Гостиные

Дорог во время войны. Дорожное обеспечение в годы великой отечественный войны. Состояние автомобильного парка

Ирина Тельпис
Конспект занятия «Дорогами Великой Отечественной войны»

У времени есть своя память – история. И поэтому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших нашу планету в разные эпохи. В том числе и о жестоких войнах , уносивших миллионы человеческих жизней.

В этом году наша страна стоит на пороге незабываемой даты, 72летия, как закончилась ВОВ : самая жестокая и кровопролитная из истории существования человечества. Эта война унесла 40 миллионов человеческих жизней, из них 27 миллионов наших граждан. Но эхо той войны до сих пор не затихает в людских душах. В нашей стране нет такой семьи, которой бы не коснулась война . Родные до сих пор ищут своих близких, пропавших без вести, хранят письма с фронта, перечитывают их своим внукам, сыновьям, дочерям.

Сегодня перелистаем некоторые страницы ВОВ, чтобы узнать, как жили, сражались люди и какой дорогой ценой пришлось заплатить им за Победу. Тема нашего сегодняшнего мероприятия посвящается :

«Дорогам Великой Отечественной войны »

Мы не просто вспоминаем день войны ,

Не для слёз и мемуаров вспоминаем

Люди мира вспоминать о ней должны

Мы об этом всей земле напоминаем.

Лето 41 года начиналось замечательно для всех людей, в том числе для тысяч мальчиков и девочек, выпускников школ.

Тогда ещё не знали мы.

Со школьных вечеров шагая

Что завтра будет первый день войны

А кончится она, лишь только в мае.

Вы знаете, о чём я мечтаю? Хочу быть учителем. Буду учить детей любить Родину, читать им свои любимые стихи.

А я буду врачом. И просто хорошим человеком.

Посмотри, Витя, какая красота, даже дух захватывает. А тишина –то какая. А зори тихие- тихие.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, между миром и войной

Всего, каких- то 5 минут осталось.

Тот самый, длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех, на все 4 года.

Аудиозапись «Священная война »

Рассказ о песни и начале войны .

Именно эта песня «Священная война » - стала главной. Она была создана в первые дни войны Лебедевым -Кумачом и композитором Александровым. Эта песня воин, песня полководец, песня-пророк. Она звала людей на бой с врагом.

На страну обрушалась смертоносная лавина прекрасно обученных, дисциплинированных немецких солдат. Они уже захватили Европу.

190 дивизий, это 5, 5 миллионов человек, около 5 тыс. самолётов, свыше 3 тыс. танков.

На защиту нашей родины поднялись все от мала до велика . Плечом к плечу с воинами сражались народные ополченцы, партизаны и бесстрашные подпольщики.

По 12 часов в сутки люди трудились у станков, а затем шли рыть противо танковые рвы.

Началась Великая Отечественная война .

Как могучие бастионы встали на пути врага Москва, Минск, Киев, Ленинград, Смоленск, Тула, Курск, Орёл и другие города.

Первым встретил врага гарнизон Брестской крепости. Об этом нам расскажет

Оборона крепости.

Около месяца сражались с врагом гарнизон Брестской крепости. Его герои 3,5 тыс. человек пали смертью храбрых.

73 дня длилась оборона Одессы.

Не померкнет в веках подвиг Ленинграда. 900 дней и ночей блокадного Ленинграда, когда сомкнулось вражеское кольцо вокруг города. 123 грамма хлеба на человека, сделанного из опилок и муки. Люди умирали от голода.

Единственной связью было Ладожское озеро, по которой была проложена Дорога жизни , как называли её люди. По ней везли продовольствие, боеприпасы.

6 месяцев длилась оборона Сталинграда.

2 месяца, оборона Смоленска

45 дней длилась оборона Тулы.

Главари Фашистской германии рассчитывали за несколько месяцев разгромить нашу армию, захватить нашу страну. У каждого немецкого солдата была записная книжечка, содержащая 12 заповедей, в которых говорилось, что вы должны убивать всякого русского, не останавливаться, если перед тобой старый человек, женщина, ребёнок.

Они превратили в руины наши города, сёла. Издевались над мирным населением, военнопленными. Морили их голодом, На оккупированных территориях создавались лагеря смерти. На территории Белоруссии была уничтожена целая деревня.

В Белоруссии была уничтожена целая деревня, Хатынь, в которой насчитывалось 26 домов, 186 жителей.

Людей сожгли заживо в сарае на краю села. Только 5 удалось уцелеть. На месте их гибели стоит памятник, старику с ребёнком на руках.

как набатом боль стучит.

Мороз по коже,

И как же это всё могло случиться?

Живыми уходили в мир иной

Людей безвинных жгли с домами вместе.

И объяснить всё это лишь войной .

Враг стремительно продвигался вглубь страны. Его задачей была МОСКВА. 16 ноября 1941 года отряд из 28 человек, под командованием генерала Панфилова занял оборону в Подмосковье. Враг бросил на них танки, но воины стояли насмерть. «Велика Россия , а отступать некуда- позади Москва» - стал посмертным лозунгом для бойцов. В ожесточенных боях враг был измотан, обескровлен и отброшен назад. Погибшим панфиловцам было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Не оказался не безучастным и наш с вами город. Утром 25 ноября 1941 года, немецкие части вошли и в наш город со стороны Моногарово, Теличего, Крутого. Захватчиков встретили бойцы истребительного батальона в количестве 38 человек. Это Василий Степанович Степанов, Митрофан Николаевич Григорьев, учитель Василий Васильевич Титов и другие. Они упорно и яростно шаг за шагом по улице Стрелецкой отбивались от врага. В этом бою все 38 человек пали смертью храбрых.

Умолкли жаркие сердца,

Сложили свои головы

Тридцать восемь храбрецов

У стен родного города.

Теперь здесь мир, покой и труд

И монумент со стелою

В веках герои не умрут

За то, что стали на редут

Защитниками первыми.

В районе Моногаровского сада, при въезде в город, установлен памятный знак как дань уважения и признания мужества бойцов.

Они были похоронены в братской Могиле в центральном городском парке.

Захватив город, немцы почувствовали себя хозяевами. Фашистские бандиты пошли шарить по домам, забирая продукты питания. Для тех, кто остался в городе, наступили страшные дни. За 1 месяц пребывания немцы угнали в Германию 130 человек, расстреляли -34, изувечено – 15 человек.

19 декабря наши войска начали наступление к городу Ливнам. Несколько дней шли ожесточённые бои. В боях за освобождение города пали смертью храбрых 3 тыс. солдат и командиров.

В боях с фашистами погибли и пропали без вести 8,5 тыс. наших земляков.

И 25 декабря 1941 года наш город был полностью освобождён от немцев. За время своего пребывания, немцы сожгли и разрушили лучшие здания нашего города, школы, библиотеки, музей. Город был превращён в развалины.

Военный корреспондент «Комсомольской правды» Юрий Жуков в своей статье писал :

" Ливны войдёт в историю войны как город – мученик . А в своей книге «Люди 40-х годов» он пишет.» проносится весть о страшной трагедии, которая разыгралась этим утром в старинном русском городе Ливны. Никаких военных объектов в нём не было. Но немцы открыли по городу бешенный артиллерийский огонь из мощных дальнобойных орудий и бросили на него сразу 100 самолётов, которые беспрерывно бомбили его. Выгорало всё, лишь печные трубы уцелели на этой улице, которую запечатлел фотограф на снимке.

Сколько печей- столько семей.

Где нашли они приют?

Сколько их погибло под развалинами домов?

Город «мёртвый» - так назвал его Ю. Жуков.

Есть и у нас на площади Победы памятник-монумент «Ваш подвиг бессмертен» .

В центре площади стоит памятник. Его авторы архитектор Подседов, скульптор Мгалобошвили. На мраморном постаменте скульптурная композиция из 3 фигур. Наше внимание привлекает композиция солдата с поднятым автоматом в руке. Во всём его облике выражена решимость своей Родины. Взгляд солдата устремлён на запад – ему предстоит нелёгкий путь к победе. Рядом с ним его товарищи по борьбе, раненые, но не сломанные духом. Вся скульптурная композиция подчинена единой цели - желание любой ценой завоевать победу. Их только 3, а за ними 20 тыс. Ливенцев, сражавшихся на фронтах.

Их только 3, а за ними 8,5 тыс. наших земляков, не вернувшихся с поля брани.

15 наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза. Их имена вместе с именами и фамилиями 3 тыс. воинов, отдавших жизнь за Ливенскую землю, занесены в Золотую книгу памяти, вложенную в нишу пьедестала памятника Победы.

Горит Вечный огонь у подножия памятника. Люди приходят сюда, чтобы отдать дань уважения солдатам, погибшим за Родину.

На территории Ливенского района есть ещё один памятник- Курган славы.

Как дань вечной памяти героям, павшим в боях в Ливнах воздвигнут Курган Славы, русский штык, обрамлённый лавровыми венками, - это памятник всем павшим, там собрана земля с 46 братских захоронений нашего района.

В апреле 1945 года началось наступление наших войск на Берлин.

Наши войска одним за другим освобождали города за пределами нашей границы. Окончательно наша победа была утверждена, когда над главным зданием немецкого командования появилось – знамя Победы. Установить его, было поручено лучшим воинам 1- Белорусского фронта Михаилу Егорову и Мелитону Кантария.

Знамя Победы хранится в музее Вооружённых сил.

Пришла Победная весна

В начале мая в 45.

Как солнце свет, несла она

О мире весть свою крылато.

Две странички календаря.

Два дня в жизни планеты Земли.

Два дня истории человечества.

Они отмечены в календаре разными цветами - один чёрный лист со штыками и падающими бомбами, другой красный лист с переливами радуг победного салюта. Они так и называются – ДЕНЬ ПАМЯТИ и СКОРБИ и ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

Два дня календаря. А между ними долгих 4 года, 1418 суток.

И наш народ сделал всё, казалось невозможно, для того, чтобы выстоять и победить.

С каждым годом всё меньше остаётся тех людей, которые были свидетелями этой войны .

Память о павших, священна. Никогда не гаснет огонь вечной славы у обелисков и монументов, сооружённых в честь героев.

И пусть всегда горит Вечный огонь у Могилы неизвестного солдата,

Пусть 9 мая всегда останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому.

1. Помните!

Через века и через года,-

О, тех, кто уже не придёт никогда,-

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись.

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Склоним головы, вспоминая, павших. Почтим память погибших минутой молчания.

Наше занятие подошло к концу .

Во время войны на территории СССР были разрушены 91 тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов и других искусственных сооружений общей протяжённостью более 930 тыс. км.

В ходе дорожного обеспечения операций Великой Отечественной войны дорожниками было восстановлено, отремонтировано и вновь построено около 100 тыс. км автомобильных дорог, свыше 1 млн. м мостов, заготовлено и подвезено для строительства дорог более 30 млн. кубометров песка, камня и лесоматериалов.

Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, содержащихся дорожными войсками, составила 359 тыс. км, их силами было отремонтировано 797 тыс. автомобилей и другой техники. Дорожные войска участвовали на всех фронтах во всех операциях Великой Отечественной войны. За образцовое выполнение заданий командования 59 частей дорожных войск было награждено орденами, 27 из них получили почётные наименования - Днепровских, Неманских, Карпатских и др. Более 21 тысячи воинов-дорожников награждены орденами и медалями. Дважды орденоносный 126-й мостостроительный батальон 3-го Украинского фронта в 1945 г. представлял дорожные войска на параде Победы в Москве.

Важную роль в комплектовании автотранспортных частей и подразделений сыграли поставки автомобилей иностранного производства по программе ленд-лиза. Так, за годы войны в СССР были направлены 375 883 грузовых автомобиля, 51 503 джипа и вездехода, 3 млн. 786 тыс. автомобильных шин. Другим источником пополнения автотранспортных войск техникой было использование трофейных автомобилей: только в период с ноября 1942 г. по март 1943 г. Красной Армии в виде трофеев достались 123 тыс. немецких машин. Все эти меры позволили значительно увеличить объем военных автоперевозок, в 1943 г. - вдвое больше, чем в 1941 г., в 1944 г. - втрое.

Всего автотранспортными частями и подразделениями Красной Армии за годы войны было перевезено более 145 млн. тонн различных грузов. К середине 1945 г. в составе Красной Армии находилось 664,5 тыс. автомобилей различных типов, 32,8 % из которых составляла техника, поставленная по программе ленд-лиза, 9,1 % - трофейная.

Настоящие хозяева дорог

В трудные годы войны с немецкими войсками советские военно-дорожные подразделения содержали специальные маршруты для движения гусеничных, транспортных и боевых средств, а также гужевого транспорта. Созданные военно-автомобильные дороги (ВАД) армии, фронта и центра обеспечили работу службы регулирования и организации автомобильного движения, а военно-дорожные подразделения осуществляли охрану магистралей и сооружений на них.

За годы войны в организованных на ВАД продовольственных питательных пунктах получило сухой паёк или горячую пищу 32 миллиона человек. В пунктах технической помощи было обслужено около 800 тыс. автомобилей и тракторов, заправлено горючим 2 млн. ед. различных самоходных средств. В медицинских пунктах, расположенных на ВАД, и в дорожно-эксплуатационных частях получили первую помощь сотни тысяч раненых солдат и офицеров. Пункты обогрева и отдыха всегда были готовы принять нуждающихся в них водителей и других воинов, передвигающихся по дорогам.

Для восстановления и строительства дорог и мостов были созданы специализированные дорожные части. Они, в том числе, занималась загрузкой порожних автомобилей, идущих с фронта. Во время войны военно-дорожные подразделения были подлинными хозяевами на дорогах и отвечали за их состояние.

Подвиг воинов-дорожников на Минском шоссе

23 апреля 1942 года свой подвиг совершили семеро воинов-дорожников. На 134-м километре Минского шоссе ныне стоит обелиск в честь их героического поступка.

Наши части, действующие вдоль автомагистрали, под натиском превосходящих сил противника временно отступили. На военно-автомобильной дороге (ВАД) Западного фронта, как тогда называли Минское шоссе, в это время дорожники производили ремонтные работы на мосту через ручей. Они оказались лицом к лицу с врагом. Пилы и топоры пришлось сменить на винтовки. Горстка героев держала врага до тех пор, пока не погиб последний из дорожников. Их имена: старший сержант Иванов, сержант Гасилов, рядовые Серов, Сапронов, Сергеюк, Кузьмин и Пышнов.

В канун 65-летия Победы у основания монумента появилась рамка с фотографией одного из семи бойцов, найденных поисковиками, – Сапронова Николая Ивановича, уроженца города Иванова. Он смотрит с довоенной фотокарточки как раз на безымянную речушку у деревни Цуканово, у которой принял свой последний бой.

Подвиги Брянской области

На ее территории стоит уникальный памятник На автомагистрали Орел - Рославль, перед Брянском, расположен единственный в своем роде знак, предписывающий автомобилистам подавать звуковой сигнал в память о военных водителях, не вернувшихся с войны. Справа и слева от дороги – знаки, свидетельства мужества и отваги тех, кто не бросал баранку даже под обстрелами, кто «вел машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым».

По одну руку – знаменитые полуторки, возведенные на пьедесталы. По другую – центральный монумент воинам-водителям: фронтовой шофер стоит на подножке своего надежного, верного друга-работяги, чернорабочего войны.

За памятником, уже в лесу, новые фрагменты ансамбля: та самая баранка, которую крутили без устали шоферы, макеты тех же полуторок, указатели с обозначением городов, до которых следовало дойти советским освободителям – Прага, Вена, Берлин. А водители, проезжающие мимо по трассе, сигналят и сигналят: днем и ночью, кто коротко, кто протяжно, отдавая дань уважения своим собратьям по профессии: вы нас слышите? Мы вас помним!

Памятник был воздвигнут в 1968 г. скульптором П. Мовчуном и архитектором А. Гайдученей на месте формирования в 1943 г. 18-ой автомобильной бригады, прошедшей боевой путь от Брянска через Гомель, Минск, Барановичи, Варшаву, Лодзь - до Берлина. За боевые заслуги бригада удостоена наименования 18-я Барановичская Краснознаменная ордена Кутузова.

За время Великой Отечественной войны за образцовое выполнение заданий командования 15 автомобильных соединений и частей получили почетные наименования, а 94 - были награждены орденами Кутузова, Александра Невского, Красного Знамени и Красной Звезды. За героические подвиги и самоотверженный труд более 21 тысячи автомобилистов награждены орденами и медалями, а одиннадцати было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ледовая дорога сквозь блокаду Ленинграда

22 ноября 1941 г. в окруженный Ленинград по Ладожскому озеру прошла первая колонна гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Дорогу по льду разведали, проложили и освоили дорожники Ленинградского фронта. Она имела четыре полосы для раздельного движения, была оборудована телефонной связью, постами регулирования через каждый километр, пунктами обогрева, медицинской и технической помощи, а также пунктами заправки ГСМ.

За первую зиму (движение прекратилось при таянии льда 21 апреля 1942 г.) в Ленинград и обратно проследовало более 300 автомобилей, 19 тыс. подвод, 500 тракторов и танков. Городу и фронту было доставлено 61 тыс. тонн грузов. Из осаждённого города было эвакуировано свыше 550 тысяч детей, женщин, стариков, раненых и больных.

С 19 декабря 1942 г. по 30 марта 1943 г. продолжалась вторая полная героизма зима «Дороги жизни». На этот раз по ней было перевезено уже 200 тыс. тонн грузов и около 133 тысяч человек, в основном, войсковых пополнений.

Солдатский труд воинов дорожных войск до сих пор так до конца и не оценен историей. Это была одна из самых негромких, но крайне необходимых для победы профессий. Дорожники воистину, в самом прямом смысле этого слова, мостили дорогу к 9 мая 1945 года.

В битве за столицу принимали непосредственное участие 45 дорожных частей.

В ходе оборонительного сражения дорожными частями была подготовлена кольцевая автомобильная дорога вокруг Москвы протяженностью 125 км, 28,6 км из которых были построены заново. На водотоках было наведено 7 наплавных мостов. Дорога позволила проводить разгрузку железнодорожных составов на подходах к городу и быстро выдвигать прибывающие войска на боевые позиции.

При контрнаступлении под Москвой дорожные войска получили первый опыт скоростного восстановления поврежденных участков дорог и разрушенных мостов, а также развёртывания дорожно-комендантской службы. Противник только на дорогах Западного фронта уничтожил до 250 мостов общей длиной более 5 км.

К февралю 1942 г. дорожники восстановили большинство мостов общей протяженностью 4300 м, в том числе - металлические через Волгу у Калинина, через канал Москва - Волга у Яхромы и Дмитрова. В битве участвовало 49 дорожных условных батальонов.

Наро-Фоминск – не открытая «калитка в Москву»

В сражениях под Вязьмой и за Наро-Фоминск невиданное мужество проявили бойцы 33-й армии под командованием генерала Михаила Григорьевича Ефремова. Именно эти бои сорвали планы по захвату Москвы. Они имели стратегическое значение для дальнейшего наступления советских войск и, в конечном счете, для нашей победы.

В период Великой Отечественной войны город Наро-Фоминск и река Нара стали одним из рубежей, где была остановлена фашистская армия, рвавшаяся к Москве. В течение 66 дней 33-я армия под командованием генерал-лейтенанта М.Г. Ефремова отражала нападение врага. Вместе с воинами на защиту Наро-Фоминска встали и жители города.

Ожесточенные бои развернулись утром 1 декабря 1941 г. чуть южнее Наро-Фоминска – там, где проходило Киевское шоссе. Впрочем, его практически не существовало. На всех его пересечениях с дорогами, ведущими к населенным пунктам, саперами были установлены мощные фугасы, возле них постоянно дежурили команды, готовые в любую минуту превратить это место в гигантскую воронку. Согласно историческим документам, фашисты имели особый приказ – автомобильные дороги не бомбить ни авиацией, ни артиллерией. Они прекрасно понимали, что и Минское шоссе, и Киевка – это основные артерии, по которым им самим предстояло идти в Москву. Потому взрывалось все, что находилось рядом с дорогами, но сами они по возможности оберегались и, как ни странно это прозвучит, были одними из самых безопасных мест на войне. Другое дело, когда фашист начал отступать, он уже отыгрался на дорогах сполна.Несмотря на все отчаянные попытки немецко-фашистского командования, город выстоял. «Калитку в Москву» захватчики так и не смогли открыть.

В 1976 г. Наро-Фоминск первым из городов Подмосковья за мужество и героизм, проявленные в годы войны, и большие успехи в хозяйственном и культурном строительстве был награжден орденом Отечественной войны I степени. Об этом извещает стела, расположенная как раз на Киевском шоссе, на месте, которое саперы минировали на случай прорыва фашистов.

В решающей битве за Сталинград

Наиболее сложной задачей дорожных частей была организация переправ через Волгу и Дон. Для обеспечения боевых действий на участке Саратов – Астрахань было наведено 49 паромных переправ и 6 наплавных мостов с эстакадными подходами. Через Ахтубу и в дельте Волги было построено 37 мостов и наведено 35 переправ. На Дону и его притоках было построено, отремонтировано и усилено более 1200 мостов различной конструкции. В битве участвовало 42 условных дорожных батальона. Кроме дорожников, на строительстве переправ ежесуточно работало до 20 тысяч рабочих из местного населения.

Мосты и переправы сыграли огромную роль при подготовке контрнаступления наших войск. По ним за Волгу было эвакуировано почти 2 миллиона человек, 1,5 миллиона голов скота, 5 тысяч тракторов и комбайнов. На правый берег реки только за 20 суток ноября 1942 г. было переправлено более 160 тысяч солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий, 14 тысяч автомобилей.

Освобожденный от противника Курск

С переходом Красной Армии в наступление главной задачей дорожных частей стало восстановление и наращивание военно—автомобильных дорог вслед за войсками на территории, освобождённой от противника.

В июле - августе 1943 г. в ходе Курского сражения было построено и отремонтировано 2750 км автомобильных дорог, построено, восстановлено и усилено 3100 мостов общей протяжённостью 18 600 м. Было задействовано 140 дорожных частей в условных батальонах.

Операция гитлеровского командования «Цитадель», в ходе которой фашисты намеревались переломить ход войны в свою пользу, провалилась в том числе и благодаря героизму, невероятному напряжению сил военных дорожников, своевременно подготовивших дорожную инфраструктуру для маневров и перемещений советских войск.

«Дорога Мужества» в Старом Осколе

Город воинской славы: это почетное звание Старый Оскол получил 5 мая 2011 г. после указа президента РФ № 588 – за мужество, стойкость и массовый героизм защитников города, которые боролись за свободу и независимость Отечества.

Во время Великой Отечественной войны город служил своеобразным перевалочным пунктом на пути эвакуации людей и государственного имущества. Там располагался штаб 40-й армии, Курский обком партии.

В Старом Осколе был сформирован истребительный батальон, который поддерживал порядок в тылу, вел воздушную разведку в готовности бороться с фашистскими парашютистами. Один из взводов был направлен для защиты Курска.

Ярчайшая страница мужества и героизма старооскольцев – участие жителей, преимущественно женщин и подростков, в строительстве «Дороги Мужества».

8 июня 1943 г. вышло постановление Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии Старый Оскол – Ржава. Сроки были определены самые жесткие: с 15 июня по 15 августа. С введением в эксплуатацию этой линии Воронежский фронт получал самостоятельную магистраль, которая выходила на линию Курск – Белгород. Новая трасса освобождала от доставки грузов огромное количество автомашин, которые подвозили всё необходимое к передовой линии фронта за 200–300 км. С вводом в эксплуатацию «Дороги Мужества» расстояние сокращалось до 150–200 км.

Она появилась через 32 дня – столько понадобилось, чтобы уложить 95 км железнодорожного полотна шириной 5 м, возвести 10 мостов, построить 56 различных сооружений с подъездными путями. Протяженность главных и станционных путей составила 164 км, было реконструировано 24 км пути. Перед войсками Красной Армии раскрылись возможности для дальнейшего наступления в двух направлениях – Курском и Харьковском. После освобождения Старый Оскол стал одним из главных тыловых опорных пунктов.

Трудная дорога на Берлин

В ходе Берлинской операции дорожные войска всех трех фронтов (1-го Украинского, 2-го и 1-го Белорусских) подготовили и содержали более 21 тысячи километров военно-автомобильных дорог. С них было снято и обезврежено 3 тысячи вражеских мин, разобрано свыше 100 тысяч кубомет-ров завалов в городах и транспортных узлах, выполнено 180 тысяч кубометров земляных работ, построено вновь и восстановлено 28 тысяч метров мостов, в том числе построено 34 моста через реку Одер.

Работы шли под непрерывным огнем врага. Только при строительстве моста у Геритца погибли 75 и получили ранения 200 мостовиков, потоплено 11 сваебойных копров с понтонами. На мосту у Грайфенхагена погибло 45 человек.

Непосредственно в Берлине дорожники восстановили более 20 мостов через Шпрее и каналы, расчистили 75 тысяч кубометров завалов на 126 километров городских улиц. Для регулирования улиц были развернуты подразделения численностью 2400 человек, установлено более 26 тысяч дорожных знаков и указателей, а также около 140 постов регулирования. В операции участвовало 185 условных батальонов.

Правду о войне я начал узнавать от своего деда по матери. Алексей Ильич Старых, ныне покойный, был самый что ни есть рядовой войны — артиллерист, подносчик боеприпасов к орудию. Правду о войне я узнавал скупую, ибо рассказывать дед не любил, а может быть, не умел. И все же отдельные эпизоды засели в памяти крепко. Однажды зашел разговор об отступлении нашей армии.


ТОГДА захотелось узнать, почему же, в конце концов, мы победили, если солдата пленил страх, если танки врага наводили ужас, узнать точку зрения самого рядового участника той большой . Как же все-таки мы выстояли, переломили ход борьбы...

«Как выстояли? — переспрашивал дед и отвечал. — Да просто выстояли. У нас же приказ был — не отступать. Помню, танки прут, а сержант Потапов — земляк наш, откуда-то с Рязанщины, голос луженый у него такой, кричит: Старых, снаряд, снаряд и матерится. Чуть замешкался, Потапов тут же: застрелю... Пушка бабахает, сержант орет благим матом, мне не до танков, подноси снаряды успевай. Все страшно было — и танки, и пушка стреляющая, и сержант страшен. Сначала отступали, а потом... Мы хоть и рядовые, а понимали: все время пятиться-то нельзя, так всю Россию проотступаешь, и где могли — держались.


А немец-то в этом деле маху дал. Он ведь по-другому воевал. Вот прет он, мы подбили его две машины, и он назад, считает, что завтра реванш возьмет, обойдет нас. На рожон-то не лез, боялся. Страх-то, он, видно, с двух сторон был... А как мы поняли, где слаб фриц, то тут все и решилось...

Вот так просто бывший солдат объяснил причину того, что потом, через 1 418 дней и ночей после памятного 22 июня 1941-го, приведет к Великой Победе: мол, «переломили себя» . Дед мой, к слову, ушедший на фронт в июле 1941-го из своего родного села Дубового Рязанской области (ныне Чаплыгинского района Липецкой области), до Берлина не дошел (дошли другие), свои фронтовые сто грамм за победу опрокинул под Кенигсбергом, оттуда с полком был переброшен на Дальний Восток, воевал, как он говорил сам, с японцем.

Переломили себя... Видимо, так. Рядовой сорок четвертого, победного сорок пятого отличался от рядового сорок первого, сорок второго... Он более смел и отважен, более смекалист и опытен. Но стал таким потому, что взял суровые уроки у солдата, которому пришлось познавать войну с самого ее начала. Без тех, кто встретил врага 22 июня 1941-го, не было бы и 9 мая 1945-го.



Однажды с группой экскурсантов я разглядывал фотографию в экспозиции о войне в одном из московских музеев — группу солдат сорок первого, молодых красноармейцев. Солдаты как солдаты, лица как лица, подобных снимков у нас в стране хранится много. И вот, когда уже перевел взгляд на другой экспонат, голос экскурсовода заставил вновь обратиться к снимку, а затем открыл такое, чего ранее не знал о войне, точнее, рельефно, осязаемо не представлял. А сказано было примерно следующее: на снимке вы видите группу солдат, начинавших войну в июне сорок первого, большинство из них погибли на полях сражений в первый год войны, до Победы дожили единицы.


Вот как оно, оказывается, обстояло дело. Первые составы, если так можно сказать, нашей армии полегли, усыпав своими телами просторы державы, погибли, и в сорок пятом брала Берлин и освобождала Прагу, по сути, другая армия, другие люди.

Полегли, сделав, кто больший, кто меньший вклад в Победу, но обязательно приблизив ее.

Они погибали, чтобы выстоять, чтобы победить. Они сражались, как львы, как дьяволы, как сверхчеловеки, — наши рядовые Победы. Вот как оценил стойкость советского солдата в боях за Сталинград рядовой немецкий солдат. Приведу выдержки из дневника:

16 сентября 1942 года. Наш батальон вместе с танками атакует элеватор, из которого валит дым — горит пшеница, говорят, русские сами подожгли ее. Батальон несет тяжелые потери. В ротах осталось по 60 человек. В элеваторе сражаются не люди, а дьяволы, которых не берут ни пуля, ни огонь.


18 сентября 1942 года . Бои идут в самом элеваторе. Русские внутри него обречены. Наш батальонный командир говорит, что комиссары приказали этим людям сражаться в элеваторе до конца. Если все здания в Сталинграде будут обороняться, как это, ни один из моих сослуживцев не вернется домой .

Именно рядовой солдат, в первую очередь, сломал хребет гитлеровской машине. Он заплатил и самую большую цену за Победу. Конечно, погибали на фронте и генералы, даже в чине командующего фронтом, попадали в плен и уничтожались гитлеровцами, прежде всего, комиссары и политруки, и все же дороги Победы мостили главным образом они — рядовые войны.

За годы Великой Отечественной безвозвратные потери наших Вооруженных Сил составили — 8 млн 668 тыс. 400 чел., из них почти 7,5 млн рядовых, сержантов, старшин.

РЯДОВОЙ солдат сломал хребет гитлеровской машине, заплатил самую большую цену за Победу. И он, этот рядовой солдат, более всех выхлебал горького месива войны, проделал черновой работы. Ведь война — это не только бои, это еще и страшный каждодневный нечеловеческий труд. Что только не превозмог наш солдат. Он исколесил в своих кирзачах тысячи километров, вместо лошадей тащил на себе орудия через овраги и болота, месяцами в страшный холод жил в окопах, в жару кормил вшей и мошкару, погибал не только от вражеских пуль и осколков снарядов, но и умирал от тифа и дизентерии, рыл окопы и траншеи, прокладывал колонные пути...

Вот конкретика. Хочу обратиться вместе с читателем к воспоминаниям маршала . Мне более всего запомнился его рассказ о действиях войск Волховского фронта, которые в январе 1944-го собирались прорвать вражескую оборону под Новгородом, продвинуться до Луги и расколоть группу немецких армий «Север». Написана главка сухим военным языком и запомнилась не яркостью стиля. Другим. Вот что вспоминал маршал о подготовке к операции.

МЕРЕЦКОВ К.А.
На службе народу. —
М., 1968.

«Было построено дополнительно много траншей и ходов сообщения, оборудованы позиции для ведения огня прямой наводкой и передовые наблюдательные пункты, подвезены сотни тонн боеприпасов. Инженерные войска отремонтировали все дороги, построили ряд новых мостов и соорудили паром для тяжелых танков через реку Волхов. К сожалению, свирепые морозы и метели сорвали впоследствии его работу. Тогда саперы, работая в ледяной воде, навели мост особой конструкции, и тяжелые танки были переправлены на левый берег.

...Исходный рубеж для атаки был оборудован на всем протяжении не далее чем в 300 метрах от переднего края вражеской обороны, а кое-где в 100 метрах, причем для каждого батальона сделали по три-четыре снежные траншеи в сторону противника. В минных полях проделали 150 проходов шириной от 12 до 30 метров, сняв 7 тысяч мин различного устройства. На правом фланге 59-й армии оборудовали ложный район сосредоточения войск»

Сколько солдатского труда за словами и цифрами, приведенными маршалом, и какого! Соорудили в свирепый мороз паром, так тот же мороз да метели не дали возможность им воспользоваться. Тогда полезли в ледяную воду... А работа на минном поле? Но, оказывается, это не все, солдат всего-навсего сделал для себя подготовительную работу.

«14 января, в 10.30 утра, после полуторачасовой артподготовки танки прорыва и пехота двинулись с рубежа Любцы, Слутка на фашистские позиции, — вспоминал маршал. — Плохая погода затрудняла артиллерии вести прицельный огонь, а из-за низкой облачности авиация вообще не сумела принять участие в подготовке наступления и вступила в действие только на второй день. Часть танков застряла в болоте: внезапная оттепель, необычная для января, превратила поросшие кустами кочковатые ледяные поля в грязное месиво. Я волновался. С переднего края передали, что отдельные полки 6-го и 14-го стрелковых корпусов вышли на рубеж атаки за несколько минут до окончания артподготовки, и когда артиллерия перенесла огонь в глубину, полки эти ворвались в оборону противника. Удар оказался столь мощным, внезапным и стремительным, что первая позиция гитлеровской обороны сразу же перешла в наши руки, а 15 января была перерезана железная дорога Новгород-Чудово».

Вот он русский чудо-солдат. Авиация бездействует, танки застряли, а он врывается в оборону противника. Да, без полководцев победы не бывает, но добывают ее они — рядовые.

Здесь, думается, уместными будут воспоминания командира саперного взвода 371-го стрелкового полка 3-й Московской коммунистической дивизии, подчеркнем, ополченской, фронтового сержанта Станислава Иофина. Беседа состоялась накануне 65-летия Победы.

«В ходе контрнаступления под Москвой мои однополчане, пехотинцы-ополченцы, проявляли волю, мужество, массовый героизм, — рассказывал Станислав Леонидович, — и бойцы, и командиры, и политработники. 22 февраля 1942 года совершил подвиг командир роты автоматчиков 528-го стрелкового полка младший лейтенант Анатолий Евгеньевич Халин. Он закрыл собой в ходе наступления амбразуру вражеского дзота. Перед этим крикнул политруку: «Принимай командование ротой, я к дзоту». И по-пластунски двинулся с гранатами вперед. Пытался подавить огневую точку гранатами, но огонь не прекратился. И тогда он бросился на амбразуру. Одновременно аналогичный подвиг совершил пулеметчик нашего 371-го полка сержант Дмитрий Окороков. Отмечу, это случилось за год до подвига Александра Матросова. В последующих боях такой же подвиг совершили воины нашего полка младший лейтенант Ф. Штрайхер и боец П. Лыжин.

Но я хочу сказать о другом: одного героизма на фронте мало, героизм нужно помножить на профессионализм, — нужно уметь бить врага, — и на каждодневный труд. Вот, к слову, фронтовая судьба сапера, она не самая легкая. Наступает стрелковый полк. Вам приказывают к утреннему наступлению подготовить зигзагообразные окопы в снегу для того, чтобы утром пехота могла наступать малой кровью, не поверху же им идти, действительно. И ты часами со снегом борешься. Пробираешься к объекту наступления, к деревушке, к примеру, а там минное поле... Обнаруживаешь на ощупь мину, «устраняешь» ее, делаешь безопасный проход. Встретилась колючая проволока — режешь ее.




Все это требовало большого напряжения — физического и нервного. Немцы регулярно пускали осветительные ракеты и стреляли наугад из пулемета трассирующими пулями веером. После выполнения задачи мы, совсем измочаленные, возвращались обратно, а утром шли в наступление вместе с пехотой. Если наступление удачное, то пехота отдыхает, а саперам — нужно построить НП, землянку для командования, и многое чего еще сделать.
Зимой это очень непросто — нужно раскидать снег, продолбить шурфы, так как земля до метра в глубину мерзлая, в шурфы заложить взрывчатку, взорвать ее, потом поработать на славу лопатами, ломами. Поскольку болотистая местность и углубиться особенно нельзя, надо делать сруб в три-четыре, а то и в пять звеньев. Значит, нужно валить деревья, очистить их от сучьев, распилить, и сверху — тоже накат бревенчатый соорудить. Своих погибших боевых товарищей мы, в основном, хоронили. Такова фронтовая судьба сапера. У нас была такая поговорка: у отца было три сына — двое умных, а третий сапер: так над собой смеялись. И все же у пехотинца судьба была еще тяжелей».

А теперь возвращусь на миг к воспоминаниям о своем деде. Мне было интересно: сколько километров исколесил он по просторам Европы и Азии, сколько прошагал по фронтовым дорогам, сколько пудов снарядов перетаскал. Все, что я тогда выбил из деда: «Кто их считал, километры-то, не до этого было...» Но, оказалось, подсчитать километры примерно можно.

Великую Героиню Зою Космодемьянскую!

Александра Матросова, чей благородный порыв спас жизни десяткам сослуживцев.

Юрия Смирнова, погибшего под пытками врага, но не сообщившего интересующих их данных.

Мелитона Кантарию и Михаила Егорова, водрузивших стяг Отечества над Рейхстагом.

И все-таки таких десятки, ну, сотни, что на слуху. А Победу добывали миллионы. Добывал ее тот НЕИЗВЕСТНЫЙ СОЛДАТ , что лежит у Кремлевской стены в Александровском саду в Москве.

34 млн 476,7 тыс. человек надели в течение войны шинели и в большинстве своем солдатские. Ежегодно находилось в строю — 10,5-11,5 млн чел., причем добрая половина — в действующей армии.

И все же первых среди равных мы обязаны помнить, ибо они подчеркивают колорит фигуры рядового бойца, вынесшего все тяготы войны и принесшего Победу.


РЯДОВЫЕ войны, рядовые Победы. Так много стоит за этими словами, как объемны они... Это первым почувствовал Александр Твардовский, когда начинал книгу о Василии Теркине, о чем и признался в поэме.

Да, даже мастерски выписанный Твардовским Василий Теркин не может претендовать на собирательный образ нашего рядового солдата, принесшего на своих плечах Победу. Не может, потому что Победу ковала не просто армия великого народа, а сам народ, надевший форму рядового. Да, имя освободителя — народ, а точнее, народы нашей некогда единой державы.


Вглядитесь в публикуемые фото. На них рядовые войны — те, кто весной сорок пятого подарил нам Победу.

Анатолий ДОКУЧАЕВ,
внук рядового войны

Сценарий к квесту

Посвященному Великой Отечественной Войне «По дорогам ВОВ»

Цели мероприятия : воспитание чувства гордости у учащихся за свою Родину.

Задачи:

Углубление знаний учеников о Великой Отечественной войне.

Поощрение познавательного интереса учеников к страницам боевой истории России.

Развивать чувство патриотизма у учащихся.

Способствовать формированию умений и навыков работы с историческими источниками

Развитие коммуникативной и информационной компетенций учащихся в ходе подготовки к мероприятию.

Роли: ведущий, 4 человека ответственные за этапы мероприятия

Ход мероприятий.

Каждой команде дается маршрутный лист(конверт с заданиями), на котором обозначены ключи –загадки. Решив их, вы найдете следующую подсказку которая поможет найти человека с заданием. Посетите станции, на которых вам предстоит ответить на вопросы их руководителей. За каждый правильный ответ команда получает часть зашифрованного вопроса. В конце состязания команды складывают части своего вопроса в предложение и кто первый расшифрует вопрос и ответит на него правильно, та команда и победила, которая висит в зале.

Команды расходятся каждая по своему маршруту.

Всего в квесте 5ть станций - «Временная путаница», «Герои войны», «Расшифруйте анаграмму», «Литературная гостиная», «Финишная прямая».

1. Временная путаница

блокада Ленинграда, контрнаступление советских войск под Москвой,

победа в Сталинградской битве, Курская битва, капитуляция Германии

празднование Дня Победы.

Ответ:

6 декабря 1941 года – контрнаступление советских войск под Москвой

2. Герои войны.

Распределите их на три группы: 1 – юные герои ВОВ, 2 группа –

полководцы, 3 группа – имена героев, водрузивших знамя над рейхстагом:

Космодемьянская, Жуков, Казей, Тимошенко, Рокоссовский, Портнова, Василевский, Малиновский, Конев, Голиков, Котик, Егоров, Кантария, Берест.

Ответ:

Жуков, Рокоссовский, Василевский, Малиновский, Конев, Тимошенко

Казей, Голиков, Котик, Портнова, Космодемьянская, Егоров, Кантария, Берест

3. Расшифруйте анаграмму

КУШ + ПА =? АС + ОМЛЕТ =?, ПИЛОТ + СЕТ = ?, САД+ЛОТ =?, ПАН +РОТ =?, ВАТА +ТОМ = ?

4. Литературная гостиная

Он на войне как воздух нужен,

Когда пускают едкий газ.

И пусть ответ наш будет дружен:

Да это же...

(Противогаз.)

Машина эта непростая,

Машина эта - боевая!

Как трактор, только с «хоботком» -

Всем «прикурить» даёт кругом.

(Танк)

Говорят, что я ручная.

Почему - сама не знаю:

У меня характер колкий,

Помнит враг мои осколки.

(Граната).

5. «Финишная прямая»

Команды в кабинете истории после прохождения дистанций, возвращаются туда где все начиналось и завершают свое дело до конца – расшифровывают вопрос и дает на него ответ.

Индивидуальные карты групп:

1команда

1. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь подсказку на сегодня.

Там подсказка -

2. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших ».

3. Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро.

2 команда

1. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания. (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

3. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших»

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

4. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

3 команда

1. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших»

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

2. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

3. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания. (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

4 Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро.

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

4 команда

1. Подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро

(А теперь приду туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

2. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

( У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

3. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь последнюю подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь.)

4. Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших »

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит )

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

5 команда

1.Подсказка ждет тебя в списках «опоздавших »

(Подняться тебе предстоит на единицу выше, где речь нам не знакомая звучит, здесь найдешь ты личность деловую, которая вопрос тебе предъявит)

2. Следующая подсказка ждет тебя там, где калории сжигает ты быстро. (А теперь приди туда, где калории вновь ты восстановишь, задание найдешь у человека, который ждет тебя.)

3. Длинный проход ведущий к профессии вашей, пройдя его, в конце дороги, найдешь подсказку на сегодня.

(Подняться предстоит выше спортивного зала, где научать вас как оказывать первую медицинскую помощь)

4. Среди множества бумаг, тебе нужна та, которая судьбу твою распишет на день грядущий.

(У этого человека, есть заветная книжка в которой ты пишешь свои желания (Подсказка: раза 2 в год пишешь свое желание и оно исполняется в течении дня)

5. Вернись туда, откуда все началось и доделай дело до конца.

ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНД (составить вопрос и дать ответ)

Предложения:

1ТЭО. нно+име иэт рет+ ка+ные уки+вст+ано ны+цем ва+на+ли+зы «чая+нер сть+рме» - Именно эти ракетные установки немцы называли «Черная смерть»- Катюши

2. 1ТМ да+ког ло+сся+стоя мый+са гио+дран+зный лют+са в сть –еч бо+пе+ды – Когда состоялся самый грандиозный салют в честь победы? – 9 мая 1945

3. 1СКС. ре+мным+ло+пе мо+том+мен в хе+до рой+вто ро+ми+вой ны+вой ла+ста ли+ве+ кая да+бе+по – Переломным моментом в ходе второй мировой войны стала великая победа? – Битва за Сталинград

4. 2РПУ. как зы+ла+вся+на ект+про си+мтре+ного+тель ео+ного+вн па+ния+на+де йск+ во Германии на СССР в ри+пе+од рой+вто вой+ро+ми ны+вой – Как назывался проект стремительного военного нападения войск Германии на СССР в период второй мировой войны – «План Барбаросса»

5. В ко+кам гд+оу ы+бл кр+от+ыт вой+рто фт+нро и е+км – В каком году был открыт второй фронт и кем? – В 1944 Англией и США