Разное

Значение слова нубия. Нубия Что это была за страна

Нубия - историческая область в долине Нила, между 1-м и 5-м порогами, на территории современного Египта и Судана. Впервые упоминается в 9 в. н. э. В древности эта область входила в состав Мероитского царства . С 5 в. здесь существовали государства Нобатия и Мукурра, которые вместе с Алоа конце 6 - начале 7 вв. слились в государство Нубия.
В средние века здесь сложилось христианское царство со столицей в городе Старая Донгола.

Верховная власть в Нубии принадлежала "великому царю" (по нубийски - уру, в арабских источниках - кабил). Царь имел абсолютную власть над жизнью подданных и считался собственником всей земли. При нём действовал совет из епископов и учёных мужей, существовал большой штат чиновников.

В Нубии господствовало христианство монофизитского толка, но среди верхушки духовенства были и мелькиты, что вело к противоборству религиозных партий. Страна делилась на 7 епископств (ещё 6 было в Алоа), подчинявшихся митрополиту. Нубийские священнослужители назначались в Александрийском патриархате (Египет).

Царская власть переходила к сыну сестры правящего царя. Эта система нарушалась сильными правителями, передававшими престол своим сыновьям.

Главным занятием нубийцев было земледелие (просо, виноград, садовые культуры, пальмы). Поля орошались естественным путём (разливы Нила), с применение бассейнов или шадуфов. Большую роль играло скотоводство. Внешняя торговля была монополией государства. На внутреннем рынке господствовал натуральный обмен, деньги употреблялись, как правило, для расчёта с иностранными купцами.

В период вторжения арабских племёни и распространения ислама нубийские правители вместе со своими союзниками блеммиями (современные беджа) оказывали сопротивление арабо-исламскому наступлению. Заняв Египет, арабы летом 640/641 и 641/642 совершали набеги на северные районы Нубии, но были отбиты. В 651/652 арабский наместник Египта Абдаллах ибн Сад с большим войском осадил Донголу, но был разгромлен благодаря искусству нубийских лучников, прозванных за меткость "стрелками по зрачкам".

В это время был подписан единственный в средневековой истории арабов договор о ненападении, торговле и дипломатических отношениях, предусматривавший, в частности, поставки Нубией невольников (бакт) в обмен на пшеницу, чечевицу, вино и ткани. Но цари Нубии нарушали договор, а в случаях ослабления центральной власти в халифате и волнений в Египте совершали рейды на территории Верхнего Египта и в оазисы, стараясь закрепить их за собой или обложить данью. Чтобы наладить уплату бакта, аббасидский халиф аль-Махди (775-785) согласился на получение раз в 3 года одногодичной нормы в размере 360 рабов и одной жирафы. Халиф аль-Мутасим в 836 принял в Багдаде нубийскую дипломатическую миссию во главе с наследным принцем Георгием. Став царём, Георгий воевал с арабами в 852-853.

В 969 фатимидский халиф отправил посольство в Донголу, и мирные отношения и выплата бакта были налажены почти на сто лет!

В конце 12 в. в Нубии поселились арабоязычные бени кануз (основу бени кануз составили кушиты беджа-хадариб и арабы рабиа из Северной Аравии). С середины 10 века бени кануз начали контролировать практически весь Верхний Египет и Восточную пустыню.

В 1006 г. вождь бени кануз помог фатимидскому халифу в борьбе за престол и получил за это титул "канз ад-давла" - сокровище державы (от этого титула происходит и этноним - "бени кануз"), и должность наследственного правителя Асуана .

После падения халифата Фатимидов в 1171 нубийцы, воспользовавшись сменой династий, снова организовали поход в Египет. В 1172 Салах ад-Дин (новый правитель Египта, заложивший династию Айюбидов) послал против нубийцев своё войско, которое дошло до Донголы и, возвращаясь, увёл огромное количество пленников, проданных затем в рабство.

В 1174 Айюбиды ("могильщики" фатимидского халифата) назначили в Асуан собственного губернатора, но он был убит бени кануз. В ответ войско Сапах ад-Дина разгромило их войско и заставило покинуть Асуан. Часть бени кануз вернулась в места первоначального кочевания (Восточная пустыня), другая (оседлая) переселилась к югу от Асуана (северная Нубия), где смешалась с нубийцами, приняла их язык и культуру, сохранив мусульманство.

Через браки с нубийскими царевнами канз ад-давла при существовавшей в Нубии системы престолонаследования вошли в число претендентов на престол. В системе Нубийского царства правитель бени кануз сохранил титул "канз ад-давла" и был значительной фигурой в нубийской иерархии.

В 1323 "канз ад-давла" бени кануз стал царём Нубии. Около 1365 один из его преемников был свергнут своим племянником при поддержке арабов бени джаад, поселившихся в районе Донголы Старой. Следующий царь перебил вождей арабов и бежал на север к бени кануз. Побеждённый правитель Донголы обратился за помощью к мамлюкам Египта. Египетское войско у Гебель-Ады разбило бени кануз и их союзников. После этого мамлюкские владения в Верхнем Египте стали объектом постоянных набегов бени кануз. В период между 1365 и 1403 они 4 раза брали и грабили Асуан.

Верхний Египет и прилегающая часть Нижней Нубии находились под контролем бени кануз вплоть до взятия власти в Египте турками (1517).

Потомки бени кануз - это в настоящее время нубийцы кануз (нубийцы включают и другие этно-лингвистические группы различного происхождения - данагла, махас, фадиджа и др.), проживающие в Верхнем Египте.

Для начала стоит немного рассказать о компании Xiaomi. Xiaomi - производитель смартфонов и прочих мобильных устройств. Собственных производственных линий компания не имеет, а занимается разработкой смартфонов, а также разрабатывает собственную прошивку на базе Android, которая называется MIUI. В числе фабрик-сборщиков есть Foxconn, производящая смартфоны и для Apple. Первый смартфон был выпущен в 2011 году, а уже по итогам 2015 года, Xiaomi заняла 4 место по мировым поставкам смартфонов, уступив лишь компаниям Samsung, Apple и Huawei (именно в таком порядке с первого по третье место).

Секрет успеха можно выделить в несколько основных факторов. Во-первых, ценовая политика. Смартфоны продавались без заработка для компании (заработок пришелся на приложения), а чтобы цена была максимально доступной, продажи велись лишь через интернет-магазин (сейчас по Китаю открываются многочисленные точки продаж). Во-вторых, в смартфонах использовалось мощное железо, качественные комплектующие и материалы, была хорошая сборка. В-третьих, многим пришлась по нраву прошивка MIUI, заменяющая «привычный Android», а также то, что смартфоны всегда обновляются до актуальной версии программного обеспечения.

Разумеется, такой успех молодой компании не мог остаться без внимания. Поэтому, даже крупные производители решили взяли на вооружение эту модель, для чего даже создавали дочерние бренды. Одной из таких компания стала ZTE, представив дочерний бренд Nubia. Сам суб-бренд был представлен в 2012 году, а уже в начале 2013 года вышел первый смартфон: Nubia Z5. Это был смартфон класса high-end. Уже по тем временам он имел впечатляющие характеристики: 5-дюймовый экран с высоким разрешением FullHD, мощный процессор Qualcomm Snapdragon S4 Pro с 4 ядрами 1500 МГц, 2 ГБ ОЗУ и 32 ГБ встроенной памяти. В конкуренты ставили даже действующий флагман Samsung Galaxy S4, стоящий на порядок дороже. По модели ведения бизнеса компанией Xiaomi, продвижение бренда велось аналогично. Смартфон имеет качественный материалы и приятный дизайн, так что его тепло приняли «обзорщики» и обычный покупатель. При своих спецификациях он имел демократичный ценник, а продажи велись исключительно через интернет.

Смартфоны Nubia имеют фирменную прошивку Nubia UI. Конечно, до прошивки MIUI ей далеко, скорее это фирменный интерфейс и некоторые надстройки над ОС Android. Да и обновления происходят редко, что не может не расстраивать. Данную прошивку получают и некоторые смартфоны ZTE.

Не смотря на то, что компания ZTE заявила о выходе на российский рынок своего суб-бренда Nubia, модельный ряд в России ограничен несколькими аппаратами. В середине 2013 года в России официально вышел Nubia Z5. Еще был доступен Nubia Z5S mini, уже ставший устаревшей моделью 2013 года. Компания имеет официальные российские представительства в социальных сетях, но при этом российский сайт не работает. Найти информацию о имеющихся смартфонах и предстоящих новинках можно на сайте-сообществе .

Сейчас стоит лишь надеяться, что компания в ближайшее время развернёт активную деятельность в России. Увы, кризис этому не способствует. А ведь в актуальном модельном ряде есть действительно уникальные и интересные смартфоны, например, действующий флагман Nubia Z9, практически лишенный боковых рамок и имеющий скругленный экран по бокам (подробнее о нем на сайте по ссылке выше). Довольно интересным обещает быть флагман 2016 года, выход которого ожидается в ближайшее время.


Комментарии и отзывы

Завершается 2019 год, но и как несколькими годами ранее, наше сожаление, связанное с ограниченным времене...

Ubisoft работает над "Watch Dogs" и "Far... Французской компании Ubisoft не привыкать к телевидению и фильмам. ...

Aero 17 HDR XA был представлен еще в июне, но появился на рынке только недавно. Ноутбук имеет нескольк...

Nikon недавно представила новую модель Nikon Z 50. ...

Нубия – древняя страна со многими загадками часть 1 Ну́бия - историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогами, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте. Если проще понять – это территория современного Судана (напомню, что Судан находится на северо-востоке Африки, между Египтом и Эфиопией, на западном берегу Красного моря). Нубия, известна в древности как царство Куш. Изображения нубийцев встречаются на многих старинных барельефах. Нубийцы, более темнокожие, чем собственно египтяне, имеют свой язык, свою культуру и традиции. В Нубии десятки мест, представляющих большой археологический интерес. Одних храмов 24, а есть еще крепости и гробницы. Многие из них после строительства высотной Асуанской плотины оказались под угрозой затопления. Некоторые, как храмы Абу Симбела, Калабши и острова Филе, были перенесены на новые места. Работы продолжаются и сегодня. В Асуане создан Нубийский музей, экспонаты которого были спасены учеными от затопления. Ныне можно совершить круиз на теплоходе по озеру Насер и посмотреть памятники древней архитектуры, которые еще совсем недавно были недоступны для посещения. В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и страны озер, по другой - пространство между Ассуаном и устьем Атбары, по третьей, область второго водопада, страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией. Название Нубия, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото. Что мы знаем о древней истории этой страны. Мало или почти ничего, все историки и археологи в основном занимаются исследованиями в Египте, а Судан и Эфиопия бедные - страны, у которых нет денег на большие археологические исследования. Нуби́йцы - народ на юге Египта и севере Судана. Численность от 0,5 до 2 млн чел. Включают 4 группы: фадиджа, махас, кенузи (кунуз) и донгола, объединяемые иногда в две: фадиджа-махас (до 0,5 млн чел.) и кенузи-донгола (до 1,2 млн.); отдельно выделяют полностью арабизированных нубийцев (до 0,5 млн). Говорят на нило-нубийских языках нубийской ветви тама-нубийской семьи нило-сахарской макросемьи. Все говорят также по-арабски. До XII-XIV в. христиане (Коптская православная церковь), ныне почти все нубийцы являются мусульманами. Относятся к эфиопской переходной расе. Родственны горным народам южного Кордофана – горным нубийцам. Носители двух нило-нубийских языков пришли в долину Нила в разное время и возможно изначально относились к разным группам, но сейчас ближе друг к другу, чем к другим нубийским языкам. Около 5000 лет назад в районе дельты реки Нил существовало богатое историей и памятниками древнейшей культуры народов Африки государство Нубия. Оно занимало южную часть Древнего Египта и северную область Судана. Со временем границы Кушитского царства претерпевали изменения из-за многочисленных захватов египтян, римлян и турков. А также по религиозным соображением христианам и арабами. Целью набегов являлись несметное богатство благородной земли древнего царства. Здесь находились главные прииски золота, черного дерева, ладана. Вынужденным постоянно находиться в состоянии обороны нубийцам все же удалось сохранить элементы уникальной древнейшей цивилизации, памятники которой можно увидеть и в наши дни. Это пирамиды кушитов, число которых составляет около 290, и превышает количественно гробниц фараонов Древнего Египта, которых было построено около 90. Северная часть Нубии называлась Вават. Территория Верхней Нубии начиналась от 2 катаракты и распространялась на юг до города Хартум, столицы современного Судана. Для защиты торговых караванов здесь был построен форт Бухен в виде средневековой крепости (1878-1843 года до нашей эры). Эта крепость находилась недалеко от Абу - Симбел, храма Рамзеса Великого. Восточная границы древнего государства выходила к Красному морю, западная – к Ливийской пустыне. Южное Нубийское царство называлось египтянами, эфиопами и древними греками «Куш». Религия нубийцев. Нубийское царство являлось самостоятельным независимым государством, имело собственную культуру, традиции и религиозные представления. В отличие от соседей, Древнего Египта, имеющего в те времена культ поклонения культу Амон Ра, нубийцы были язычниками, как и многие южно-африканские народы. В центре их религиозных обрядов были люди, животные и природа, деревья, вода. Также в практике религиозных воззрений нубийцев были заимствованы элементы культур соседних государств, в частности, могучего Древнего Египта. Также они поклонялись многочисленным нубийским богам. Известно, что вожди и лидеры нубийского общества были похоронены в гробницах в окружении сотен слуг, с богатствами, которые, как предполагалось, понадобятся им в потусторонней жизни. В VI веке нашей эры большинство нубийцев были обращены в христианство, а затем некоторая часть из них в ислам. Слово «Нубия» образовано от нубийского слова «шишка», что в переводе означает «золото» и «нугур» – черный. В древние времена в Нубии были обнаружены крупные залежи золота, которые шли на египетский рынок. И была заселена темнокожими племенами в контрасте с народами севера - цивилизации Древний Египет. Культура Древней Нубии. На примере раннего развития Нубийского государства видно, что древнее общество заимствовало элементы культуры от Египта, поскольку во многих отношения, в том числе торговых, они зависели прямо от могущественных соседей. Египетские модели управления считались идеальными для нубийского общества по тем временам. Так нубийцы продолжают обычай египтян строительства пирамид как усыпальниц для членов царской династии. Однако, нубийцы разрабатывают собственный стиль: их пирамиды намного уступают египетским в масштабности, но превышают по количеству. Большинство пирамид Нубии были возведены с середины VIII века до нашей эры до середины IV века нашей эры. Нубийское государство Керма просуществовало с 2400 по 1500 годы до нашей эры. Название Напата страна получила в 1000-300 годах до нашей эры. В этот исторический период Нубии удалось не только отстоять свою независимость. Царю Напаты, фараону 25-й династии Нубийского царства Шабако удалось объединить Верхний и Нижний Египет и стать единоличным его правителем. Этот период продлился вплоть до 656 году до нашей эры, когда уже при фараоне Тахарго (Tahargo) египетская империя вторглась на территорию Сирии. Был нанесен ответный удар. Нубийский царь потерпел поражение и был вынужден оставить трон царя Древнего Египта и вернуть земли обратно египетской династии Напата. Во время правления династии Напата у власти находился царь Аспелта, который выражал несогласие с обычаями, диктуемыми египетскими жрецами по соблюдению ритуала поклонению богу Амону. Храм Амона был расположен через реку от Напата. И археологи предполагают, что именно поэтому правители Нубии не всегда соблюди диктат религиозных общин Древнего Египта. Знаменующий расцвет царства Куш, Мероэ, продлится с 300 год до нашей эры по 300 год нашей эры. На это раз управление нубийским царством стало осуществляться из города Мероэ, рядом с 6 катарактом, в удаленности от северной агрессии. Напата по-прежнему остается важным религиозным центром для нубийцев. Но теперь царские некрополи начинают строить в Мероэ. Этим был ознаменован переход царства в Мериэтский период в истории Кушитского царства. В течение нескольких веков кушитское королевство получает самостоятельное развитие независимо от Древнего Египта. При этом, однако, сохраняя традиции фараонов по сохранению записей о правлении королей и обустройству гробниц. Город Мероэ находился на стыке торговых путей, проложенных вдоль дельты Нила. Мероэ стал важным центром Африки, здесь процветала торговля с Древним Египтом и греко - римским миром. Арабскими и индийскими торговцами со стороны Красного моря. Кушитским королям даже удалось создать собственную ирригационную систему, которая была способна поддержать высокую плотность населения в государстве. Нубийцы также разработали свою систему письменности, основанной на египетских иероглифах. Судьба Кушитского царства заканчивается в IV веке нашей эры, когда Нубия была завоевана царством Аксум в Абиссинии, современная Эфиопия. Хронология событий в Нубии: 3800-2950 до нашей эры – образование группы цивилизаций, Нагада, и 2 и 3 додинастические культуры Египта. 2605 – Фараон Снефру Древнего Египта совершает поход на Нубию и устанавливает в горах в дельте реки Нил форт Бухен. 2500-1500 – культура Нубии получила развитие в Керме. 2300-1550 – образование цивилизации Вават, совершение нубийцами рейдов в Асуан. Кушинское государство обосновывается в городе Кермас. 1950 – Северная Нубия попадает под власть Древнего Египта. 1826 – при нубийском царе 3 Сесострисе нубийцы занимает территорию Семна, к югу от 2-ой катаракты. XVII век – гиксосы вторгаются в северную часть Египта. Кушиты, воспользовавшись возможностью, берут под свой контроль Бухен и продвигаются на север до Асуана. После совершения набегов на исторические памятники, они достовляют сокровища в столицу Хусию Керма. XVI век – египетский царь договаривается с гиксосами об атаке нубийских племен. Около 1500 г. – царь Нубии 1-ый Яхмос окончательно завоевывает Керму. Нижняя Нубия колонизирована египтянами, здесь создается очаг самобытной египетской культуры. 1100 - после долгой и трудной войны против фиванцев, Нубия возвращается к независимости с местным самоуправлением. 800 – возникновение царства Хусия. Кушиты занимают большую часть южного Египта. 730 - король Хусии Пианхи совершает рейды на северную часть Египта, которые считаются неверными. В это время на южной части Египта жители поклоняются Амону, разделяя религиозные взгляды кушитов. 715 - новый король Хусии Шабаго побеждает египетские войска и берет под свой контроль области, оставленные ливийским правителем. Сабаго объявляет древний город Мемфис новой столицей Нубийского Царства. 663 – Мемфис (Фивы) завоеван ассирийцами, царь нубийский Тахарга изгнан из Древнего Египта. Царство Хусио ограничивается территорией Нубии, столица размещается в Напата. 592 – нападение египтян на Напату. Кушиты перемещают свою столицу в Мероэ. 23 - Напата разрушается римской армией. 250 нашей эры – новый этап государственного развития Нубийского царства. IV век – Мероэ разрушен армией царства Аксум. 550 – племена Северной Нубии, известной как Нобатэ, принимают христианство. VI век - формируется царство Дунгула, объединяющая мелкие государственные образования. VII - начало массовой иммиграции арабских племен, которые постепенно смешиваются с нубийцами. 580 – южная часть нубийского царства Альва принимает христианство. 652 – мусульманская армия из Египта завоевывается Дунгула, заставляя платить нубийцев дань Египту. 1400 –после прихода мамлюков, нубийцы обращаются в ислам. XVI век – Османские гарнизоны размещаются в Нубии вместе с боснийскими и турецкими солдатами. 1960-х года – после строительства Асуанской плотины большая часть Нижней Нубии была затоплена. Культ Апедемака в Древней Нубии. Согласно религиозным представлениям древних нубийцев, изображение льва было главным культовым существом. Апедемак стал символом «Властелина королевской власти». В Нубии, царстве Куш, королевский престол всегда изображался в форме льва. На стенах храмов Древней Нубии наносились изображения королей львов. Впервые о Апедемаке стало известно в регионе Мероэ, который имел свои культурные центры рядом с 6 порогом Нила. Основные храмы с символом льва известны, как Мусаварат эль-Суфра и Нага. Интересно, что надписи в Мусаварат эль-Суфра выполнены на древнеегипетских иероглифах, а символ льва принят в Древней Нубии. Священная гора Нубии – Джебель Баркал Джебель Баркал, так называлась в Древней Нубии священная гора недалеко от города Напата. Она расположена на небольшом изгибе на северной стороне Нила, недалеко от современного Карима в северном Судане. Примерно в 400 км к северу от Хартума, столицы Судана. Религиозные представления нубийцев Согласно религиозным представлениям древних египтян и кушитов считалось, что эта гора была домом Амона. В древней нубийской вере, Джебель Баркал стал местом, где рождаются духи. Также оно имело значительное значение с точки зрения сотворения мироздания. Гора высотой в 98 метров резко выделяется из окружающего ландшафта. Вершина горы считалась в представлениях древних нубийцев фаллическим символом. С западной стороны гора Джебель Баркал словно увенчана белой короной по религиозной традиции Древнего Египта. В востока ее находилась Змея с солнечным диском. Так как Мероэ был столицей Кушитского царства, через него были проложены новые торговые пути. По ним экспортировались продукты в порты Красного моря, где их ожидали торговцы с Греции. Считается, что в городе Мероэ проживало около 25000 жителей. Среди руин в ходе раскопок были обнаружены остатки улиц и зданий, указывающих на то, что Мероэ был достаточно крупным городом. В русле реки находилась набережная, несколько дворцов, храм Амона и храм Исиды, и один из Апедемак. Во времена нахождения центра Кушитского мира в Мероэ, население Нубии изобрело собственную буквенную систему. Нубийская письменность стала отличаться от египетских иероглифов. Стало использоваться мероитское письмо, которое до их пор не удалось расшифровать. Это свидетельствовало о повышении культурного уровня жизни и его независимости от Древнего Египта. Царские захоронения в современной деревне Бегаравия в Мероэ датируются периодом с 270 г. до н.э. до 350 г. н. э. Мероэ имеет три некрополя, северный, южный и западный, где расположено около 100 пирамид. Северная часть пирамидального комплекса сохранилась лучшим образом. Хотя многие из них в наши дни уже представляют собой руины, около 30 сохранились практически в отличном состоянии. Самая крупная из них имеет высоту около 30 метров. Угол пирамиды около 70 º. После смерти нубийские цари помещались в саркофаги человекообразной формы. Предполагается, что до этого их мумифицировали, однако, мумии никогда не были найдены в Мероэ, что может быть связано с разграблением пирамид. Погребальные камеры содержали на стенах барельефные рисунки и были полны ценностей. Этот период развития Нубийского Царства связывается с существенными культурными изменениями и возникновением нового мероэтского языка. История Мероэ Около 750 г. до н.э.: Мероэ становится административным центром южного королевства Куш. 591: столицей Кушитского царства становится Напата. 580 в: король Хусию, Аспельта, перемещает царский двор в Мероэ. Нури становится новым местом возведения пирамид. Около 270: некрополь для правящей династии переносится в Мероэ. 23: Мероэ едва избегает римского вторжения, в ходе которого разрушен город Напата. I век н.э.: методы строительства пирамид начинают меняться на более простые. Считается, что это стало следствием слабой экономики и усиления влияния на племена Нубии культуры Судана, в которой отсутствовала традиция строительства пирамид. Около 350: падение Королевства Куш и столицы Мероэ. Основные населенные пункты были заброшены. Но племена продолжали продолжали ведение хозяйства и культурные обычаи в близлежащих населенных пунктах. 1834: Исследователь из Швейцарии, Джузеппе Ферлини разрушает многие пирамиды на северной части Мероэтского пирамидального комплекса в поисках сокровищ. 1902: Начинаются археологические раскопки. 2003: Пирамиды Древней Нубии в Мероэ включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. История строительства пирамид Нубии Пирамидальный комплекс Нури в Древней Верхней Нубии строился почти 400 лет, с 690 по 308 годы до нашей эры. Он находится в нескольких километрах к востоку от современного Карима, в южном Судане, в 25 км к юго-западу от Нила. И в нескольких километрах от древнего города Нубии Напата. В Нури находилось 21 пирамида королей Древней Нубии и 53 пирамид цариц и князей. Количество пирамид в Нури превышало количество комплекса в Аль-Курру. Традиция строительства пирамид в Нубии Пирамиды Верхней Нубии были построены предположительно с середины VIII века до нашей эры до IV века нашей эры. Период застройки пустынных земель Нубии пирамидами, которые использовались в качестве мест захоронения представителей правящей династии, продолжался всего около 1100 лет. В этом районе насчитывается около 200 нубийских пирамид, что превышает по количеству 90 египетских. Пирамиды Нубии делятся на три поколения: Пирамиды Курру, которые строились в течение 100 лет, с 747-653 года до нашей эры. Пирамиды Нури, датированные 690- 308 годами до нашей эры, всего окол 400 лет, Пирамиды Мероэ возводились в Нубии почти 600 лет, с 270 года до нашей эры до 350 года нашей эры. Также относят к пирамидальным комплексам Нубии Джебель Баркал. Около 220 пирамид в настоящее время представляют собой руины. От некоторых остался только щебень, от других осталось только основание. И немногие из них были полностью реконструированы и повторяют первоначальную форму пирамид. Пирамиды Нубии намного меньше по размеру, чем аналоги соседствующего Египта. В большинстве случаев самые большие из них имеют высоту не больше 20-30 метров. Исключение представляет собой пирамида Тахарга (Taharqa). Ее высота составляет 40-50 метров. Наименьшие пирамидальные структуры имеют форму конуса не выше 6 метров. По всей вероятности, Пирамиды Нубии были продолжением традиции Древнего Египта. При их строительстве были использованы египетские технологии. Пирамида состояла из помещения гробницы и часовни, где проходили церемонии и поминальные службы. Пирамиды Нубии были построены путем укладки горизонтальных каменных блоков. Углы их были гораздо круче, чем у египетских пирамид. Внутреннее давление в пирамидах было гораздо меньше. Традиция строительства пирамид в Нубии началась при правлении Хусию, который заимствовал многие элементы египетской культуры в VIII веке. В это время были построены усыпальницы для королей Кашта и Пий. Большая часть царской династии Нубии были забальзамированы и нашли покой в пирамидах.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

История

Древнейшая Нубия

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Кушитское царство (Напата)

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I , единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Мероитское царство

Пирамиды в Мероэ.

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году римский префект Египта, Гай Петроний , вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

Христианская Нубия

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Мусульманская Нубия

В результате арабских завоеваний Нубия оказалась отрезанной от всех контактов с Византией и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.

Примечания

Литература

Путешествия

  • Burckhardt, «Travels in Nubia» (Л., 1819; в приложении перевод извлечений из арабских историков)
  • Light, «Travels in Egypt and Nubia»
  • Belzoni, «Voyage en Egypte et en Nubie»
  • Caillaux, «V. à Meroe» (1826)
  • Senkowski, в «Annales des voyages» (XII)
  • Rüppel, «Reisen in Nubien etc.» (1829)
  • Hoskins, «Travels in Ethiopia» (1833, важно для археологии)
  • Норов, «Путешествие по Египту и Нубии» (СПб., 1840; важно для христианской археологии)
  • Lepsius, «Briefe aus Aegypten und Aethiopien» (Б., 1852)
  • Abeken, «Rapports sur les résultats de l’expédition prussienne dans la Haute N.» («Revue archéol.», III, 1)
  • Combes, «Voyage en Egypte et en Nubie» (1846)
  • Roberts, «Egypt and Nubia» (1846)
  • Рафалович, в «Записк. Русс. Геогр. Общ.» (IV, 1)
  • Ценковский, «Известия» того же общ. (1850)
  • Ampère, «La N.» («Revue de D. Mondes», 1849)
  • Hartmann, в «Ann. d. Voy.» (1863) и мн. др. b)

История

  • Quatremère, «Mém. s. la Nubie» («M. s. l’Egypte» II, 1811)
  • А. В. Розов . «Христианская Нубия. Источники для истории христианства в Нубии» (Киев, 1890)
  • Revillout, «Mém. s. les Blemmyes» (Пар., 1874-87) и статьи в «Revue Egyptologique»
  • Lepsius, «Denkmäler aus Aegypten u. Aethiopien»
  • Champollion, «Monuments de l’Eg. et de la Nubie» и мн. др. с)

Язык

  • Lepsius, «Nubische Gram.» (1880)
  • Reinisch, «Die Nuba-Sprache» (1879, в серии «Sprachen NO Afrikas»)
  • Erman, «Die Aloa-Iuschriften» («Aeg. Zeitscbr.», 1881)
  • Schäfer, «Nubische Ortsnamen» и др. (ib., 1895)
  • Brugsch, «Entzifferung d. Meroitischen Schriftdenkm.» (там же, 1887).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Путешествие в Эфиопию, Восточный Судан и Нигритию была написана Пьер Trémaux в 1862-63. К услугам гостей обширный описания и рисунки Нубии.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I , единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году римский префект Египта, Гай Петроний , вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось олигархическое государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году. В 1272 году правитель государства Донгола в союзе с крестоносцами напал на Египет, но потерпел поражение, и в 1275 году Донгола стала вассалом Египта.

После христианизации в VI веке церковь в Нубии, как и Эфиопская церковь , испытывала культурное и религиозное влияние Египта. Два северных царства региона - Нубия оказалась отрезанной от всех контактов с Византией и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.