Кухни

Порги и бесс. Д. Гершвин опера «Порги и Бесс Порги и бесс

Это опера о необыкновенной любви инвалида Порги и красавицы Бесс. В первую очередь, все-таки это песнь его любви.

До встречи с Бесс (точней, до появления у несчастного надежды на счастье) Порги был угрюмым инвалидом, который с трудом передвигался на инвалидной коляске. Бесс для него стала солнцем - у Порги появилась энергия, силы, он начал улыбаться, говорить людям приятное и даже делать мелкие подарки просто так. А уж как он заботился о своей Бесс!

Героев соединила судьба однажды вечером - при страшных обстоятельствах. Бесс пришла в бедный квартал Порги со своим ухажером Кроуи. Этот грузчик пользуется недоброй славой. Впрочем, и Бесс не любят тут. Они пришли на игру в кости. Разгорается спор, драка... все кричат о мошенничестве. Кроуи (на препаратах от хитрого торговца Лайфа) в ярости наносит бедняку и трудяге смертельный удар. Преступник убегает, скрывается. Бесс брошена, она стучится в дома, но ей никто не открывает. Лайф предлагает ей с ним в Нью-Йорк уехать, но она отвергает его... и тут ей на помощь приходит Порги. Его дом стал ее домом.

Жена убитого рыдает, ей бедняки скидывают гроши на похороны. В этом негритянском квартале часто происходят несчастья. Например, в шторм разобьется лодка местного рыбака, кормилец семьи погибнет.

Через довольно долгое время Порги отпускает свою Бесс на церковный пикник, чтоб ей было не скучно. Там несчастную Бесс подкараулил Кроуи, заставил пойти с собой. Она уже почти ведь забыла о нем, поверила в свое счастье.

Бесс вернулась к Порги в горячке. На улице страшный ураган, в котором они даже не сразу услышали, что к ним в дом ломится ее бывший. Тут Порги приходится вступиться за свою женщину и убить Кроуи.

Соседи понимают ситуацию. Никто не хочет выдовать инвалида, все делают вид, что ничего не знают. Полиции никто не подсказывает. Более того, жители квартала даже стараются скрыть следы преступления. Все же бедного Порги офицеры забирают, но просто для допроса. Бесс очень переживет, боится остаться в одиночестве.

Появляется тот самый торговец наркотиками - Лайф. Он убеждает ее, что Порги посадят надолго в тюрьму. Лайф снова предлагает девушке прехать с ним... и она соглашается.

Когда Порги возвращается домой, его ждет только эта неприятная новость. Он собирается и на инвалидной коляске едет искать свою любимую Бесс.

Опера учит никогда не сдаваться в жизни и еще не сдаваться на лесть лживых людей.

Картинка или рисунок Гершин - Порги и бесс

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Лев и собачка

    В рассказе Льва Николаевича Толстого повествуется об обыкновенной маленькой собачке. Она совершенно случайно оказалась в клетке у льва. Произошло это следующим образом.

  • Киплинг

    Джозеф Редьярд Киплинг родился в Индии 30 декабря 1965 года. Своё имя получил от английского озера Редьярд. Все детство он прожил в Индии, в дружной семье.

  • Краткое содержание Тайна заброшенного замка Волкова

    На землю летит странного вида звездолет, на котором, как после оказалось, находятся пришельцы. Эти пришельцы очень опасны, потому что они хотят завоевать территорию на Земле. Но они никак не могли подозревать, что на самом деле оказалось

  • Краткое содержание Шекспир Сон в летнюю ночь

    Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа.

Место первой постановки

Бостон , Колониальный театр

«Порги и Бесс » (англ. Porgy and Bess ) ― опера Джорджа Гершвина в четырех актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935 году, опера на первых порах пользовалась сдержанным успехом, но с 1950-х годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём мире. «Порги и Бесс» ― одна из вершин творчества композитора . Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация «неправильного» народного произношения.

История создания

В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дюбоза Хейуорда «Порги» и написал автору письмо, в котором выражал желание совместно с ним создать оперу на этот сюжет. Хейуорд согласился, но к полноценной работе над оперой Гершвин, занятый другими проектами и дирижёрской деятельностью, смог приступить лишь в 1934. За это время Хейуорд и его жена Дороти переработали роман в театральную постановку с элементами музыки (были добавлены спиричуэлы). Спектакль имел большой успех и выдержал 367 представлений.

В конце 1933 года Гершвин, Хейуорд и нью-йоркская «Театральная гильдия» подписали контракт об опере. Летом следующего года композитор отправился в Фолли-бич, где, проникнувшись местной атмосферой и музыкой, приступил к созданию произведения. Либретто оперы и бо́льшая часть текста некоторых арий принадлежит Хейуорду, однако для некоторых номеров (в том числе знаменитого «It Ain’t Necessarily So») стихи написаны Айрой Гершвином, братом композитора.

Гершвин завершил создание оперы в Нью-Йорке, а первая (пробная) постановка состоялась 30 сентября 1935 в Колониальном театре Бостона . Через месяц опера была поставлена на Бродвее . Этой постановкой руководил ученик Вахтангова - Рубен Мамулян . Всего было дано 124 представления, что многие сочли неудачей.

Действующие лица

  • Порги , нищий калека ― баритон
  • Бесс , молодая негритянка ― сопрано
  • Кроун , портовый грузчик ― баритон
  • Спортинг Лайф , наркоторговец ― тенор
  • Обитатели Кэтфиш-Роу: Роббинс , грузчик ― баритон Сирина , его жена ― драматическое сопрано Питер , торговец мёдом ― тенор Лили , его жена ― сопрано Мария , соседка Порги ― меццо-сопрано Фрезиер , адвокат ― баритон Джейк , рыбак ― лирический баритон Клара , его жена ― сопрано Владелец бюро похоронных принадлежностей ― баритон Нельсон ― баритон Торговка клубникой ― сопрано Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщик, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Сюжет

Во дворе дома во время игры в кости вспыхивает ссора - пьяный грузчик Кроун убивает соседа и скрывается. Все отворачиваются от его подружки, красотки Бесс. Только нищий калека Порги впускает её к себе в дом.

Спустя месяц Порги называет Бесс своей женой. Во время пикника на заброшенном острове появляется Кроун и силой уводит с собой Бесс.

Бесс лежит в бреду в доме Порги. В минуту просветления она призналась Порги, что любит его, но не может устоять перед Кроуном.

После бури чудом спасшийся Кроун крадется к дому Порги и не замечает руки Порги с ножом. В завязавшейся борьбе Порги убивает Кроуна - теперь он стал настоящим мужем Бесс.

Начинается расследование убийства. Полицейские хватают Порги. Торговец наркотиками из Нью-Йорка по прозвищу Спортинг Лайф настойчиво соблазняет Бесс кокаином и прелестями большого города - ведь Порги уже не вернётся. Через неделю Порги возвращается. Но дома его ждёт страшная весть: Бесс уехала в Нью-Йорк с торговцем. Порги садится в свою тележку, запряжённую козой, и отправляется на север за своей любимой Бесс.

Знаменитые арии

  • «Summertime » (колыбельная Клары из первого действия)
  • «My Man’s Gone Now»
  • «It Ain’t Necessarily So» (песня Спортинг Лайфа)
  • «I Loves You, Porgy»

Примечания

Ссылки

См. также

  • В году Михаил Лавровский поставил балет «Порги и Бесс» на музыку Гершвина
  • В 1957 г. вышла запись исполнения оперы дуэтом Луиса Армстронга и Эллы Фитцжеральд, являющаяся неповторимым образцом исполнения творения Джорджа Гершвина 1935 г. двумя выдающимися музыкантами времен расцвета мирового джаза.
  • В году Нэш, Н. Ричард написал сценарий к фильму Отто Преминжера «Порги и Бесс» , получившему Оскар за «Лучший саундтрек к музыкальному фильму », и номинированному на Оскар за «лучшие костюмы», «лучший звук», «лучшую операторскую работу». Также был номинирован на премию «Золотой глобус» за «лучшую женскую роль» (Дороти Дэндридж) и «лучшую мужскую роль » (Сидни Пуатье) в году.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Порги и Бесс" в других словарях:

    Опера Джорджа Гершвина "Порги и Бесс" - Опера Порги и Бесс (Porgy and Bess), созданная в 1935 г. композитором Джорджем Гершвином (1898 1937), жителем Нью Йорка, выходцем из семьи евреев иммигрантов из России, является гордостью американской культуры и входит в международный оперный… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Бесс: Бесс (умер 329 до н. э.) персидский аристократ. Бесс, Сабина (р. 1961, de:Sabine Baeß) фигуристка ГДР, чемпионка мира 1982, 1983 в парном катании. Королева Бесс прозвище английской королевы Елизаветы I. Чёрная… … Википедия

    - << 31 я Церемонии награждения 33 я >> 32 я церемония награждения премии «Оскар» … Википедия

    17 я церемония вручения премии «Золотой глобус» 10 марта 1960 год Лучший фильм (драма): «Бен Гур» Лучший фильм (комедия): «В джазе только девушки» Лучший фильм (мюзикл): «Порги и Бесс (англ.) … Википедия

    11 июля - 1762 на российский престол вступила Екатерина II Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт Цербстская происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году была выдана замуж за наследника российского престола цесаревича Петра. В… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лавровский. Михаил Лавровский Имя при рождении: Михаил Леонидович Иванов Дата рождения: 29 октября 1941(1941 10 29) (71 год) … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Чернова. Наталья Чернова Имя при рождении … Википедия

    Джордж Гершвин англ. George Gershwin … Википедия

    Айра Гершвин Ira Gershwin Имя при рождении: Израэл Гершовиц (англ. Israel Gershowitz) Псевдонимы: Артур Фрэнсис (англ. … Википедия

    - «Summertime» ария, написанная Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс». Авторы текста: ДюБос Хейвард и Айра Гершвин (брат Джорджа). За основу для написания арии Гершвин взял украинскую колыбельную песню Ой ходить сон… … Википедия

Книги

  • Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота , Фролов И.. Концертная фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина?Порги и Бесс?. Транскрипция для кларнета, фагота…

Д. Гершвин опера «Порги и Бесс»

Культовая композиция «Summertime», пожалуй, известна каждому поклоннику джаза благодаря прекрасному исполнению Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд. Это колыбельная Клары из первого действия оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Спектакль целиком построен на джазовых композициях, здесь присутствуют блюзовые интонации, негритянские гимны и псалмы, спиричуэлы. Кроме того, в нем представлено море импровизации, как же без этого, ведь речь идет не просто о классической опере, а о джазовой. Именно поэтому она отличается от привычных нам образцов.

Действующие лица

Описание

Порги баритон нищий инвалид
Бесс сопрано молодая девушка Крауна
Краун баритон грузчик в порту
Джек баритон рыболов
Клара сопрано жена Джека
Спортинг-Лайф тенор торговец наркотиками
Роббинс тенор житель Кэтфиш Роу
Сирина сопрано супруга Роббинса
Питер тенор продавец меда
Лили сопрано жена Питера

Краткое содержание


Сюжет взят из романа Дюбоза Хейуорда «Порги» и его действие происходит в Кэтфиш-Роу, беднейшем негритянском квартале, где в открытую показана жизнь афро-американского народа. Сюжет поражает своей прямотой, знакомит с добрыми людьми, которые обречены на страдания и в то же время вызывает глубокое сочувствие к бедному, обманутому Порги.

Любовь женщины непостоянна, особенно если это красотка Бесс, которую нищий калека Порги спас от неприятностей и приютил у себя, когда от нее сбежал молодой человек. Воспылав пламенными чувствами, Порги борется за Бесс со своим главным соперником и убивает его в схватке. Одолев врага, он теряет ту, которая еще неделю назад пела ему о любви, а теперь сбежала в другой город с очередным поклонником, посулившем ей хорошую жизнь. Все что остается влюбленному Порги, это последовать вслед за своей мечтой в Нью-Йорк.

Фото :





Интересные факты

  • Это образец первой национальной оперы США, так ее окрестили критики после премьеры. 14 июля 1993 года п очтовая служба США признала культурную значимость оперы, издав юбилейную 29 центов почтовую марку. В 2001 году " была провозглашена официальной оперой штата Южная Каролина.
  • Интересно, что сам автор в своем завещании пожелал, чтобы народная опера исполнялась обязательно темнокожими артистами, именно поэтому он в свое время отказался от заманчивого контракта с Метрополитен-опера, где присутствуют только белые певцы. Это не удивительно, ведь не каждому под силу передать афро-американскую культуру и богатый колорит произведения.
  • В нашей стране оригинальная полноценная постановка спектакля была поставлена более 50 лет назад, ее исполнила негритянская труппа «Эвримен Опера». А в 1983 году был поставлен одноименный балет на музыку Джорджа Гершвина.
  • Кстати, первая постановка народной оперы была осуществлена в Бостоне под руководством Рубена Мамуляна, уроженца Тбилиси, получившего образование в Москве. Дирижером был Александр Смоленский, а художником – Сергей Судейкин, да и сам Джордж Гершвин - сын эмигранта из России.
  • "Порги и бесс" стала первой оперой американских композиторов поставленная в знаменитом итальянском оперном театре "Ла Скала".
  • Специалисты называли это произведение народной оперой, которая занимала промежуточное место между бродвейским мюзиклом и оперой.
  • Во время создания опера называлась "Порги", и лишь потом добавили "и Бесс", чтобы избежать путаницы с романом Дюбоза Хейуорда.
  • Работая над этой оперой, Гершвин специально провел несколько месяцев в Чарльстоне, чтобы как можно ближе познакомиться с культурой, бытом и особенностями пения народа.
  • Особую роль в выражении национальной самобытности играет ладо-интонационный строй. Широко применяется мажоро-минор с низкой септимой.
  • Большая часть словесного текста была написала Дюбозо Хейвардом, лишь некоторые номера принадлежат перу брата композитора.
  • В 1957 году вышел альбом легендарных Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга «Порги и Бесс», в который вошла ария Summertime. Именно он был занесен в 2001 году в Зал славы Гремми, а также признан самой лучшей обработкой оперы.
  • Произведение было написано Гершвиным за двадцать месяцев. Однако различные правки и доработки композитор продолжал вносить в партитуру даже во время репетиций. Полностью завершена работа над музыкальным текстом была ровно за день до премьеры.
  • Многие американские журналы и газеты после премьеры признали Гершвина «серьезным композитором».
  • Любопытно, но на сегодняшний день насчитывается около 20 тысяч вариантов легендарного хита Summertime. Именно эта композиция вошла в мировой топ-10 самых лучших джазовых мелодий.
  • По одной из версий, Гершвин создал свой шедевр, впечатлившись одной колыбельной. Существует мнение, что украинская песня «Ой ходить сон коло вiкон» легла в основу хита Summertime.
  • Любопытно, что несколько раз возникали джазовые варианты этой оперы. Впервые – в 1957 году благодаря Элле Фицджеральд и Луи Армстронгу . Причем именно эта версия больше всего полюбилась почитателям музыки. Второй раз в 1958 году уже Майлз Дэвис сделал свой джазовый вариант.
  • Во время первого тура по городам Америки в 1936 году, труппа потребовала разрешить присутствовать в театре всем зрителям, в том числе и темнокожим. Они выдвинули это предложение незадолго до выступления в Вашингтоне, и руководство театра пошло на встречу, согласившись с этим, чтобы не срывать долгожданную премьеру.
  • Несмотря на большой успех во время премьеры, материальные затраты на постановку оперы не смогли окупиться и братья Гершвины потеряли около 10 тысяч долларов.

Популярные арии

Колыбельная Клары " Summertime" (слушать)

Песня Порги "I Got Plenty o’ Nuttin’" (слушать)

Песня Бесс "What you want wid Bess" (слушать)

Дуэт Порги и Бесс "Bess, You Is My Woman Now" (слушать)

История создания


Либретто спектакля было написано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным по пьесе Дороти и Дюбоза Хейвард «Порги». Авторы смогли сохранить в тексте оперы народный язык первоисточника, а также смесь наивности, суеверия и необычайного темперамента. Когда композитор впервые познакомился с произведением Дюбоза Хейварда в 1926 году, то был настолько впечатлен, что сразу же написал ему письмо с предложением о сотрудничестве. У него сразу же родилась мысль о написании оперы. Спустя время они смогли приступить к работе. В 1933 году был подписан контракт с нью-йоркской «Театральной гильдией».

Сохранились сведения, что поначалу между авторами пьесы и композитором шли долгие споры, так как Хейварды настаивали на включении разговорных эпизодов (без музыкального сопровождения). Естественно, Гершвин, как композитор, был иного мнения и отдавал предпочтение именно музыкальной части. Это не удивительно, ведь он создавал первую национальную американскую оперу с богатым колоритом.

Сам Гершвин называл свою оперу «народной драмой», подчеркивая тем самым, что главным персонажем является именно народ. По этой же причине, большая роль отводится хоровым номерам, которые искусно вплетаются в сольные.

Постановки


Премьера спектакля с огромным успехом прошла 30 сентября 1935 года в Бостоне, в «Колониэл-театре». Музыкальные и театральные критики были восхищены произведением. Дирижером выступил Александр Смолленс.

Премьера в Нью-Йорке прошла менее успешно (постановщик Рубен Мамулян), несмотря на это всего за 1,5 года спектакль выдержал 124 представления.

На европейских сценах опера оказалась в 1945 году – В Дании и Швейцарии, силами местных артистов. Однако подлинный успех спектакль обрел лишь тогда, когда его исполнила американская негритянская труппа.

Российская публика смогла оценить произведение Гершвина лишь в 1956 году, благодаря труппе из США.

Опера была экранизирована в 1958 году режиссером Отто Преминджером. Впоследствии, именно этот фильм получил Оскар в номинации за «Лучший саундтрек».

В 1983 году балетмейстер Михаил Лавровский осуществил постановку своей версии джаз-балета «Блюз» по произведению Гершвина. Премьера прошла в Тбилисском театре оперы и балета. В 1987 году вышел фильм-балет «Фантазер», в основе которого была опера «Порги и Бесс», в главной роли выступили М. Лавровский и Н. Трубникова.

Предлагаем и вам познакомиться с первой национальной американской оперой, окунуться в завораживающие джазовые ритмы и проникнуться историей любви вместе с «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина .

Видео: смотреть оперу «Порги и Бесс»

Произведение, вошедшее в десятку лучших музыкальных творений двадцатого века, было написано по роману "Порги". Либретто, созданное в 1934 году, известность начинает завоевывать лишь в 50-х годах.

Проблема жизни чернокожих в обществе очень хорошо раскрывается авторами первоначального источника. Бедные афроамериканцы, проживающие в ужасных условиях, представлены в виде одного из главных героев - Порги, ко всему еще являющегося калекой. Его образ был взят с настоящего чернокожего, оставшегося без ног, которого автор видел каждый день, пока добирался до рабочего места.

История создания

Джордж Гершвин, создатель оперы, был под глубоким впечатлением после прочтения романа Хэйворда "Порги". Поэтические образы переносили его на страницы книги, оживляя героев и формируя мелодичные звуки в голове.

Тогда без лишних раздумий Джордж шлет автору романа письмо, в котором описывает свое намерение создать оперу по сюжету его книги. Хэйворд одобряет его идею и в скором времени у них происходит встреча. Однако опера выходит в свет только через 11 лет.

Премьера прошла на ура: аплодисменты не умолкали, зрители были в восторге. Все критики Бостона с восхищением хвалили композитора и его умение передать весь драматизм с помощью музыки. Впоследствии оперу назвали народной, настоящей американской сенсацией. Сейчас ее играют и на сцене Бродвея.

Главные действующие лица музыкальной драмы

Герои мелодрамы являются очень хорошими и добрыми людьми, несмотря на все страдания в их жизни. Поэтому чувства сострадания и понимания - именно то, что ощущают зрители во время просмотра оперы "Порги и Бесс" Джорджа Гершвина.

  • баритон и лирический баритон - нищий Порги, грузчик в порту Кроун, адвокат, владелец бюро похоронных услуг, грузчик Роббинс (житель городка Кэтфиш-Роу), рыбак Джейк;
  • сопрано, меццо-сопрано, драматическое сопрано - молодая негритянка Бесс, жена продавца меда Лили, жена грузчика Сирина, соседка молодой негритянки Мария, жена рыбака Клара, торговка спелой клубникой;
  • тенор - наркоторговец Спортинг Лайф, продавец меда Питер.

Второстепенные герои афро-американского квартала - Минго, Джин, Анни, а также полицейский, сыщики, следователь, продавец крабов и местные дети.

Краткое содержание оперы "Порги и Бесс": действие первое

Первая картина показывает уютную и размеренную жизнь неказистого и бедного негритянского квартала. На улице стоит теплая летняя погода.

И вот наступает вечернее время, когда все население квартала собирается на местном пустыре рядом с их домами и расслабляется разговорами после рабочего дня.

Любимое занятие мужчин - это игра в кости. Роббинс, местный грузчик, под неодобрительные речи своей жены Сирины присоединяется к игре. Позже к ним подкатывает на специальной коляске для инвалида колченогий Порги. На фоне всего звучит милая песня негритянки Клары, убаюкивающей своего мальчика, сына рыбака.

В это же время на прогулку выходит сыскавший недобрую славу и работающий грузчиком в местном порту Кроун с его молодой девушкой Бесс.

К игре в кости примыкает Гарлемский наркоторговец со странным прозвищем Спортинг Лайф. Он закупил в Нью-Йорке партию кокаина и приехал в южноамериканский городок для ее сбыта. Ему приглянулась красота Бесс, поэтому после заварушки, произошедшей на пустыре, он приглашает ее сбежать с ним в Нью-Йорк. Но девушка отказывает торговцу и пытается скрыться от полицейских, которые приехали на шум и смертельную драку между Кроуном и грузчиком Роббинсом. Потасовка возникла на фоне спора во время игры в кости.

Возлюбленный Бесс бежит с места преступления, а на помощь неожиданно приходит калека Порги. И все из-за того, что питает давние теплые чувства к молодой негритянке.

Черная ночь

Темная, непроглядная ночь опускается на город во второй картине оперы "Порги и Бесс" Гершвина.

В этот момент из ниоткуда выползает сыщик. Он очень грубо разговаривает с убитой горем женой грузчика и сообщает, что похороны должны состояться как можно скорее, буквально на следующий же день. После чего он начинает поиск очевидцев произошедшего среди районных жителей. Питер, продавец меда, становится главным свидетелем. Сыщик уводит его с собой.

Сирина продолжает свою печальную песню, но теперь она усиливается из-за недостаточного количества собранных денег. Услышав это, владелец похоронного бюро приходит на помощь. Он берет на себя ответственность предать земле ее мужа, даже с учетом того, что погребение принесет убыток его делу.

Действия третьей картины Гершвина "Порги и Бесс", краткое содержание которой повествует о жизни квартала, переносит зрителя на несколько недель вперед после убийства Роббинса.

Жизнь главного героя Порги круто изменилась после прихода в его лачугу Бесс. Голубые глаза, лучезарная улыбка, ласковые руки и задорные песни сотворили из инвалида по-настоящему счастливого человека. Теперь на его лице нет тени угрюмости и мрачного настроения. Новая жизнь стала его личным раем. Он отпускает шутки с рыбаками и говорит им слова напутствия для удачного улова.

На этой жизнерадостной ноте появляется наркоторговец. Флиртуя с Бесс, он наталкивается на однозначный недобрый взгляд Порги. Жители предлагают молодой негритянке поучаствовать в ежегодном пикнике, который организовывает церковная община. Порги, желая сделать приятное любимой, отпускает Бесс на маленький зеленый островок.

Краткое содержание сюжета оперы "Порги и Бесс": действие второе

В четвертой картине действие разыгрывается на пикнике. Остров, куда приехали прихожане из разных кварталов Кэтфиш-Роу, превратился в веселый праздник. Пикник явно удался, народ в красочных нарядах поглощен радостным днем.

Неожиданное появление нетрезвого Сторинг Лайфа вносит раздор в компанию гуляющих. Торговец наркотиками несет полную чушь, высмеивает церковные притчи и обряды, глумится над окружающими, отпуская пошлые шутки.

Наконец день заканчивается, капитан парохода издает сигнал для сбора всех на пристани. И пока Бесс направляется в сторону воды, неожиданно из кустов выпрыгивает ее бывший возлюбленный Кроун. Она уже давно забыла о его существовании и требует, чтобы он оставил ее в покое. Но наглый и дерзкий грузчик насильно ведет ее за собой.

Страшная болезнь Бесс

В его лачуге бьется в лихорадке его любимая негритянка. Порги несчастен, и только вдова грузчика Сирина всячески пытается его утешить. Она молится и надеется на божью волю.

Наконец слова, обращенные к небесам, были услышаны, и Бесс открывает глаза. Она рассказывает свои страхи по поводу грузчика Кроуна и считает, что он вернется за ней. Сирина и инвалид Порги пытаются успокоить больную девушку, но в это время раздается звон колоколов из церкви. Это означает, что приближается ужасный шторм. Дом Порги накрывает тьма.

Жажда убийства

Воспользовавшись временным затишьем, Клара, жена рыбака и соседка калеки, видит в окне лодку своего мужа. В ужасе она выбегает на улицу, а Кроун бежит за ней.

Действие переходит в седьмую картину. В квартале наступила черная ночь, ненастье потихоньку затихло. Не спят лишь возлюбленные Порги и Бесс с ребенком Клары за пазухой. Очень удачно пробегавший рядом с их окном наркоторговец говорит, что Кроун идет за ними. И через мгновение у их дверей оказывается грузчик, в руках его нож, а в глазах жажда мести. Однако, переплюнув все свои возможности, калека Порги использует нож Кроуна против него же. Он бьет его в грудь насмерть.

Печальные известия

Восьмая и девятая картины заканчивают либретто "Порги и Бесс". Краткое содержание восьмой части: хмурое утро, после разбушевавшейся стихии жители негритянского района спешно начинают работу по сокрытию следов кровавой расправы над грузчиком. И несмотря на то, что полицейские уже кое-что выведали о ночном случае, жители не торопятся быть для них свидетелями.

Все дома афроамериканцев оказываются закрыты для работников полиции, а те, кто встречается на улице, как один отказываются говорить о ночном кровавом инциденте. Тогда следователь притворяется другом Порги и хитростью находит его дом. Он ведет убийцу на опознание своей жертвы.

Наркоторговец тут как тут, его симпатия к Бесс не прошла, и он наглым образом сообщает ей, что ее милый уже не возвратится в их дом. Вранье Спортинг Лайфа о заключении под стражу Порги вводит Бесс в глубокую депрессию, совсем обезумев от своего горя, она наконец соглашается уехать с наркоторговцем в Нью-Йорк.

Заключительная картина раскрывает перед вернувшимся после недельного отсутствия Порги страшную тайну. Вместо любимой, которой он привез подарок, калека встречает пустую лачугу и рассказы соседей о том, что Бесс уже не живет здесь.

Но чернокожий инвалид Порги не готов так просто мириться с происходящим. Он садится обратно в свою коляску, собирает некоторое имущество и уезжает в дальнюю дорогу искать свою Бесс. Он полон уверенности, что обязательно отыщет возлюбленную, потому что путь ему прокладывает сама любовь. В конце оперы звучат слова - "Господи, я еду в Небесную страну".

В основу оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» лег роман Дюбоза Хейуорда «Порги», который позже был переработан в пьесу, рассказывающую о жизни бедных афроамериканцев. Опера вышла в 1935-м, но стала популярной лишь в 1950-х годах благодаря дуэту Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, выпустившим альбом «Порги и Бесс» в 1957 году. Ария Summertime тут же стала международным хитом. А сам альбом, кстати, в 2001 году был занесен в Зал славы Гремми (Grammy Hall of Fame) и признан самой успешной обработкой оперы в стиле джаз.

В 1958 году Майлз Дэвис, джазовый трубач и звезда мировой величины, совместно с аранжировщиком Эвансом записал еще один джазовый вариант всей оперы. С Армстронга, Паркера и Дэвиса началось совершенно сумасшедшее шествие «Порги и Бесс» по планете.

В 1983 году известный советский хореограф и балетмейстер Михаил Лавровский, бывший премьер Большого театра, любимец Юрия Григоровича, танцевавший главные партии в его постановках, сам поставил балет «Порги и Бесс» в Тбилисском театре оперы и балета.

В 1978 году 37-летний Михаил Лавровский, чья карьера, как танцовщика уже подходила к завершению, окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Как балетмейстер он начал с постановок телевизионных балетов. Первым стал спектакль «Мцыри» Давида Торадзе, где Лавровский сам исполнил главную роль, затем «Прометей – поэма огня» на музыку А.Н. Скрябина, «Хореографические новеллы» на музыку И.С. Баха и Ф. Листа (1986).

Джаз-балет «Блюз» («Порги и Бесс», 1983) на музыку Джорджа Гершвина был поставлен Лавровским на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра в 1982–1985 годах.

В 1987 году был снят фильм-балет «Фантазер» по мотивам «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина – очень вольная фантазия собственного балета Лавровского 1983 года с тем же названием. Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», дома у балетмейстера и в помещениях Театра «Московская оперетта». Критики писали, что Лавровский чутко нашел решение сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, достиг в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца.

Народный артист СССР Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: в Академии танца в Риме, в «Токио-балете» в Японии, в хореографической школе Анны Барт в Берлине и в США, в том числе в Хьюстоне, где поставил своего знаменитого «Мцыри», и в Фениксе, где осуществил постановку «Хореографических новелл».

Юрий Григорович: «Его отличает необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче».

Из книги М. Лавровского «От первого лица» (2006 г.):

<...> «Порги и Бесс», или «Блюз» Гершвина. Опять помогла мне Грузия. <...> Мне удалось создать свой первый и покамест единственный полнокровный, масштабный спектакль (два акта).

Министерство культуры Грузии и мои американские друзья <...> помогли мне для проведения классов танца-модерн пригласить Мигеля Лопеса – педагога от компании Элвина Эйли (США). В Тбилиси это стало событием: Лопес приехал со своими тремя учениками.<...> Это была очень продуктивная и необходимая работа в подготовке спектакля. Хочу сказать, что артисты грузинского балета занимались одержимо.

Для достойного воплощения задуманного спектакля мне необходим был человек, обладающий огромным вкусом и талантом замечать все, даже самые малые, казалось бы, незначительные просчеты. Практически я нуждался в сорежиссере, тем более что я еще сам танцевал. Таким человеком и артистом являлся мой коллега, замечательный танцовщик и репетитор В.С. Лагунов. <...>

Труппа Тбилисского балета работала со мной и Лагуновым по семь часов в день без перерыва. Ни один артист не брал бюллетень. Значит, работа всем нравилась, нравился и спектакль. Мне удалось успешно и логично найти сочетание классики и модерна в этом спектакле: страстная натура проститутки Бесс (классика-модерн) и то, что Порги видит в ней за внешней развратностью – чистую, хрупкую и ранимую душу – Белую Бесс (классика). Сам Порги (калека) в своих мечтах поднимается над своим обезноженным уродством и вместе со своей мечтой (Белой Бесс) парит в танце на сцене. И Спортинг Лайф (модерн), и Краун (демиклассика-модерн), и эксцентричная пара Сирина и Роббинс – все как-то сразу стало «складываться» у меня в либретто. И зрителю было интересно: наркомания, драки, азартные игры... казалось бы, и тема отрицательная, и эмоции. Но через все это просматривалась огромная духовность и любовь – настоящая, одного живого существа к другому. И все было проникнуто блистательной, чрезвычайно эмоциональной музыкой Гершвина. Я очень был рад тому, что талантливый М. Мурванидзе, став моим единомышленником, создал для этого спектакля блистательную сценографию, а И. Чаурели и М. Одзели замечательно прочли произведение Дж. Гершвина. <...>

Мне удалось с труппой театра все-таки съездить на гастроли в Финляндию и Москву. Везде был громкий успех, а один из именитых критиков США и Лондона Клайв Барнс написал о спектакле и обо мне самые возвышенные слова. Это переполнило чашу терпения моих «друзей» в Грузии, и мне пришлось самому уйти из театра им. 3. Палиашвили, чтобы уже новая дирекция не выгнала меня вон. Тем не менее о труппе театра, где я проработал замечательных три года, у меня остались самые лучшие воспоминания. Наш спектакль был если и не первый, то уж точно один из первых джаз-балетов, поставленных на сцене советского театра.

Я считаю спектакль «Порги и Бесс» своей удачей и удачей всего коллектива театра: и музыканты, и артисты, и художник, и репетиторы – все были на высоте».