь о том, что Ему придется перешагнуть порог дома грешника. Хозяин позвал избранных людей, к каким он причислял и себя. Он причислял к избранным и праведным тех, кто исполнял внешние законы и кого было трудно уличить в преступлении. Этот хозяин ни за что не позволил бы, чтобы какая-нибудь грешная душа появилась в тот момент в его доме. И внешне все было благополучно и трапеза шла обычным порядком.

Но Промысл Божий ткет свое полотно на удивление людям. В доме фарисея неожиданно появилась женщина, известная грешница. В ее руках был сосуд с дорогими благоуханиями. Горько раскаиваясь в грехах, она упала на колени и плакала у ног Иисусовых. Ее слезы падали на ноги спасителя – на Его пречистые ноги, которые фарисеи вскоре пронзят гвоздями – она отирала их своими волосами и миром из сосуда мазала. А Господь, благой и всевидящий, мирно сидел. Мирно сидел. Не противился. Он смотрел, кто что делает и кто что думает. Смотрел на людские помыслы. Видя это, хозяин насмешливо подумал в себе о Хозяине мира – «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (). О дутая правда надменных, как ты ничтожна! О самодовольная правда, как можешь ты оскорбить того, кому воздаешь внешние почести! О безрадостная правда самозванных праведников! Как глубоко ты вонзила свои когти и в наш святосавский град! Сколько грешников и грешниц твоих хотели подняться из кала греховного и вознестись к небесам, но ты не позволил им!

Видел Господь всевидящий грешную и насмешливую мысль в душе Своего хозяина, и обличил и поучил его, как вы читали об этом в Евангелии, а потом повернулся в и сказал раскаявшейся грешнице: «прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром» ().

Вот радость несказанная, о которой говорят апостолы. Вот радость, вытекающая из истины, ибо Тайновидец Господь прозрел покаянную душу грешницы, прозрел то, что было сокрыто от людей. Вот радость, вытекающая из правды, ибо Господь оправдал грешницу, которую вес мир осудил. Вот радость вытекающая из милости, ибо Милостивый Творец простил грехи покаявшемуся творению Своему, простил сердцу покаянному, омытому в слезах. Вот радость жизни, ибо Животворец вернул к жизни ту душу, которую весь мир считал умершей.

Вы, кто гнушается войти в дом грешника, две души губите – свою, ибо гнушаетесь того, чего не гнушался Царь царей, и ближнего, ибо избеганием и презрением делаете его хуже и злобнее. Вы, кто гнушается принять грешника в своем доме, две души губите – свою, ибо отвергаете пример Христа, и душу своего ближнего, перед которыми закрываете двери и тем утверждаете его на пути греха.

В древнем православном Царстве Сербском сербские вельможи на Славах ставили несколько круглых столов – «софр» – «Первая софра светлым господам. Вторая софра нищим и убогим»

Наши предки считали дом святыней. И поэтому воздавали почести всякому, кто входил в их дом, богат ли он был или беден, праведник или грешник. Также и в храме Божием, где не смотрят на звание и состоятельность, на богатство и украшения, ни на лохмотья внешние, но смотрят на человека как на человека. Поэтому есть у сербов чудесная пословица – «Гость – хозяин в доме». Предки наши знали, что странноприимство – заповедь Божия. И если сербы исполнили хоть одну заповедь Божию, то воистину полностью исполнили они заповедь о странноприимстве. За лохмотьями нищего могут скрываться ангелы Божии. Так верил сербский народ, тот народ, который в своем верном библейском видении, везде искал и находил знаки неба на земле. Как принимали убогих, так принимали и грешников. И на грешника смотрели как на убогого, ибо, если убогий убог внешне, своими лохмотьями, а грешник убог внутренне на добродетель. Калеки и нищие это люди, не имеющие здоровья и богатства. Разве грешники – калеки и нищие? Разве не калеки и нищие те, кто не имеет духовного богатства и здоровья? Пусть грешники укрывают свое духовное убожество золотом и шелком, ничто им не поможет. Душевные язвы не лечатся бальзамом из золота и шелка, но совсем иным. И ничем иным, говорю вам, как той духовной медициной, которую Спаситель людей принес с небес. Фарисейские методы оправдания себя и осуждения других здесь бесполезны. Избегание грешников сделает тебя не праведным, но еще более грешным перед Богом.

Однажды кричали на благого Христа книжники и фарисеи, говоря ученикам Его: зачем едите и пьете с грешниками? На этот укор Господь дал непобедимый ответ – не здоровые нуждаются в лекаре, но больные. Здесь умолкают все уста. Но вопрос, кто болен? Только ли известные грешники или кто-то еще? Фарисей, который позвал Господа на трапезу брезговал известной грешницей. Но се, Господь не брезговал ни им, тайным грешником, но грешником более тяжело больным, чем была та женщина. Ибо та всем известная грешница каялась и плакала и этим перерождалась и становилась праведницей. Тот фарисей же гордился своей праведностью законнической, или вернее сказать, ловкостью в сокрытии своих грехов. О братья мои, то «что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (). Вот что сказал Он, Прозорливый и Всезнающий. Берегитесь, братья мои, тайных грехов, а явных, знаю, что бережетесь. И еще говорю вам: блаженны явные грешники и грешницы, ибо их унижение и одиночество приведет их к Богу и покаянию. Блаженны они, если покаются и перестанут грешить. Их явные грехи мир уже осудил, а Господь не осудит. Но горе ловкачам, скрывающим грехи свои, горе им! Ибо то, что они скрывают в себе от людей, видит Бог. И когда люди с почестями проводят из этого мира, ангелы Божии отвернутся от них, отвернутся от удушающего смрада долго скрываемых и не исцеленных душевных язв.

*********

Приидете сейчас чтобы присутствовать при величеством зрелище и научиться. Чтобы научиться и понять, чада Божии, Кто источник неизреченной радости, той радости, которой радовались апостолы и мученики Христовы.

Приидите и вы, грешники, ибо это больше всего к вам относится. Приидите к устам, которые вас не осуждают, приидите к деснице, которая вас милует, и пред очи, которые вас оплакивают. Приидите Царю, все вы, нищие и убогие духом, чтобы он возвел вас в духовное дворянство, облек вас в царскую багряницу, венчал ваши главы царскими венцами, посадил рядом с Собой за трапезу вместе с ангелами Своими святыми. Приидите и услышите и увидите, как Он, Всемилостивый, поступает с грешниками, чтобы радость осветила ваши сердца.

Однажды утром сидел благой Господь перед храмом в Иерусалиме и многие алчущие души питал Своим сладким учением. И весь народ шел к Нему (). О вечной радости говорил Господь народу. О вечной радости праведника в вечном небесном отечестве. И народ услаждался божественными словами, словно медом. И горечь многих огорченных, злоба многих озлобленных таяли, словно снег на солнце. И кто знает, сколько бы продолжался этот прекрасный диалог любви и мира между небом и землей, если бы не случилось нечто неожиданное. Человеколюбивый Мессия не уставал бы учить народ, а боголюбивый народ неутомимо слушал целительную и чудесную Мудрость.

Но случилось нечто ужасное, варварское, жестокое. И это нечто, конечно же, пришло так же, как и сейчас приходит, от книжников и фарисеев. Всегда, когда народ наслаждается миром и гармонией в Боге, тут же появляются книжники и фарисеи, жалкие вожди, чтобы со своим союзником нарушить этот мир и внести свою какофонию в божественную гармонию, непонятную и бесполезную для их отупевших и пустых душ.

Что же сделали книжники и фарисеи? Победили какое-то непобедимое войско? Или поймали разбойничьего главаря? Нет. Они притащили несчастную женщину. Грешницу, взятую в прелюбодеянии, тащили ее с оглушительными криками и с победоносной гордостью поставив ее перед Христом и сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (). Вот как поставили вопрос тайные грешники, ловцы чужих грехов и свои ловко скрывающие. Испуганный народ расступился, давая старейшинам довести до конца свой злой план. Некоторые в страхе разбежались, они не могли вынести этого ужасающего крика после благой беседы Господа, Который говорил о жизни и радости, а эти крикуны призывали к убийству. Господь сеял радость и веселье во всех сердцах и семя всходило из них, как из доброй земли, а народные вожди били, словно град, по нежным всходам.

Было бы уместно спросить, почему они, как блюстители закона, сами не побили камнями эту женщину, почему они привели ее к Иисусу? Закон Моисея давал им на это право. Вряд ли это была первая женщина грешница, побитая их руками! Или первая кровь, пролитая на их земле! Кого бы это удивило в те времена? Кто бы возмутился? Никто, никто. Совсем никто. Кто сегодня возмутится исполнению смертного приговора над преступником? Закон Моисея ставил плотский грех, прелюбодеяния, в ряд преступлений, которые карались смертной казнью. Почему же еврейские начальники привели женщину грешницу к Иисусу? Не ради того, чтобы испросить у Него умягчения приговора или помилования, нет совсем не для этого. Они привели ее, движимые своим адским замыслом, чтобы поймать Господа на нарушении закона и обвинить Его. В своем помрачении они не хотели уменьшить зло, они хотели умножить его. Одним ударом они хотели убить две жизни, женщины грешницы и Христа. Об этом говорит их вопрос – Ты что скажешь?

А Ты что скажешь? Зачем спрашивать Его, если им известен закон Моисея? Евангелист, который повествует об этом событии, объясняет их намерение такими словами: «Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (). Они уже не один раз хотели поднять на него руку, то побить камнями, то убить, но либо Он ускользал из их рук или они боялись народа, который считал Его за пророка. Но сейчас они нашли удобный момент, чтобы осуществить свое желание. Здесь, перед храмом Соломона, в котором хранились скрижали закона под сенью херувимских крыл, здесь, перед большим собранием народа, Христос должен был высказаться против закона Моисеева и тогда их цель была бы достигнута. Они бы до смерти забили камнями и Христа и грешницу. Даже скорей забили бы Его, чем грешницу, так же, как позже, перед Пилатом, требовали освобождения разбойника вместо Господа.

Разве не видите сейчас, какая темная градовая туча нависла над грешницей и над Безгрешным? Все присутствующие ожидали одного из двух, или Господь по милосердию Своему освободит грешницу и этим нарушит закон, или же исполнит закон и скажет – делайте так, как написано в законе, и этим нарушит собственную заповедь о прощении и милосердии. В первом случае Он был бы осужден на смертную казнь, во втором же был бы осмеян и посрамлен. Может быть, в этой толпе были и такие, кто затаив дыхание ожидали от Иисуса чего-то третьего, великого и неизвестного. Это могли быть те, кто уже присутствовал на прежних испытаниях Христа злобными и скудоумными начальниками. Снова здесь эти же искусители, снова та же клика, которая занималась ловлей грешников в свои сети, снова те же кровожадные, которым кровь пророка слаще крови любого грешника. Ты что скажешь?.. Когда искусители поставили этот вопрос: Ты что скажешь? Наступила полная тишина. Тишина среди народа, судьями и грешницей, у нее перехватило дыхание.

Тишина наступает всегда, когда на цирковых аренах укротители заставляют львов и тигров выполнять свои команды, делать все, что они прикажут. Но сейчас перед нами стоит не укротитель диких зверей, а укротитель людей – призвание, много труднее первого, ибо много труднее укротить одичавших от греха людей, чем диких от природы животных.

Ты что скажешь? Перед белокаменным храмом стоял Тот, Который больше храма . Вся площадь была заполнена людьми, негде было бы упасть яблоку, плечо к плечу, в полной тишине все взоры устремились на Него. Никто в этой массе народа и думать не мог, что ответ, который Он даст в эту минуту, в этот солнечный день, пред храмом премудрого царя, стоя рядом с несчастным и грешным человеческим существом, которому через несколько минут предстояло быть раздавленным, разорванным на части, превращенным в месиво крови и мяса, никто, повторяю, никто не мог предположить, что Его ответ будет звучать столетиями, станет вечным. Никто не мог подумать, что Его ответ на протяжении 19 веков будут повторять с благоговением, удивлением и радостью в нашем городе, в Константинополе, в Риме, в Лондоне, в Нью-Йорке, в Токио, во всех концах земли. Только Он один знал об этом. Только Он один знал, что в этот час и в этом месте присутствуют не все Его слушатели. Только Он один знал, что Его тогдашний ответ услышат и будут повторять и в нынешнем поколении христиан двадцатого века миллионами человеческих душ. А где те миллионы, миллиарды христиан, которые слышали и повторяли его до нас? Только Он, Всезнающий, знал, что Его тогдашний ответ станет нравственным законом поколениям, племенам и народам до конца времен.

Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, достиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. Ты что скажешь? Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.

Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле . Вот то, третье , неожиданное, удивительное, крайне драматичное. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, – писал Господь перстом по земле;

Ашер – совершил прелюбодеяние с женой брата своего;

Шалум – клятвопреступник;

Елед – ударил отца;

Амарнах – присвоил имение вдовы;

Мерари – совершил содомский грех;

Иоиль – поклонялся идолам.

И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Се, их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое – Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своими пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их, и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он, беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы они под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все, чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, он снова разровнял пыль и написанное исчезло.

После этого великий Господь восклонился и мягко сказал им – кто из вас без греха, первый брось на нее камень . Как будто кто-то, взяв оружие из рук врагов, сказал, а теперь стреляйте! Несколько минут жестокие судьи женщины-грешницы стояли обезоруженные и как обвиняемые перед Судией немо и неподвижно. А благой Спаситель, снова склонился и снова писал что-то на земле. Что Он писал сейчас? Перечислял ли другие сокрытые преступления фарисеев, чтобы заградить им уста? Или же писал, какими должны быть старейшины народа, чтобы пробудить их совесть? Об этом мы не должны спрашивать. Главное, что Он, написав эти слова на песке, трижды попал в цель: первое – бунт, который подняли против Него иудейские начальники, Он обратил в ничто; второе, пробудил в их окаменевших душах умирающую совесть, пусть на мгновение; третье, спас грешницу от смерти. Ибо говорит о них: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди " ().

Площадь перед храмом Соломона быстро опустела. Никого не осталось на ней, кроме них, двух, которых старейшины обрекли на смерть – грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, Он же сидел, склонившись к земле. Нигде, никого, только они. Всюду тишина. Вдруг Господь снова выпрямился, посмотрел вокруг Себя и, не увидя никого кроме женщины, сказал ей: »Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» Господь знал, что никто ее не осудил, но хотел Своим вопросом ободрить женщину, утешить ее сердце и оживить душу, чтобы она яснее услышала и поняла то, что Он скажет ей после этого. Подобно искусному врачу, который сначала подбодрит больного, а потом даст ему лекарство. Никто не осудил тебя? Тогда женщине вернулся дар речи, и она ответила – никто, Господи . Эти слова произнесло то несчастное существо, которое несколько минут назад не надеялось на то, что еще когда-нибудь, что-нибудь сможеть выговорить, то существо, которое впервые в жизни, может быть, ощутило истинную радость. До этого эта грешница знала только боль и наслаждение, думая о низшем наслаждении, которое – удел животных. А теперь она испытала радость, которая принадлежит человеку и обществу людей. Наконец благой Господь сказал женщине: «и Я не осуждаю тебя, иди, и впредь не греши». Если волки оставляют свою жертву, то и пастырь не может желать смерти ее. Но следует понимать, что неосуждение Христа значит много больше, чем неосуждение человеческое. Если люди не осуждают твой грех, это значит, что они не назначают тебе наказания за грех, но оставляют тебя один на один с твоим грехом, оставляя его в тебе. А когда не осуждает Господь, это значит, что Он прощает тебя, прощает твой и очищает от него твою душу, как от гноя. Потому слова Господа – и Я не осуждаю тебя , значат то же, что и слова – «прощаются тебе грехи твои. Иди, чадо, и впредь не греши».

Вот радость несказанная! Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим. Вот радость от правды, ибо Господь сотворит правду. Вот радость от милости, ибо Господь явил милость. Вот радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь. Все это – Ев-ангелие Христово, все это радостная Весть, одна из страниц Книги Радости.

Если кто-то хочет вкусить этой радости, незнакомой фараону египетскому и кесарю римскому, тот должен перестать грешить. Ибо грех – причина печали и убийца радости. Особенно опасен плотской, который совершила женщина-грешница. Что такое плотской грех? Это тот грех, который ставит на службу себе все остальные грехи – клятвопреступление, клевету, воровство, непочитание родителей, убийство, отрицание Бога и, наконец, самоубийство. Совершающий плотские грехи почитает свое тело и не почитает Бога, Создателя тела. Найдется ли во всем свете безумный правитель, который использовал бы самую дорогую колесницу для перевоза мусора? Наше тело – драгоценнейшая колесница, которые создал Господь на земле и из земли для того, чтобы в них путешествовали царские дети, царские души. Кто совершает плотской грех, тот, в безумии своем, употребляет эту драгоценную колесницу для перевоза мусора.

В действительности, плотской грех является безумием. Безумен тот, кто надеется через этот грех обрести радость, ибо именно этот грех влечет за собой безнадежную печаль. С тех пор, как диавол посеял его среди людей, он всегда и навсегда несет погибель, болезнь и смерть. Самый тонкий из всех грехов, в своих последствиях, он страшнее всех. Если перед вами открылись души тех, кто носит в себе этот грех, вы бы ужаснулись. Вы бы увидели такие искалеченные и уродливые души, какими не могут быть и тела. Как оскорбляли бы они своим уродством ваш взгляд! Каким несносным был бы их запах! Да сохранит вас Господь от этого греха, чада Божии, от этой смертоносной печали. А вы, кто согрешил, спешите к ногам пречистого Христа, как та кающаяся грешница, чтобы Он очистил вас от этой проказы, Он, единственный, Который может и хочет. В Нем истина, в Нем правда, в Нем милость, в Нем жизнь. От Него радость исходит, а не от плоти и крови, которые умирают и истлевают, превращаясь в грязь, которой место лишь под землей. Но этой жалкой тленности Создатель даровал честь, чтобы от нее рождались цари и пророки, священники и поэты, мудрецы и простые честные люди. Воистину безумие, извратить цель, которую Творец определил для тела. Безумие еще больше унижать то, что достаточно унижено судьбой. Безумие гасить в себе луч божественной целесообразности и возжигать смрадный уголь гадкой страсти. Это безумие, которое производит телесный грех, разрушает брак, убивает любовь, делает малых детей сиротами при живых родителях, сеет раздор между братьями и друзьями, превращает честь в бесчестие, уважение в унижение, подвергает мудрецов насмешкам, повергает сильных, ломает здоровых, умножает больных, переполняет лечебницы для умалишенных, опустошает очаги, распространяет ненависть, наполняет кладбища самоубийцами, обременяет суды, переполняет тюрьмы, развязывает войны, свергает царей, делает мраморные дворцы домами скорби и печали, народ ничтожными лягушками, государства загонами для сатанинского стада. Это безумие не вам предназначено, дети Божии. Оно предназначено отпавшему от Бога диаволу и его стаду. А вам предназначено царское достоинство в бессмертном Царстве Царя Бога. Для вас уготована радость – неизреченная радость, которой радуются ангелы на небесах и святые души на земле.

В Америке есть одно прозрачное озеро, которое индейцы назвали Вода Смеха или Вода Радости. Это озеро очень известно и воспето во многих стихах. Вода в нем никогда не возмущается и никогда и не стоит, но всегда трепещет, трепещет, трепещет, тихо и нежно, как будто смеется. Поэтому индейцы называют его Вода Смеха. В него любит смотреться солнце, в нем яснее видны звезды и луна. Леса вокруг озера в отблесках воды приобретают волшебную красоту. Говорят, что нигде нет сосен и елей прекраснее и нигде птицы не поют веселее, чем на берегах этого озера. Все создания земли и неба, когда склоняются над ним, выглядят светлее, добрее и разумнее, чем есть на самом деле. Говорят, и что над этим озером всегда звучит легкий переливистый смех, тихий и удивительный, днем и ночью, зимой и летом. Помню, как стоя на берегу этого озера, мы вдруг испытали внезапную неизъяснимую радость. Кто бы посмотрел на свое отражение в его воде, всегда на его лице появлялась улыбка. Но когда я задумался и представил себе, что может быть в будущем, меня охватила грусть, ибо представилось мне, что эти прекрасные сосны когда-то засохнут и власть смерти, тленность оставят свой отпечаток и здесь. От этой мысли печаль снова проникла в мое сердце. Но мы знаем, дети Божии, другое озеро, Которое называется Вода Жизни. Никогда не увянет то, что растет на берегах его. Никогда не состарится и не умрет тот, кто пьет воду его. Будет чист и светел каждый, кто умоется его водой. Каждый, кто склонится над ним, увидит себя бессмертным ангелом, а не смертным человеком. Увидит в его отражении все творение неизреченно прекрасным, как ни одна сказка не могла описать. Это неиссякаемое озеро Воды Живой есть Тот безгрешный Спаситель Господь , Который писал перстом на земле, спас жизнь грешницы. Тогда звал Он людей, взывая: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек» (). И ныне зовет Он с престола небесной славы, зовет и призывает всех, кто имеет уши – Кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек . Блаженны вы, чада царские, когда оставляете мутные воды, воды печали и смерти, которые пьют грешники и отравляются и умирают духовно, прежде чем умрут физически. Блаженны вы, если припадаете к этому вечному озеру Воды Жизни, чтобы пить из Него и в этом и в ином мирах. В нем сияет улыбка вечной радости и свет вечной жизни, из Него выпадают четыре реки радости и питают всю вселенную видимую и невидимую. Одна река зовется Радость Истины, другая – Радость Правды, третья – Радость Милости, четвертая – Радость Жизни. Этот вечный источник вечной истины, вечной правды, вечной милости и вечной жизни – Сам наш Господь Спаситель , дарующий радость, Которому подобает слава с Отцом и Духом Святым на небеси и на земли ныне и во веки.

…Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. Возвышенные тайны небес, глубокие тайны земли, далекие тайны времени и пространства. Я верю, что Он в эту минуту видел и нас, собравшихся сегодня в этом храме, чтобы вспомнить и рассказать об этом событии. Когда все увидел, все прозрел, достиг духовным зрением всю историю тварного мира, ответ был готов. Ты что скажешь? Снова подступили к Нему фарисеи, с искаженными от злобы лицами.

Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле. Вот то, третье, неожиданное, удивительное, крайне драматичное. Что писал Господь на земле? Это слишком гадко и отвратительно, чтобы войти в книгу радости. То, что Господь писал нечто страшное, очевидно из внезапного поворота событий. Но если евангелист не хотел донести до нас эти слова, в народном предании мы находим подтверждение им. Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, – писал Господь перстом по земле;

Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;

Шалум – клятвопреступник

Елед ударил отца

Амарнах присвоил имение вдовы

Мерари совершил содомский грех

Иоиль поклонялся идолам

И так обо всех, по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Все их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое – Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли, то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он – беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить, и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни. Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы они под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все, чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, он снова разровнял пыль, и написанное исчезло.

После этого великий Господь восклонился и мягко сказал им: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень. Как будто кто-то, взяв оружие из рук врагов, сказал: а теперь стреляйте! Несколько минут жестокие судьи женщины грешницы стояли обезоруженные и как обвиняемые перед Судией немо и неподвижно. А благой Спаситель, снова склонился и снова писал что-то на земле. Что Он писал сейчас? Перечислял ли другие сокрытые преступления фарисеев, чтобы заградить им уста? Или же писал, какими должны быть старейшины народа, чтобы пробудить их совесть? Об этом мы не должны спрашивать. Главное, что Он, написав эти слова на песке, трижды попал в цель: первое – бунт, который подняли против Него иудейские начальники, Он обратил в ничто; второе, пробудил в их окаменевших душах умирающую совесть, пусть на мгновение; третье, спас грешницу от смерти. Ибо говорит о них: «Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди» (Ин. 8:9).

Площадь перед храмом Соломона быстро опустела. Никого не осталось на ней, кроме них, двух, которых старейшины обрекли на смерть – грешницы и Безгрешного. Женщина стояла, Он же сидел, склонившись к земле. Нигде никого, только они. Всюду тишина. Вдруг Господь снова выпрямился, посмотрел вокруг Себя и не видя никого кроме женщины, сказал ей «Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?». Господь знал, что никто ее не осудил, но хотел Своим вопросом ободрить женщину, утешить ее сердце и оживить душу, чтобы она яснее услышала и поняла то, что Он скажет ей после этого. Подобно искусному врачу, который сначала подбодрит больного, а потом даст ему лекарство. Никто не осудил тебя? Тогда женщине вернулся дар речи, и она ответила: Никто, Господи. Эти слова произнесло то несчастное существо, которое несколько минут назад не надеялось на то, что еще когда-нибудь что-нибудь сможет выговорить, то существо, которое впервые в жизни, может быть, ощутило истинную радость. До этого эта грешница знала только боль и наслаждение, думая о низшем наслаждении, которое – удел животных. А теперь она испытала радость, которая принадлежит человеку и обществу людей. Наконец благой Господь сказал женщине: «и Я не осуждаю тебя, иди, и впредь не греши». Если волки оставляют свою жертву, то и пастырь не может желать смерти ее. Но следует понимать, что неосуждение Христа значит много больше, чем неосуждение человеческое. Если люди не осуждают твой грех, это значит, что они не назначают тебе наказания за грех, но оставляют тебя один на один с твоим грехом, оставляя его в тебе. А когда не осуждает Господь, это значит, что Он прощает тебя, прощает твой грех и очищает от него твою душу, как от гноя. Потому слова Господа «и Я не осуждаю тебя» значат то же, что и слова «Прощаются тебе грехи твои. Иди, чадо и впредь не греши».

Вот радость несказанная! Вот радость от истины, ибо Господь открыл истину заблудшим. Вот радость от правды, ибо Господь сотворит правду. Вот радость от милости, ибо Господь явил милость. Вот радость от жизни, ибо Господь сохранил жизнь. Все это – Евангелие Христово, все это радостная Весть, одна из страниц Книги Радости…

© Святитель Николай Сербский

Ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление (от Бога), как злословие, или осуждение, или уничижение ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем (себе) Суд Божий? Чего хотим от Его создания? Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с великим одним старцем, который, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: «О, худо он сделал!» - Тогда святой Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал ему: «Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же повелишь ты поместить его: в Царство или муку?»

Есть ли что страшнее сей тяготы? Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: поелику ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь о смиренной душе сей? Помилуешь ли ты ее или предашь мучению? Святой старец, пораженный сим, все остальное время жизни своей провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы Он простил ему тот грех, - и (все) это уже после того, как он, пав на лицо свое к ногам святого Ангела, получил прощение. Ибо сказанное Ангелом: «Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех - осуждение, чтобы ты более не впал в него», - уже означало прощение; однако душа старца до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач.

Итак, чего хотим и мы от нашего ближнего? Чего хотим от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит (власть) оправдывать и осуждать, поелику Он знает и душевное устроение каждого, и силу, и образ воспитания, и дарования, и телосложение, и способности; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Один знает - действительно, случается, что брат погрешает по простоте, но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей твоей жизни, - а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько ноша трудов своих прежде согрешения. Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и милует его. А ты знаешь только сие (согрешение); и тогда как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою.

Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех его, а покаяния его не видел. - Иногда же мы не только осуждаем, но и уничижаем ближнего. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает его, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают».

Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил, вздохнул и сказал: «Горе мне! как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Сказав: «Так и я завтра», - он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить, и так избежал осуждения ближнего.

Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он (по крайней мере) покается в грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться». Видишь просвещение божественной души? Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, гнушаемся, уничижаем, если что-либо видим или услышим, или только подозреваем; и что еще хуже, - мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но, встречая другого брата, тотчас говорим ему: то и то случилось, и вредим ему, внося и в его сердце грех.

И не боимся мы сказавшего: горе напаяющему подруга своего развращением мутным (Авв. 2; 15), но совершаем бесовское дело и не радеем о сем. Ибо что иное делать бесу, как не смущать и не вредить?

А мы оказываемся помощниками бесов на погибель свою и ближнего, ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает святым Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви? Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: любы покрывает множество грехов (1 Пет. 4; 8). Любы не мыслит зла; вся покрывает (1 Кор. 13; 5).

Один инок был довольно нерадив на пути спасения - и в постничестве, и молитвах. Наконец, пришло время расстаться ему с жизнию, собравшиеся вокруг одра его братия чрезвычайно удивились, видя, что он, по мнению их, безпечный инок, оставляет мир не только без трепета, но благодаря Бога и даже улыбаясь. - «Отчего ты в грозный час Суда Божия так безпечален? - спросили они, - мы знаем твою жизнь и не понимаем твоего равнодушия, укрепись силою Христа Бога нашего и скажи нам, да прославим Его милосердие». - Тогда умирающий инок, несколько поднявшись с одра, сказал им: «Так отцы и братия! я жил нерадиво, и ныне все мои дела представлены мне и прочтены Ангелами Божиими; я с сокрушением признался в них и ожидал всей строгости Суда Господня...

Но вдруг Ангелы сказали мне: «При всем небрежении - ты не осуждал и был незлобив», - и с сим словом раздрали рукописание грехов моих. Вот источник моей радости!» - Сказав сие, инок предал с миром душу свою Господу. Не осуждайте, да не осуждены будете: оставьте и вставится вам, сказал Господь (Лк. 6; 37).

Некогда в скиту брат впал в грех. Братия, собравшись, послали за аввою Моисеем. Авва взял худую корзину, наполнил ее песком и так пошел. Братия, вышедшие к нему навстречу, спросили его: «Что это значит, отец?» - Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, - но я не вижу их, а пришел теперь судить чужие грехи». - Братия, услышав это, ничего не стали говорить брату, но простили его.

Изречения Святых Отцов об осуждении

Нет ничего тяжелее, нет ничего хуже осуждения. Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно (Прп. Авва Дорофей).

Не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7,1), и паки: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет возставлен: ибо силен Бог возставить его» (Рим. 14,4).

От чего мы осуждаем ближних своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими (Прп. Серафим Саровский).

Бойтесь кого-либо осуждать, даже в сердце своем, а не только открыто.

Кто верует, что он по исшествии из тела должен предстать на суд Божий, тот ни в каком случае не будет осуждать ближнего, потому что сам должен дать отчет Богу во всех делах своих. Любовь к ближнему свидетельствуется неосуждением ближнего. Если помысл понуждает тебя сказать что-либо худое о брате твоем, подумай, сколько это вредно для души и противно Богу, - и успокоишься.

У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны (Прп. Исайя Отшельник).

Всегда при речах осуждающих, держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «откуда знаешь о том»? Тот сказал: один добрый человек рассказывал. - «Ну нет, не добрый,» - отвечал ему старец. - «Если бы был добрый, не стал бы худо говорить о другом» (Свт. Феофан Затворник).

Злоречивая душа имеет трезубчатый язык: она вредит самой себе и слушающему, а иногда и тому, кого злословит (Прп. Фалассий Сирийский).

Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого (Свт. Филарет М. Московский).

Друг осуждающий тайно - мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель. Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга твоего, то по крайней мере остерегись вступать с ним в общение. Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, - говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!» И помысл его успокаивался.

Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они (Прп. Исаак Сирии).

Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, как он преступишь закон, если осудишь его. Ибо Сказавший не прелюды сотвори (Мф. 5, 27), сказал также: не суди (7, 1) (Древний Патерик).

Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения. Всякий падает когда Бог его не укрепит, без помощи Божией стоять не можем. Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал. Если это грешник, то делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если - праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе (Свт. Иоанн Златоуст).

Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно (Свт. Иоанн Златоуст).

Змий изгнал Еву из рая клеветою; посему злословящий ближнего подобен змию. Он губит душу того, кто слушает его, не спасет и своей (Прп. Иерехий).

Язык осуждающего злее ада: ад возьмет только злых, а он пожирает и злых, и добрых (Прп. Харитон).

Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, (и тогда) не осуждай; потому что часто и они обманываются. Судить - это бесстыдное похищение Божия достоинства (Прп. Иоанн Лествичник).

Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение. Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаявайся.

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (Прп. Ефрем Сирии).

Согрешающему другу напомни о Судии. Ты этим принесешь пользу ему и вместе себе; потому что это врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе.

Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию (Прп. Нил Синайский).

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела: ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ. (Свт. Димитрий Ростовский).

Когда мы покроем согрешение брата своего, - и Бог покроет наши согрешения; а когда мы обнаружим грех брата и Бог объявит наши грехи (Прп. Пимен).

Кто не расположен ко злу, тот неспособен и к подозрению. Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о других (Свт. Григорий Богослов).

Когда что худое в ближнем твоем увидишь, или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим, как немощные (Свт. Тихон Задонский).

...«Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (молитва прп. Ефрема Сирина).

сайт Свято-Успенской Почаевской Лавры

Мар 29 2013

«Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься, смотри на Христа – укрепишься»

14 марта 2013 в стенах МАОУ СОШ N 24 прошел региональный этап Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке». В конференции приняли участие 260 обучающихся 1-8 классов из 19 районов области. Свои исследовательские работы ребята защищали, участвуя в работе секций по областям знаний: физика, биология, краеведение, география, информационные технологии, математика, история, религия, философия, культурное наследие, лингвистика, литературоведение, медицина и здоровый образ жизни, психология, экология.
В секции «История, религия, философия» призером конкурса с проектом «Отражение в русских пословицах евангельского учения о грехе» стала ученица 8 класса МАОУ СОШ N 24 Мария Игнатова (научный руководитель – О.В. Лащев). Маша – прихожанка Александро-Невского собора.
Лучшие работы юных исследователей, в том числе и Марии Игнатовой, будут представлены на очном туре Всероссийского конкурса, который пройдет в Москве 24-26 апреля.
Приводим работу Маши в сокращенном виде.

Отражение в русских пословицах евангельского учения о грехе

Русские пословицы – это меткие выражения, созданные русским народом и представляющие собой непреходящие истины, в короткой форме выражающие мудрые мысли.
Традиции нашего народа неразрывно связаны с православной культурой, а русские пословицы всегда являлись сокровищницей христианской мудрости.
При написании данного исследования были использованы: сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», который был впервые издан в 1862 году; святое Евангелие, содержащееся в Священном Писании Нового Завета, труды святых отцов Церкви – праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Макария Египетского, блаженного Феофилакта Болгарского.

1.Причины греховности человека
Грех в православном понимании – это прежде всего болезнь человеческой природы, ее повреждение. Русский народ емко отразил сущность греха: «Всякая неправда – грех» . Поэтому спасение от греха в православном учении понимается как освобождение от болезни, исцеление и преображение человека.
В Евангельском учении показывается, что причинами греховности человека являются:
а) первородный наследственный грех, то есть грехопадение Адама и Евы, отчего заражено человеческое сердце потомков прародителей. Из испорченного сердца и исходят злые помыслы – убийства, кражи, лжесвидетельства, измены, оскорбления и т.д. (Мф.15,19).
Русскими пословицами, указывающими на то, что человек грешен в результате грехопадения первых людей, являются следующие:
«Адам плотию наделен, Ева – грехом» (то есть после греха Евы все человечество зараженo грехом), «Адам грех сотворил – рай затворил», «Адам согрешил, а мы воздыхаем», «Рожденные по плоти причастны ко греху».
б) другой причиной являются соблазны мира, которым не может противиться греховный человек – «горе миру от соблазнов …, но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18,7; Мк. 9,42).
Эту истину подтверждают и пословицы о соблазнах мира:
«Грехи любезны, доводят до бездны» (то есть до ада); «Грех сладок, человек падок» (человеку грех кажется привлекательным); «Прельщает нас мир житейскими сластями».
в) наконец, третьей причиной являются злые духи – дьявол и бесы. Эти бесплотные существа по собственной воле отделились от Бога и сделались злыми. Они враждебны Богу и добру и постоянно вредят человеку, внушают ему плохие мысли, стараясь склонить его ко злу (Мф. 13,28; 39). Для русского народа нечистая сила («дьявол», «бес», «сатана», «черт») не являлась чем-то отвлеченным, а представляла собой активных личностей, оказывающих отрицательное воздействие на человека: «Бес не пьет и не ест, а пакости деет», «Господь умудряет слепца, а дьявол искушает чернеца» (то есть монаха), «Сатана и святых искушает», «Ангел помогает, а бес подстрекает», «Поп свое, а черт свое», «Бог дает путь, а дьявол крюк».

2. От греха человека может избавить только Сын Божий – Иисус Христос
Грехов, которыми опутан человек, великое множество. Как справедливо отмечает священник Григорий Дьяченко, «..между нашими болезнями и грехом существует такая тесная связь, как между следствием и причиной» .
Пословицы о связи греха и болезни: «Грешное тело и душу съело», «Где пиры да чаи, там и немочи», «Кого хочет наказать Бог, того лишает ума» .
Своими силами человеку невозможно освободиться от власти греха, и важнейшим в евангельской проповеди Спасителя явилось то, что от власти греха может освободить только Бог, посредством Сына – Иисуса Христа, который назван в Евангелии «Агнцем, берущим на себя грех мира» (Ин. 1,29).
Русские люди прекрасно понимали свое греховное состояние, не гордились мнимой праведностью, о чем и говорят пословицы: «Один Бог безгрешен» , «Всяк человек ложь – и мы тож» , «Нет такого человека, чтобы век без греха прожил» , «Ни отец до детей, как Бог до людей» , «Не смотри на себя – соблазнишься, не смотри на людей – усомнишься, смотри на Христа – укрепишься» .

3. Условия прощения грехов
Верующие во Иисуса Христа должны молить Бога, чтобы Он простил им грехи и избавил от них. Но для прощения грехов необходимо прощать своим близким их согрешения и мириться с ними. Ясное указание об этом оставил Господь в молитве «Отче наш…», где говорится: «И прости нам грехи наши, как мы прощаем должникам нашим» (Лк. 11,4; Мф. 6,12). И далее Господь говорит еще более определенно: «А если не будете прощать людям согрешений их, то Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6,15).
Русские пословицы об этом: «Коротка молитва «Отче наш», а спасает» [ 1.с129], «С грехом бранись, а с грешником мирись», «Тому тяжело, кто помнит зло» .
Второе условие для прощения греха – истинное, нелицемерное покаяние, по примеру того, какое принесли покаявшиеся Закхей, мытарь, блудный сын. Закхей половину своего имения отдал нищим и сказал: «если кого обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8), то есть Закхей принес покаяние делом, а не на словах. Покаяние – это исправление жизни, решимость расстаться с грехом.
Пословицы о покаянии: «Как от всякой болезни есть врачевание – каждому греху есть покаяние», «Повинную голову меч не сечет», «Не покаешься – весь измаешься» (то есть плохие мысли будут мучить, пока не покаешься), «Господи помилуй» не тяжело говорить и легко носить».
Третьим условием прощения грехов является вера в Господа Иисуса Христа, в испепеляющую все недуги Божественную силу, надежда на Его милосердие к грешникам, любовь к Богу.
Русские пословицы о вере, любви к Богу, надежде на Его милосердие: «Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит», «Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь», «С верой нигде не пропадешь», «Богат Бог милостью», «Силен враг, да милостив Бог», «Милостив Бог, а я, по Его милости, не убог», «Любящих и Бог любит», «Кто любит Бога – тот добра получит много», «Где любовь, там и Бог».

4. Средства для борьбы с грехом
Поскольку грех есть путь к смерти, то противоположный ему – путь к Вечной Жизни, то есть в Царствие Небесное. В Евангелии от Матфея говорится, что грешник в Царствии Небесном, говоря образно, связывается по рукам и ногам: «связав ему ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю…» (Мф. 22,13), так как он уже не сможет ни покаяться, ни сотворить добрых дел.
Отражают эту истину следующие пословицы: «Богатством в рай не взойдешь», «Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа», «Что запасешь, то и с собой понесешь».
Своим последователям Христос завещает непрестанную борьбу с грехом, сосредоточения всех своих сил в подвиге духовной борьбы, говоря им: «Наблюдайте за собою» (Лк. 17,4), то есть, если придет зло, «нет необходимости вам погибнуть, если вооружитесь против греха» .
Спаситель предлагает пост и молитву как главное оружие против греха, страстей, бесов, потому что «сей род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.8,21). Победе над грехом также способствует чтение Евангелия, посещение Богослужений, участие в таинствах исповеди и причащения, то есть исполнение того, что завещал нам Иисус Христос: «а кто слушает слова Мои, того уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7,24).
Русские пословицы о посте, молитве, церковной службе, исповеди: «Одно спасенье – пост да молитва», «Богу молиться – вперед пригодится», «Не хлебом живы – молитвой», «Молись иконе да будь в покое», «Научились шить долгие хвосты, позабыли великие посты» (укор богатым людям, не соблюдающим постов), «Перед попом утаишь, а перед Богом не утаишь», «Дома спасайся, а в церковь ходи», «Хоть церковь и близко, да ходить склизко» (о людях, ищущих причины, чтобы не ходить в церковь), «Первый звон – пропадай мой сон; второй звон –земной поклон, третий звон – из дома вон!».

Заключение
В многообразии русских пословиц немало тех, которые связаны с православной культурой, в частности, с евангельским учением о грехе. Это учение прочно вошло в быт русского народа и интерпретировалось в пословицы. По словам автора сборника пословиц В.И. Даля, «словесная речь человека – это дар Божий… Пословицы и поговорки слагаются только в пору первобытной простоты речи и …стоят нашего изучения и памяти».
Выбранные пословицы являются отражением православного учения о том, что грех возникает от падшей человеческой природы, соблазнов мира, чему немало способствует и враг рода человеческого. Грех является препятствием на пути христианина к Царствию Небесному. Вера в проповедь Иисуса Христа, что через примирение с ближними и покаяние человек получает отпущение грехов, должна быть непременным условием в деле спасения.

Мария Игнатова, ученица 8 класса МАОУ СОШ N 24

Однажды утром сидел благой Господь перед храмом в Иерусалиме и многие алчущие души питал Своим сладким учением. И весь народ шел к Нему (Ин.8:1). О вечной радости говорил Господь народу. О вечной радости праведника в вечном небесном отечестве. И народ услаждался божественными словами, словно медом. И горечь многих огорченных, злоба многих озлобленных, таяли, словно снег на солнце. И кто знает, сколько бы продолжался этот прекрасный диалог любви и мира между небом и землей...Но случилось нечто ужасное, варварское, жестокое. И это нечто, конечно же, пришло так же, как и сейчас приходит, от книжников и фарисеев. Всегда, когда народ наслаждается миром и гармонией в Боге, тут же появляются книжники и фарисеи, жалкие вожди, чтобы со своим союзником дьяволом нарушить этот мир и внести свою какофонию в божественную гармонию, непонятную и бесполезную для их отупевших и пустых душ.
Что же сделали книжники и фарисеи? Победили какое-то непобедимое войско? Или поймали разбойничьего главаря? Нет. Они притащили несчастную женщину. Грешницу, взятую в прелюбодеянии, тащили с оглушительными криками и, с победоносной гордостью поставив ее перед Христом, сказали: «Учитель! Эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин.8:4–5). Вот как поставили вопрос тайные грешники, ловцы чужих грехов и свои ловко скрывающие. Испуганный народ расступился, давая старейшинам довести до конца свой злой план. Некоторые в страхе разбежались, они не могли вынести этого ужасающего крика после благой беседы Господа, Который говорил о жизни и радости, а эти крикуны призывали к убийству...
Было бы уместно спросить, почему они, как блюстители закона, сами не побили камнями эту женщину, почему они привели ее к Иисусу? Закон Моисея давал им на это право. Вряд ли это была первая женщина грешница, побитая их руками! Или первая кровь, пролитая на их земле!....
Не ради того, чтобы испросить у Него умягчения приговора или помилования, нет совсем не для этого. Они привели ее, движимые своим адским замыслом, чтобы поймать Господа на нарушении закона и обвинить Его. В своем помрачении они не хотели уменьшить зло, они хотели умножить его. Одним ударом они хотели убить две жизни, женщины грешницы и Христа. Об этом говорит их вопрос – Ты что скажешь?
Какое-то мгновение Господь молчал, молча думал, склонившись к земле. Ибо сказано, «не смотрите на своих ненавистников и искусителей». Думал и молчал. Его образ мысли был иным, чем наш. Его размышление было созерцание, созерцание духом. Он созерцал духом сокрытые тайны бытия, тайные предметы, тайны человеческих душ. ...
Тогда Законодатель нравственности, наклонившись низко, разровнял ладонью пыль и писал перстом на земле.
Из предания мы узнаем, что именно Он писал тогда перстом на земле. Он писал нечто поразительное для старейшин, обличителей грешницы. Он писал перстом их самые тайные беззакония, ибо эти ловцы грешников и судьи чужим явным грехам были весьма искусны в сокрытии грехов собственных. Но тщетно скрывать что-то от очей Того, Кто все видит и прозревает.

Мешулам – похититель церковных сокровищ, – писал Господь перстом по земле;

Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;

Шалум – клятвопреступник

Елед ударил отца

Амарнах присвоил имение вдовы

Мерари совершил содомский грех

Иоиль поклонялся идолам
(ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОМЕНТАРИЯХ)