Материалы

Суперведомство? За и против создания министерства госбезопасности. Возрождение КГБ: СМИ узнали о новом Министерстве госбезопасности

Евсей Васильев

Вот уже несколько дней в России активно муссируется идея учреждения Министерства госбезопасности (МГБ), пишет «Свободная Пресса».

По данным газеты «Коммерсант», в рамках масштабной реформы силового блока страны до 2018 года планируется присоединение к ФСБ ФСО и СВР России. Несмотря на то, что информация официально не подтвердилась, перспектива создания всесильного министерства (по аналогии с основанным в 1946 году МГБ СССР) уже успела разделить российское общество на тех, кто «за» и тех, кто «против» реформы.

Сама по себе идея объединения спецслужб не нова. Впервые на официальном уровне об этой инициативе заговорили еще в 2004 году. Тогда в рамках аппаратной реформы ФСБ активно обсуждалась возможность преобразования службы в министерство. В каком-то смысле эта цель была достигнута, правда не за счет создания МГБ, а путем расширения полномочий директора ФСБ, который получил статус федерального министра.

Позже к этому вопросу возвращались еще не раз, но почему именно сейчас инициатива создания МГБ выглядит так правдоподобно? Во-первых, на фоне укрепления российских Вооруженных сил, реформирования МВД и создания Росгвардии возможное объединение спецслужб выглядит как вполне закономерный этап усиления силового блока страны.

Во-вторых, считается, что объединение разведки, контрразведки и федеральной охраны «под одной крышей» позволит государству гораздо эффективнее обеспечивать национальную безопасность в условиях растущих внутренних и внешних угроз.

В-третьих, налицо общая тенденция усиления роли так называемых силовиков, в том числе в управлении государством, выражающаяся в недавней серии назначений выходцев из ФСБ на руководящие позиции в регионах. В этой связи МГБ можно было бы рассматривать в качестве своего рода кадрового резерва для будущей политической элиты страны.

На деле же все не так однозначно. Как ни странно, но основными критиками проекта стали сами ветераны разведки. По их общим оценкам, столь масштабная реформа на самом деле не отвечает интересам государства, поскольку исключает здоровую конкуренцию между ведомствами.

Так, согласно российскому законодательству, одной из основных функций органов безопасности является информирование высшего руководства страны о потенциальных угрозах. Однако у каждой службы есть свои специфические задачи, а значит и свое уникальное видение ситуации.

Другими словами, разведка в силу своей специфики не может и не должна играть соподчиненную роль перед контрразведкой. С этой точки зрения, единоначалие ФСБ над СВР и ФСО может негативно сказаться на процессе принятия ключевых решений в области безопасности, в первую очередь за счет недостатка разноплановой информации, которая зачастую позволяет иначе взглянуть на проблему.

В пользу приведенных аргументов говорит и международный опыт. Достаточно взглянуть на структуру специальных служб «наших западных партнеров». Так, например, разведсообщество США включает в себя 16 разных разведывательных служб, которые курирует советник президента США по разведке в должности директора разведки США.

При этом помимо ЦРУ, в разведсообщество США входят структурные подразделения Госдепартамента, Министерства финансов, Министерства обороны, Министерства энергетики, Министерства внутренней безопасности и Министерства юстиции США.

В штатах, которые стремятся обеспечить себе «глобальное лидерство», никому бы и в голову не пришло вычленять разведподразделения и вливать их, скажем, в состав ЦРУ или ФБР, поскольку это самым негативным образом сказалось бы на их эффективности при решении специализированных узкопрофильных задач.

Безусловно, больше всего в создании МГБ заинтересована сама ФСБ, которая, в случае присоединения к ней СВР и ФСО, получила бы «право решающего голоса». Однако в нынешних условиях столь радикальная мера как масштабная реформа национальных спецслужб все же кажется чрезмерной. Ведь, кроме всего прочего, в существующей структуре органов госбезопасности координирующая роль отводится Совету Безопасности Российской Федерации, который объединяет усилия разведки, контрразведки и других силовых ведомств. Поэтому идея создания новой структуры, которая по сути будет дублировать СБ РФ, видится не столь очевидной.

МНЕНИЕ БОБЫЛОВА ЮРИЯ (МОСКВА)

Историки внешней разведки часто отмечают, что отношения внешней разведки и контрразведки в мировых спецслужбах похожи на отношения кошек и собак! Порой для разведки важно запустить в СМИ неявную дезинформацию. Это насторожено воспринимают в контрразведке, по принципу "как бы чего не случилось, для высшей власти". Сама подготовка кадров резко различается.

Джорж Блейк , бывший офицер английской разведки сделал признание, которое стало часто цитироваться:

«Когда выбираешь профессию разведчика, надо быть готовым ко лжи и обману, а если у кого-то есть сомнения на этот счет, то стоит подыскать другую работу. Потом в игру вступает другой важный психологический фактор. Офицеру разведки, любому разведчику по характеру своей работы приходится делать то, что в обыденной жизни приводит к столкновению с законом. Иногда приходится вскрывать чужие письма, подслушивать телефонные разговоры, искать компроматы,…шантажировать. Все время приходится развращать людей, разными способами склонять их к нарушению закона и нелояльности по отношению к собственной стране и правительству поступкам».

По данным ВИКИпедии, Джордж Блейк (англ. George Blake, имя при рождении – George Behar, как сотрудник ИМЭМО – Георгий Иванович Бехтер; род. 11 ноября 1922, Роттердам). После разоблачения приговорён в Великобритании к 42 годам тюремного заключения. Имеет воинское звание «полковник» (КГБ СССР). В 1990 г. Блейк опубликовал свою автобиографию «Иного выбора нет».

Видимо, Лаврентий Павлович Берия не случайно внес огромный вклад в атомную разведку СССР. Что-то из этой атомной истории внимательно изучается в Академиях спецслужб (особенно по истории внешней разведки и промышленного шпионаж), ядерном университете «МИФИ»и ряде ведущих инженерных вузов страны. И у истоков создания в СССР первой атомной бомбы стояла внешняя разведка, а не контрразведка!

И вот элита ФСБ России агрессивно ломится в СВР России, как мифический "СЛОН" в "ПОСУДНУЮ ЛАВКУ"!

Начата тайная подготовка создания Министерства государственной безопасности РФ на основе слияния Федеральной службы безопасности (ФСБ) с Федеральной службой охраны (ФСО), Службой внешней разведки (СВР) и еще рядом закрытых федеральных структур. Признано целесообразным организовать сильное централизованное федеральное министерство типа «КГБ СССР».

В оборонной и инновационной политике страны ряд важных задач призвана исполнять именно научно-техническая разведка . В «глобализующемся» мире миссии спецслужб ведущих стран мира (США, Великобритания Германия, Франция, Китай и др.) претерпевают заметные изменения. Известны направления реформ в разведывательном сообщества упомянутых стран мира.

Так, в начале 2015 г. новый директор ЦРУ Джон Бреннан передал президенту Обаме и Конгрессу объемный документ под заглавием «План будущего» . Это предложение по тотальному реформированию всей системы ЦРУ, фактически – слому действующих принципов. К этому разведку США вынудила пугающая неэффективность ее деятельности в последние годы. В последние пять–семь лет ЦРУ даже стало терять штатные должности в посольствах, которые ранее были закреплены за сотрудниками разведки «по должности». Эти места стали занимать выходцы из армии, морской пехоты и спецназа с «антитеррористическим профилем». За штабом ЦРУ закрепилась функции «отстойника», что дополнительно оформилось и стратегией на получение информации через «нетрадиционные источники» (например, образовательные учреждения или «теневые» фирмы). Тревожен отток из ЦРУ квалифицированных кадров, поскольку умному, талантливому и авантюрному по складу характера человеку, который идет на работу в разведку не только за карьерой, но и за адреналином, совершенно не улыбается провести ближайшие лет пять в каком-нибудь студенческом кампусе в Боготе или чихать от пыли в фиктивном консалтинговом агентстве в Москве. Параллельно бурно развивались электронные технологии, первенство по которым застолбило себе АНБ, а ЦРУ пришлось довольствоваться тем, что осталось от утренней распродажи. Между тем, профессия «шпион»» в мире не потеряла своей значимости.

Возможный крен американской внешней разведки в сторону борьбы с международным терроризмом для США является реальной национальной угрозой , хотя и был бы приятен для России , ослабив их политическую, научную и экономическую разведку в мире.

По признаниям экспертов СВР России, в научно-технической разведке время тайных нелегалов никогда не пройдет, поскольку они встроены в коммуникативные информационные сети и первыми узнают о новых технических новинках от самих ученых и инженеров. Узнают до того, как такая информация появится в документах и статьях, став отчасти доступной для электронного шпионажа.

Пять лет назад в результате обмена заключенными между Москвой и Вашингтоном в Россию вернулся один из членов сети законсервированных разведчиков-нелегалов А.О. Безруков (по легенде его звали Дональд Хитфилд, и он руководил консалтинговой компанией в сфере стратегического планирования), проработавший за рубежом более 20 лет. С тех пор он работает советником президента компании «Роснефть» и преподает в МГИМО. Вот как Безруков ответил на вопрос журналиста «Коммерсанта», нужны ли шпионы-нелегалы в эру глобального электронного шпионажа разведчики: «Конечно, нужны. Если бы они не были нужны, их бы уже не было. Есть ряд вещей, которые никакими перехватами не закрываются. Во-первых, самая ценная информация – это информация упреждающая. И она, скорее всего, еще нигде не написана, а пока лишь существует в умах некоторых людей. Когда она будет записана, зарегистрирована и принята к сведению, будет уже поздно. Мы можем узнать о ней, перехватив документы, или же их кто-то в прессу сольет – но это будет уже очень поздно. Во-вторых, некоторые вещи, как, например, общественное настроение, просто непередаваемы. Я не говорю об общественном настроении в целом, а о настроении определенных групп, связанных с принятием решений. Оно чувствуется только теми, кто рядом с ними. А эта информация очень важна. Остальное можно узнать из открытых источников или перехватить, но вообще серьезные люди давно уже знают, что их перехватывают, и, естественно, учитывают это. Кроме того, как вы отличите информацию из открытых источников от дезинформации? Для этого разведка и существует» (Елена Черненко. Наш век пройдет под знаком новой Большой игры // Коммерсантъ, 04.08.2015 – см.: http://www.kommersant.ru/doc/2781713).

Как же быть?

СЛЕДУЕТ ОСТАВИТЬ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И В ПРЯМОМ ПОДЧИНЕНИИ ПРЕЗИДЕНТУ РФ СВР РОССИИ!

МГБ пока не будет
Кремль не решился пойти навстречу пожеланиям спецслужб

Слухи о создании указом президента России на базе ФСБ РФ Министерства государственной безопасности, которое объединило бы ФСБ, ФСО и СВР, не подтвердились, пишет "Независимая газета". Как стало известно вчера, Владимир Путин 11 июля действительно подписал указ «Вопросы Федеральной службы безопасности», однако о создании МГБ и слиянии упомянутых спецслужб в нем речи не идет. Содержание этого документа вчера обнародовал заместитель директора ФСБ – руководитель департамента организационно-кадровой работы генерал-полковник Евгений Ловырев.

По его словам, указ расширяет структуру ФСБ и полномочия ее директора в принятии решений. Структурная перестройка сводится к упразднению действующих департаментов, вместо которых будут созданы самостоятельные службы ФСБ, в состав которых войдут департаменты и управления. Руководящее звено будет сильно сокращено, вместо 12 заместителей директора их станет 4: «чистый» первый зам, первый зам – руководитель Пограничной службы ФСБ и два заместителя. Зато повышается их статус. «Директор ФСБ, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно министру РФ, его первому заместителю и заместителю», – сообщил Евгений Ловырев. Расширяются полномочия главы ФСБ в принятии решений, в частности, теперь он сам будет утверждать численность и состав коллегии ФСБ. В течение трех месяцев в ФСБ должны разработать предложения по новой структуре и предложить их на утверждение президенту. «Принятые решения позволят более четко определить полномочия и ответственность структурных подразделений ФСБ России, упростить технологию и ускорить процедуру подготовки, согласования и утверждения управленческих решений в процессе оперативно-служебной деятельности», – считает генерал-полковник Ловырев.

По-иному оценивают данную реформу сотрудники ФСБ рангами пониже – они не скрывают разочарования. По их мнению, ради этого «огород городить» вряд ли стоило. «Основой предлагаемой реформы было слияние под единой крышей ФСБ, СВР и ФСО, – сказал корреспонденту один из источников, близких к ФСБ. – Если этого не произошло – все остальное не имеет особого значения». Объединение спецслужб, по мнению нашего собеседника, позволило бы создать «единый мощный кулак», который сегодня больше напоминает «растопыренные пальцы». Это во-первых. Во-вторых, ликвидировать параллелизм функций. «Сейчас каждая спецслужба создает дублирующие структуры, что не только затратно, но и неэффективно с точки зрения утечки информации», – считает он. В-третьих, сократить материальные расходы на содержание спецслужб. «Сейчас у каждой структуры – свой маленький Минздрав, свои учебные заведения, свои службы обеспечения, – сказал наш собеседник. – А ведь не так давно, когда все были под крышей Лубянки, всем хватало той базы, которая существовала».

Почему от предложенной Лубянкой реформы в итоге остались «рожки да ножки»? Вряд ли можно предположить, что в Кремле главным образом руководствовались опасениями общественности относительно возрождения всесильного КГБ. По некоторым данным, ожесточенное сопротивление этому проекту оказали ФСО и СВР, которые во что бы то ни стало стремились сохранить самостоятельность. Надо ли говорить, что руководители этих служб тоже близки к уху главы государства. Вчера официальные представители ФСО отказались комментировать ситуацию. «Указ президента касается исключительно ФСБ», – мотивировал отказ руководитель пресс-службы Сергей Девятов. Предпочли обойти острую тему и в СВР.

Как бы то ни было, Лубянка едва ли удовлетворится достигнутым. «Я не исключаю, что этот указ – лишь переходный этап к более радикальным реформам, – заявил корреспонденту «НГ» уже упомянутый источник, близкий к ФСБ. – В любом случае, есть все резоны добиваться их реализации». Что касается опасений общественности относительно возрождения аналога всесильного КГБ, который вновь подомнет под себя институты гражданского общества, то у большинства сотрудников это вызывает ироническую улыбку. «Возродить эту структуру даже при большом желании невозможно, – это мнение нашего собеседника. – Для этого нет ни кадров, ни средств, да и страна, правовая база давно другие».

Ситуацию с реорганизацией ФСБ корреспонденту «НГ» прокомментировал сопредседатель Комитета-2008 Борис Немцов :

– Все это мышиная возня. Совершенно бессмысленная, бестолковая и требующая больших затрат. До тех пор пока спецслужбы не будут под общественным контролем, пока начальники спецслужб не будут уходить в отставку после провала в Ингушетии или нераскрытых убийств журналистов, пока общество не сможет вызывать их на ковер и задавать вопросы, что они сделали, когда боевики покушались на Абрамова, – вот до этих пор ничего у нас с ними не получится. Они будут как всегда алчными, низкопрофессиональными, наглыми и, как всегда, заниматься политическим сыском. Поэтому четыре у него зама или сто замов, переименовали их, слили или разлили... не имеет никакого значения абсолютно. Стоить они нам будут больше, толку от них будет меньше, но и опасности от них будет больше.

Член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков сказал по поводу указа президента:

– Это, наверное, можно считать началом реформы, но никак не самой реформой. Ну какая разница, сколько у директора заместителей – один, два, пять или двенадцать? Тот, кто перестанет быть заместителем, наверное, станет руководителем службы или департамента, а обязанности выполнять будет те же самые или чуть в большем объеме. Так что я думаю, что эти структурные изменения не имеют такого большого принципиального значения. Это косметические изменения, которые не затрагивают основ. Настоящая реформа и спецслужб, и всего правоохранительного блока, прокуратуры должна начинаться с качества кадров, качества работы, качества подготовки сотрудников, с уровня их зарплаты, с мер, которые должны пресечь коррупцию в спецслужбах. Вот если все это делать, то это будет действительно реформа. А если только менять структуру, то, наверное, что-то действительно можно улучшить, что-то отшлифовать, поправить.

Разведчиков и охранников чекистам не отдадут
Реструктуризация ФСБ не вышла за рамки обычной реформы

Пресс-служба президента России вчера обнародовала подписанный Владимиром Путиным указ о реформировании Федеральной службы безопасности. Согласно указу, число заместителей директора ФСБ сократится с 12 до четырех, директор ФСБ и его замы будут приравнены по статусу к министру и заместителям министра, а департаменты преобразуются в службы. Вместе с тем в Кремле вчера категорически опровергли информацию о том, что в состав ФСБ будут включены Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны, пишет "Коммерсант".

Руководителям ФСБ отныне будут платить такую же зарплату, как в правительстве, а условия "социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания" приравняют к министерским. Кроме того, согласно указу, директор ФСБ и его замы (два первых и два простых) получат возможность плотнее взаимодействовать с правительством и другими органами исполнительной власти. Директор ФСБ получит право самолично утверждать состав и численность коллегии ФСБ и устанавливать "полномочия должностных лиц органов и войск, в том числе по управлению органами и организациями ФСБ".

Что касается дальнейшей судьбы восьми из 12 нынешних заместителей директора ФСБ, то большинство из них, скорее всего, займут посты руководителей служб реформированного ведомства. В состав последних войдут управления и департаменты (вновь сформированные или уже существующие -- пока неизвестно). Глава государства дал руководству ФСБ три месяца на то, чтобы разобраться со штатным расписанием и при наличии встречных предложений по кадровой структуре внести их.

Таким образом, реорганизация ФСБ не выходит за рамки продолжающейся в стране административной реформы. Вчера сначала в администрации президента, а затем и в ФСБ опровергли появившиеся в некоторых СМИ сообщения о том, что ФСБ в рамках реформы будет вскоре преобразована в Министерство госбезопасности. Опровергнута была и информация о включении в состав ФСБ Службы внешней разведки (СВР) и Федеральной службы охраны (ФСО).

"Если будет указ, касающийся нас, и он будет опубликован в официальной прессе, появится тема для разговора,-- сказал вчера Ъ руководитель бюро по связям с общественностью СВР Борис Лабусов.-- Пока я не вижу предмета для комментариев. Разве в указе президента по поводу ФСБ наша служба упоминается?" Руководитель службы по связям с общественностью ФСО Сергей Девятов заявил Ъ: "Я не буду комментировать указ президента, потому что он касается ФСБ, а не ФСО. Это было бы некорректно. Что же касается возможной реорганизации в структуре органов исполнительной власти, то некоторое время назад президент Путин подписал указ об исполнительных органах власти -- и там все сказано". В этом указе, напомним, Служба внешней разведки и Федеральная служба охраны упоминались в качестве самостоятельных структур.

В управлении пресс-службы президента сообщения о готовящемся слиянии ФСБ, СВР и ФСО опровергли: "Как вы уже знаете, президент подписал указ и положение о ФСБ. Аналогичные документы по остальным силовым структурам -- СВР, ФСО и Главному управлению спецпрограмм -- сейчас находятся в работе. После прохождения обычных процедур они поступят на подпись президенту. Никакого единого суперминистерства создавать не планируется".

Реформы без опасности
Силовики будут равняться на ФСБ

Президент Путин, наконец, приступил к реформе «силового блока», варианты и масштабы которой обсуждались на всех уровнях власти и в самих ведомствах по крайней мере последние полгода. Как вчера объявила его пресс-служба, глава государства подписал два указа - один посвященный МЧС, другой - ФСБ. Кроме того, по информации «Времени новостей», на подходе уже в целом согласованные и выверенные проекты указов об изменениях в образованной лишь год назад Федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСН), МВД и Минобороны. Судя по уже подписанным указам и информации о подготовленных проектах, реформа «силовиков» обойдется без революции в виде кардинального «перекраивания», разделения или объединения разных ведомств. И их количество, и их «наполнение» в целом остается прежним, пишет "Время новостей".

Изменения же касаются в основном внутренней структуры министерств и федеральных служб - они, за исключением Минобороны, теперь будут строиться по образу и подобию ФСБ, в котором та существовала последнее десятилетие. Основной структурной единицей всех «силовых» ведомств решено сделать департаменты - вместо прежних главных и «простых» управлений. Между тем, сама ФСБ в ближайшее время, скорее всего, получит статус министерства, хотя название ее - «Федеральная служба безопасности», возможно, останется прежним. При этом в ФСБ основными структурными подразделениями будут уже не департаменты, а службы. Также службы предполагается создать и в Минобороны, которым будут подчинены главные и центральные управления.

Таким образом, судя по всему, высшее руководство страны после долгих раздумий и обсуждений решило (по крайней мере в обозримом будущем) больше не экспериментировать и остановиться на самом мягком варианте «силовой реформы» - приведении данных ведомств в некоторое соответствие с принципами провозглашенной в марте перестройки всей системы исполнительной власти страны.

Как следует из указа «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», ведомство г-на Шойгу смогло отстоять все свои интересы. В его структуре остаются все прежние подразделения - войска гражданской обороны, государственная противопожарная служба, госинспекция по маломерным судам, региональные поисково-спасательные формирования, образовательные учреждения и т.д. Хотя еще весной ходили упорные слухи, что МЧС если вообще не расформируют, то могут лишить пожарных (в пользу МВД) и войск гражданской обороны (в пользу Минобороны). Максимальная численность центрального аппарата МЧС, по указу, несколько уменьшена - с прежних 1040 человек до 825. Однако, как отметили наши источники в министерстве, на самом деле речь здесь идет о «срезании» ставок, которые и так были не заняты из-за нехватки профессиональных кадров. Практически на прежнем уровне оставлена численность и региональных подразделений МЧС - 26 900 сотрудников. В указе говорится, что главе МЧС разрешено иметь трех заместителей, а также главного военного эксперта и главного госинспектора РФ по пожарному надзору, которые тоже будут пользоваться правами замминистров. Основными структурными подразделениями МЧС станут департаменты, которых должно быть не более 11.

Что касается Федеральной службы безопасности, то в рамках административной реформы она значительно повысила свой статус. Название ее хоть остается прежним, но ведомство фактически получило «министерскиую» структуру и полномочия. Согласно указу «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ», в ней будут образованы новые самостоятельные подразделения - Службы, а департаменты в нынешнем виде упраздняются. Новые департаменты и управления будут сформированы уже в структуре Служб. Вместо прежних 12 заместителей у директора ФСБ теперь будет их всего четверо. Зато сам директор и замы отныне «по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания» приравниваются, соответственно, к министру и замминистрам. Насколько в связи с такими изменениями может увеличиться штатная численность ФСБ, в указе ничего не говориться. Однако, учитывая явно «повышение» положения ФСБ в иерархии федеральных ведомств, это представляется вполне вероятным. И, скорее всего, это будет сделано уже в ближайшее время. В указе, помимо прочего, директору ФСБ предписывается в трехмесячный срок представить предложения о приведении прочих действующих нормативных актов по ФСБ в соответствие с этим документом. Очевидно, именно тогда эти вопросы и будут решены. Пока осталось не ясным, какие же именно и сколько Служб будет создано в структуре ФСБ. Но, скорее всего, их образуют не меньше трех. Две - это нынешние Федеральная погранслужба и ФАПСИ, которые год назад перестали быть самостоятельными и были переданы в ведение ФСБ. Еще как минимум одна объединит основные «традиционные» подразделения госбезопасности - контрразведку, военную контрразведку, службы по борьбе с терроризмом и экономической безопасности.

"Спокойный" характер выпущенных указов, кроме прочего, кладет конец разговорам, во-первых, о дроблении МВД на ряд самостоятельных служб и ведомств. И, во-вторых, - о возможности образования на базе ФСБ "монстра госбезопасности", который включал бы в себя не только контрразведку, но и внешнюю разведку, а также Федеральную службу охраны (ФСО).

"КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства"

Корреспондент газеты «Время новостей» Наталья РОЖКОВА попросила прокомментировать указы президента по реорганизации спецслужб российских политиков и экспертов.

Николай ХАРИТОНОВ , депутат фракции КПРФ, полковник ФСБ:
-- Это попытка повысить эффективность работы спецслужб. Их низкая эффективность прекрасно видна на примере Чечни: столько лет никак не могут вычислить и найти руководителей, организаторов терактов. Но только у ФСБ и так достаточно возможностей и прав. Я уж не знаю, какие еще можно полномочия дать директору ФСБ, он и в Совбезе, и в Госсовете, и всегда в первой тройке рядом с президентом. Министерский статус ничего не меняет.
Эта реорганизация ничего не даст. Прежде всего в стране нужна нормальная обстановка с экономикой. Капитал за границу убегает, экономические преобразования породили колоссальный вал преступности, общество коррумпировано сверху донизу. Тут надо начинать с экономики, разобраться с итогами приватизации. Одними административными мерами и силовыми преобразованиями ничего не добиться. Административные меры ничего не дают, только вон Ходорковского с Березовским гоняют туда-сюда.

Геннадий ГУДКОВ , председатель Народной партии, член фракции «Единая Россия», подполковник ФСБ в запасе:
-- Когда я работал в КГБ в 80-е годы, его постоянно реформировали. То объединяли контрразведку с экономической безопасностью, то разъединяли, то объединяли одно подразделение с другим, то разъединяли. А в 90-х годах не реформировать спецслужбы было даже неприлично. Спецслужбы -- это самые реформируемые структуры. Причем реформирование зависит подчас от вкуса начальника или осознания им тех или иных задач. Дореформировались до того, что они у нас стали пропускать теракты на Красной площади и около здания Госдумы.
Сегодняшняя реформа носит просто структурный характер. Поэтому мне даже странно, что столько внимания уделено этому заурядному, рядовому указу. Ну дали им функции министерства. В советское время КГБ был всего лишь комитетом, но значил больше любого министерства. Какая разница, как эти структуры называются? Это обычная, плановая реорганизация, она не затрагивает устоев, не потрясает основ. Видимо, на нее обращают внимание из-за страха перед чрезмерным усилением силовиков. Я думаю, у страха глаза велики, никаких репрессий, конечно, не будет.
Этот указ больше всего будет волновать тех 12 заместителей руководителя ФСБ, которым придется сократиться до четырех. Для них, конечно, все это будет очень болезненно.
Я очень надеюсь, что на этом реформирование не закончится. Сегодня нужна коренная, глубинная реформа не только спецслужб, но и всего силового блока, в том числе, может быть, ценой сокращения определенного количества сотрудников. Я лично жду реформы кадров, повышения качества работы и профессионализма, реформы заработной платы, сохранения среднего звена. Или даже укрупнения ФСБ, включения в нее новых подразделений.

Ирина ХАКАМАДА , лидер партии «Свободная Россия»:
-- Реорганизация ФСБ может быть связана только с двумя вещами. Первое: в рамках административной реформы сделать структуру более управляемой и компактной. Второе: реорганизацию часто используют, чтобы переназначить ключевых людей. В целом же это рядовое событие. И вообще, ФСБ всегда было самым мощным ведомством, особенно при Путине. То, что теперь им формально еще и придается статус министерства, ничего не меняет. Разве что зарплаты. Что же касается эффективности их работы, то ее оценить крайне трудно: ведь это очень закрытое ведомство.

Игорь БУНИН , директор Центра политтехнологий:
-- Реформа связана с тем, что в иерархии министерства--надзоры--службы--агентства ФСБ просто подняли до министерства. Его не стали называть министерством, потому что МГБ -- такое название уже было при Сталине и Абакумове, и не всем хочется с ним ассоциироваться, поэтому оставили старое название с приданием более высокого статуса. Раньше что комитет, что министерство -- не все чувствовали разницу, а теперь подчеркивается, что министерство -- это головная организация, а службы и агентства ему подчинены. Технически это приведение в соответствие с реальностью истинного статуса ФСБ в связи с административной реформой. Но это имеет также и политический смысл. В прошлую реорганизацию в ведение ФСБ передали пограничную службу, и вообще, ФСБ постепенно усиливает свои полномочия. Видимо, президент все больше опирается на ФСБ как на структуру в противоположность другим силовым ведомствам, считая ее своей личной, персональной опорой. Сейчас МВД будет подвергаться серьезнейшей реорганизации, и в этих условиях ФСБ для президента -- некий гарант безопасности. А что до повышения эффективности, то выше она или ниже -- это слишком тяжело измерить.

С реформой ФСБ опоздали

В среду официально объявили о масштабной реформе ФСБ. Согласно указу президента, эта служба приобрела ранг министерства, однако название пока осталось прежним. Это только начало реформы данной структуры - в ближайшие три месяца ее руководству предстоит подготовить предложения по реорганизации ведомства, и представить их президенту. Все сотрудники ФСБ сейчас временно исполняют обязанности по ранее замещаемым должностям. Вместе с тем аналитики говорят о том, что реформа ФСБ запоздала, - ее нужно было проводить раньше, как только стало очевидно, что страна стоит перед лицом мировой террористической угрозы, пишет "Газета".

Как уже сообщала ГАЗЕТА, Владимир Путин подписал указ о масштабной реформе ФСБ. Сегодня был обнародован указ президента "Вопросы Федеральной службы безопасности РФ", подписанный еще 11 июля. Но речь в нем идет пока о структурных преобразованиях службы. О переименовании службы в министерство говорить пока рано, хотя, согласно указу, директор ФСБ и его заместители "приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания соответственно к министру РФ... и заместителям". Число заместителей директора ФСБ существенно сократится - с двенадцати до четырех (первый заместитель, первый заместитель - руководитель Пограничной службы и два заместителя). В ФСБ вместо ныне существующих департаментов будут образованы самостоятельные независимые службы, в которых будут департаменты и управления.

Как заявил в среду замдиректора ФСБ, руководитель департамента организационно-кадровой работы генерал-полковник Евгений Ловырев, "принятые решения позволят более четко определить полномочия и ответственность структурных подразделений ФСБ России, упростить технологию и ускорить процедуру подготовки, согласования и утверждения управленческих решений в процессе оперативно-служебной деятельности". По его словам, указ также расширяет полномочия руководителей ФСБ: "Теперь директор сам утверждает численность и состав Коллегии ФСБ. На руководителей служб ФСБ директором могут дополнительно возлагаться управленческие функции в отношении иных структур в системе органов Федеральной службы безопасности. Это предполагает и повышение ответственности указанных руководителей за состояние дел".

"Я рассматриваю это только как начало реформы ФСБ, - поделился с ГАЗЕТОЙ член комитета Госдумы по безопасности полковник ФСБ Геннадий Гудков. - Ведь указ президента касается в основном структурных преобразований. Насколько мне известно, помимо присвоения статуса министерства - а наверное, это и правильно, потому что ФСБ и так выполняла функции министерства, влиятельного и сильного, - идет упрощение структуры, укрупнение подразделений. И это я тоже считаю правильным, потому что могу сказать честно, что не только бывшие, но и действующие сотрудники начали путаться в аббревиатурах и названиях подразделений. Я считаю, что КГБ был чрезвычайно понятной структурой: все по номерам - 1-е управление, 2-е и так далее. Про переименование ФСБ в Министерство госбезопасности ходят только слухи. Какой-либо серьезной информации, опровергающей или подтверждающей, нет. А объединение под одной крышей всех служб, имеющих отношение к госбезопасности, - хорошая идея. Лично я считаю так: не знаю как СВР, а все остальное я бы объединил - ФСО, часть ФАПСИ, которая не попала в ФСБ. Пограничников и так уже передали".

«Никакой реформы ФСБ я не вижу, - считает Сергей Караганов, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике. - Налицо некоторая реструктуризация. И слава богу! Эту службу за последние годы столько реформировали, что чуть не привели к полной недееспособности. По моему глубокому убеждению, надо оставить ФСБ в покое, и пусть работает в пределах своей компетенции. ФСБ можно не любить, но государству эта служба необходима». Действительно, многие в среду, комментируя реформу ФСБ, говорили об этом как о части административной реформы, которая затрагивает практически все министерства и ведомства. Однако в случае с ФСБ все не так просто. Предпосылка для масштабного реформирования этого ведомства - борьба с международным терроризмом, и экстремизмом. Особых успехов в этом направлении в последнее время замечено не было: достаточно вспомнить хотя бы недавние события в Ингушетии и Грозном, не говоря уже о терактах в московском метро, около здания Госдумы и так далее. США, являющиеся основной мишенью и основным борцом с терроризмом наряду с Россией, отреагировали на первые же масштабные теракты 11 сентября 2001 года созданием уже в 2002 году департамента национальной безопасности, объединившего 22 ведомства, в числе которых, например, таможня, национальное подразделение кибербезопасности и служба мониторинга биотеррористической угрозы. По всей видимости, для противостояния угрозе терроризма России необходимо подобное ведомство.

Американский "Большой брат"
Нападение террористов на Америку 11 сентября 2001 года заставило президента пересмотреть всю систему национальной безопасности. 26 октября 2001 года Джордж Буш подписал документ под названием USA Patriotic Act, разрешающий властям ограничение прав и свобод граждан, перечисленных в Билле о правах (первые 10 поправок к конституции США). 26 ноября 2002 года указом президента было создано министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security) под руководством Тома Риджа, близкого друга Буша-младшего. Необходимость создания подобного ведомства, которому нет аналога в современном мире, Буш объяснил следующим образом: «Создание министерства - результат расширения и объединения усилий по защите нашей страны. Продолжающаяся угроза терроризма, угроза массовых убийств будет встречена объединенными и эффективными ответными действиями. Если мы будем ждать, пока опасность материализуется, может оказаться слишком поздно, а войну с террором не выиграешь, обороняясь». Министерство внутренней безопасности, которое американские журналисты единодушно окрестили «Большим братом», объединило 22 федеральных ведомства, полностью поглотив федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям, службу иммиграции и натурализации, таможенное управление, береговую и пограничную охрану, секретную службу министерства финансов США, которая охраняет высших госчиновников и борется против фальшивомонетчиков. Годовой бюджет единого министерства со штатом в 169 тысяч сотрудников составляет 38 млрд. долларов. Главные задачи министерства, перечисленные в указе президента, посвященном его созданию, заключаются в следующем: предотвращение террористических ударов, готовящихся на территории США, и минимизация ущерба от них; снижение уровня уязвимости США перед лицом международного терроризма; содействие в обнаружении террористов, действующих на территории США. Одной из важнейших функций министерства стал анализ информации, поступающей от ЦРУ, ФБР, агентства национальной безопасности и спецслужб, которые остаются самостоятельными ведомствами. Среди прочих функций - противодействие возможной химической, бактериологической, радиоактивной или ядерной агрессии; обеспечение пограничной безопасности и безопасности средств сообщения; поддержание состояния немедленной готовности к чрезвычайным ситуациям; координация действий между спецслужбами, федеральными и местными властями. Особое внимание уделяется программе «Полная информационная готовность», в рамках которой уже сейчас создана гигантская компьютерная база данных со сведениями обо всех жителях США - как гражданах, так и пребывающих в стране по различным визам и видам на жительство. Необходимо отметить, что единственным противником создания МВБ был и остается сенатор-демократ Эдвард Кеннеди, в день подписания президентского указа заметивший, что вряд ли «Титаник» спасла бы перестановка стульев на его палубе.

Это только звучит страшно

Масштабная реформа силовых ведомств, о возможности которой в период до 2018 года сообщил в понедельник ряд СМИ, и в ходе которой должно появиться «давно забытое старое» министерство госбезопасности, не принесет радикальных изменений в работе силовиков. Хотя при этом качественно может измениться следствие при условии возвращения прокурорам их надзорной функции. Об этом «МК» заявил эксперт, генерал-майор ФСБ в запасе Александр МИХАЙЛОВ.

Напомним, предполагается, что СВР и ФСО могут быть включены в ФСБ, а возникшая структура получит статус министерства госбезопасности. Кроме того, все отчетливее говорится о возвращении СКР в надзирающую за ним Генпрокуратуру.

Как заявил «МК» Александр Михайлов, разговоры о необходимости реформировать силовые структуры ведутся уже несколько лет.

Идея создания министерства госбезопасности находится в зоне общественного внимания очень давно. Насколько я помню, последняя информация текстуально датировалась 2011 годом. Почему вдруг это выскочило сегодня, загадка, - сказал Михайлов.

По его словам, даже если и произойдет слияние ФСБ и ФСО, а также в результате появится отдельная Служба безопасности президента РФ, качественно ничего не изменится.

Будет тоже самое, что и было при КГБ. Тогда он включал 9 управление, которое занималось по сути тем, чем занимается современная ФСО, - пояснил Михайлов, напомнив, что «девятка» была расформирована в 1991 году и преобразована в управление охраны при аппарате президента СССР после того, как ее сотрудники приняли участие в ГКЧП.

Эксперт «МК» не исключает, что в обществе может возникнуть волна озабоченности, какую уже приходилось наблюдать после появления той же Росгвардии. Тем более, что МГБ может получить возможность брать в свое производство наиболее резонансные дела или осуществлять контроль за теми расследованиями, в основу которых легли материалы этой спецслужбы.

Конечно, у общественности могут возникать какие-то аналогии и, возможно, вызывать определенную реакцию. Однако, как показывает практика, и к гимну СССР можно привыкнуть и к красному знамени. К аббревиатуре, какой она не окажется, тоже можно привыкнуть. Надо смотреть на это спокойно, - сказал Михайлов.

Наиболее важное изменение, по его словам, может быть в результате возвращения Следственного комитета прокуратуре, из которой он был выделен в самостоятельную структуру.

Когда следствие работало в рамках прокуратуры, все было идеально. Сегодня прокуратура лишена важнейшей надзорной функции, в результате чего мы можем наблюдать в следствии отдельные ситуации, граничащие с беспределом. Если следствие вернут в прокуратуру, то я не думаю, что кто-то будет против. Это очень правильно, - сказал Михайлов.

При этом эксперт «МК» уточнил, что в первую очередь решение о реформировании чего-либо обсуждается в министерстве финансов, которое одобряет или нет идею, существенно влияющую на бюджет страны.

Надо понимать, что любая реформа, а тем более реформа силовых структур - затея очень затратная. И требует согласования и одобрения минфина, - сказал Михайлов.

В России может появиться новое министерство, которое будет заниматься вопросами государственной безопасности. Создание МГБ РФ – Министерства государственной безопасности Российской Федерации – планируется провести до 2018 года. Между тем, как отмечают эксперты, появление МГБ не станет неожиданностью для спецслужб, которые меняли свои ведомства и непосредственное руководство неоднократно на протяжении истории. Как в России может появиться новое "суперведомство" по вопросам госбезопасности, которое станет аналогом легендарного КГБ – в материале .

До выборов президента РФ в 2018 году в России планируется провести реформу правоохранительных и силовых структур. Масштабные изменения направлены на уничтожение коррупции, а также улучшение работы силовиков и правоохранителей, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на собственные источники.

По данным источников, работу над реформой начали после упразднения двух структур - ФСКН и ФМС и последующего создания Нацгвардии. Согласно данным "Коммерсанта", в России планируется создать Министерство государственной безопасности на основе ныне действующей Федеральной службы безопасности. Кроме того, в новую структуру МГБ войдут Федеральная служба охраны и Служба внешней разведки РФ. Реформа также предполагает ликвидацию Министерства чрезвычайных ситуаций. Функции МЧС поделят между собой оборонное ведомство и МВД. Следственный комитет вновь вернется в ведение Генеральной прокуратуры, из которого он был выведен в 2011 году.

Министерство госбезопасности будет заниматься самыми важными и громкими делами, держать на контроле проведения расследований Министерства внутренних дел. МГБ также будет отвечать за безопасность силовых и правоохранительных ведомств.

Эксперты отмечают, что проект создания МГБ выглядит как вполне реалистичный сценарий укрупнения главной структуры государственной безопасности. Как отмечает главный редактор информационно-аналитического центра "Кассад" Борис Рожин , присоединение новых служб и функций к ФСБ превратит ведомство в аналогичные "супер-ведомства" СССР – Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), советский МГБ и Комитет государственной безопасности (КГБ).

"Разумеется, все еще могут неоднократно переиграть и реформа может выглядеть несколько по другому, но в том, что роль силовых структур будет усиливаться и будет происходить концентрация функций в руках одних служб за счет других, в этом особых сомнений нет", - уверен Борис Рожин.

Между тем, как отмечает в беседе с писатель, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, полковник милиции в отставке Данил Корецкий , такие преобразования для службы, ведущей вопросы государственной безопасности – далеко не новость, и вряд ли будут проведены в ближайшее время.

"Это было неоднократно в 30-е годы, когда многократно объединяли и разъединяли министерства – тогда народные комиссариаты. В состав НКВД входило Главное управление госбезопасности и Главное управление милиции, - напомнил Данил Корецкий. - Потом похожую систему использовали в 90-е при создании Министерства безопасности и внутренних дел (МБВД) Российской Федерации – оно просуществовало несколько недель. В целом, я не думаю, что такая схема вновь будет использована – потому что такое уже делали неоднократно и от этой практики ушли".

Концепция «русского ФБР», разработанная главой СК Александром Бастрыкиным «под себя», вполне может быть реализована под крышей ФСБ

Уже 17 лет Россией руководят выходцы из КГБ СССР. Они везде: в политике, в бизнесе, в общественном секторе. Они возглавляют службы экономической безопасности в большинстве банков и руководят важнейшими управлениями в силовых ведомствах. В регионах молодые выходцы из госбезопасности становятся министрами и главами различных агентств. Как правило, это те, кто в начале 2000-х осознанно выбрал построение карьеры через ФСБ. Очень часто это дети бывших советских чекистов.

Сегодня ФСБ, как пылесос, собирает в режиме нон-стоп всю информацию, какую только можно, запускает самые разные процессы (как общественно-политические, так и уголовные) и управляет ими. Юристам в работе часто попадаются вежливые письма начальников региональных управлений ФСБ местному прокурору или начальнику полиции с просьбой на кого-то обратить внимание. Заканчиваются такие просьбы, как правило, административными и уголовными делами, исками с гарантированным результатом.

Чекисты давно уверовали в собственную избранность. Но что же происходит сейчас? Что означает по созданию в России Министерства государственной безопасности?

ФСБ выходит из тени

Сначала органы безопасности тщательно скрывали свою причастность к тем или иным событиям. Затем перестали стесняться, хотя и продолжали действовать чужими руками: полицейский центр «Э» и Следственный комитет России работали против оппозиционеров, экономические подразделения полиции — против бизнесов, прокуратура и Минюст — против неправительственных организаций, ФСИН — против уже осужденных активистов.

Потом все чаще ФСБ стала мелькать в кадрах оперативной съемки, наряду с другими игроками — СКР и МВД. Известна показательная история, произошедшая с нынешним замглавы Следственного комитета России Игорем Красновым. В 2009 году он возглавлял расследование убийства адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Спустя десять месяцев после убийства оно было раскрыто благодаря длительной прослушке на квартире пережидавших активный период следствия неонацистов. Краснов вместо того, чтобы бежать докладывать Александру Бастрыкину об успехе, занялся фиксацией полученных доказательств. В результате ФСБ, обеспечивавшая оперативное сопровождение, его опередила, и Путину о раскрытии резонансного убийства доложил Александр Бортников. Краснова за тот эпизод тогда чуть не уволили.

В последние год-полтора сотрудники ФСБ стали обязательными участниками длинной череды оперативных съемок задержания высокопоставленных чиновников. Фигурантами уголовных дел становятся губернаторы, руководители федеральных ведомств и их заместители, крупные бизнесмены с обширными связями в чиновничьей среде. Заведомо неприкосновенные в прошлом «сословия» стали на глазах публики утрачивать иммунитет от посадок. Пиком, безусловно, стали аресты генералов СКР и полковника полиции Захарченко. Вся борьба с коррупцией теперь прочно ассоциируется исключительно с ФСБ. В том числе потому, что она сама ни в одном сравнимом по масштабам скандале не замечена.

Однако собрать компромат и красиво его реализовать путем задержания с поличным недостаточно. Нужно процессуально грамотно оформить уголовное дело, нужно убедительно (особенно по громким делам) поддержать обвинение в суде, нужно, в конце концов, проследить за обвинительным приговором. И если с последней частью «контора» довольно успешно справляется, то остальному все последние годы препятствовало сопротивление следствия, до сих пор активно игравшего роль самостоятельного игрока.

Разгром конкурентов

Именно за противодействие расследованию дела Шакро Молодого арестовали генералов СКР. Именно за содействие фигурантам коррупционных дел губернатора Коми Вячеслава Гайзера задержали полковника Захарченко. Обе истории — провалившиеся попытки сопротивления внезапно заявившей о своей монополии на уголовный процесс в России ФСБ.

Владимир Маркин незадолго до своего громкого увольнения успел заявить о слабости уровня следствия в ФСБ и безусловных преимуществах СКР в сфере расследования коррупционных преступлений. Эта попытка апеллировать к былой монополии СКР на расследования преступлений была адресована, безусловно, президенту. Но это был и вызов в адрес ФСБ, которая с этого года стала активно подминать под себя следственную функцию.

Появились сообщения, что ФСБ огромное количество телефонов крупных чиновников и бизнесменов без каких-либо судебных решений. И не из-за того, что суды могут отказать, а чтобы не было никаких утечек.

Непосредственно перед масштабной дискредитацией МВД и СКР с поляны силовиков были удалены два игрока — Госнаркоконтроль (ФСКН) и Федеральная миграционная служба. Виктор Иванов уже год к тому времени был «хромой уткой»: решение о ликвидации ФСКН было принято еще в начале 2015 года, но он вымолил отсрочку его исполнения, первым распространив информацию о ликвидации ведомства и катастрофичности этого решения.

Тут надо вспомнить 2007 год и столкновение ФСБ, которую тогда возглавлял Николай Патрушев, с ФСКН во главе с Виктором Черкесовым. Тогда Госнаркоконтроль почувствовал себя достаточно влиятельным, чтобы выступить против ФСБ. О том, что он проиграл, стало понятно в момент выхода знаменитой статьи Черкесова про «чекистский крюк». Все последующие годы нарковедомство постепенно ослабляло свое влияние, но все же по закону оставалось одной из трех госструктур, которые могут осуществлять оперативно-разыскную деятельность, организовывать прослушку, слежку и применять другие способы негласного сбора информации.

После ликвидации ФСКН и ФМС к лету 2016 года была создана Национальная гвардия, оттянувшая на себя полмиллиона сотрудников полиции и значительную часть бюджета МВД. Росгвардии в ближайшие годы явно предстоит решать важные политические задачи. Кроме того, она забрала у МВД главный источник внебюджетного финансирования — вневедомственную охрану. По сути, полицию лишили любых «левых» неконтролируемых доходов, тем самым резко снизив ее самостоятельность и повысив контроль.

Таким образом, к лету 2016 года поляна игроков была зачищена и были созданы условия для атаки на главных оппонентов монополизации уголовного процесса в руках ФСБ — МВД в части оперативно-разыскной деятельности и СКР в части следственной.

Предпосылки «силовой» реформы

На сегодняшний день картина такова:

1. ФСБ открыто претендует на монопольное право осуществлять оперативную и следственную работу как минимум по категориям политически значимых уголовных дел. Вряд ли ей интересно тянуть уголовные дела о кражах, хранении наркотиков и бытовых убийствах.

2. Денег в бюджете все меньше, что требует экономии и повышения эффективности, а значит — сокращения штатов и устранения дублирования государственных функций.

3. Страна вошла в избирательный цикл, Кремль довольно легко решил тактическую задачу поддержания контроля за парламентом. Теперь предстоит предотвратить риски турбулентности в преддверии выборов президента. И речь вовсе не о возможной публичной конкуренции, а, конечно, о подковерной борьбе за близость к будущему главе государства. Будь то Владимир Путин или кто-то из преемников.

4. С 2012 года, когда либерализм Медведева сменился консерватизмом Путина, конфигурация игроков существенно сменилась, сформировались новые группы интересов и центры влияния, потерпели поражение в кулуарных боях другие. Возникла потребность законодательной фиксации и организационного оформления нового баланса сил.

Новый порядок

Все эти предпосылки уверенно приводят к необходимости системных организационных преобразований в правоохранительной сфере. Не стоит обманываться «страшным» названием «МГБ», вполне возможно, речь идет о более глубокой и продуманной реформе. А утечка информации могла быть организована не столько ее сторонниками, сколько, наоборот, противниками.

Например, буквально на прошлой неделе МВД представило законопроект о создании муниципальной милиции. Передача груза 90% дознания и следствия по разным незначимым уголовным делам на местный уровень с возложением одновременно и нагрузки на муниципальные и региональные бюджеты вполне отвечает всем перечисленным выше предпосылкам.

Вполне оформленная Александром Бастрыкиным «под себя» концепция русского ФБР вполне может быть реализована либо под крышей ФСБ, либо путем создания нового ведомства с оперативными и следственными полномочиями по наиболее значимым категориям преступлений против федеральной власти. То есть вырисовывается классическая дуалистическая американская система: федеральное силовое ведомство, наделенное слитыми оперативно-следственными полномочиями по делам национального уровня, плюс местная муниципальная полиция, работающая по львиной доле преступлений местного значения.

В дополнение к этому можно ожидать слияния Генпрокуратуры и Министерства юстиции по тому же американскому образцу с упразднением последнего (прокуратуру упразднить сложнее, она в Конституции упомянута). Также можно ожидать возвращения спасателей и пожарных в лоно Министерства обороны. ФСИН все равно останется полусамостоятельной структурой, возможно, в рамках объединенной прокуратуры и Минюста (отделения тюремного ведомства от следственных требует членство России в Совете Европы).

В итоге вся силовая картина получится и дешевле, и сердитее. Экономия на сокращении штатов, упразднении дублирующих функций вполне покроет расходы на саму реформу. Самое интересное, что она может реально стать значительно более эффективной. В условиях, когда власть в стране прочно принадлежит одному конкретному сословию, говорить уже приходится не о коррупции, а о некоем общем порядке вещей. Коррупция теперь — воровство у этого сословия, которому по умолчанию принадлежит все.