Кровати

Рассказ короленко в дурном обществе.

Год издания книги: 1885

Повесть Короленко «В дурном обществе» впервые увидела свет в 1885 году в одном из московских периодических изданий. Произведение было написано автором в ссылке, однако дорабатывал его он уже в Санкт-Петербурге. В основу работы легли воспоминания автора о его детстве, проведенном в городе Ровно. Сюжет рассказа «В дурном обществе» стал основой для художественного фильма «Среди серых камней», который вышел на экраны в 1983 году.

Повести «В дурном обществе» краткое содержание

В небольшом городке под названием Княжье-Вено располагалось большое количество прудов. Возле одного из них на небольшом острове находился красивый старый замок, который когда-то давно принадлежал местному графу. Вот уже на протяжении нескольких лет ходили слухи, якобы замок размещается на костях умерших пленных из Турции. Хозяева здания покинули его слишком давно, поэтому внешний вид замка оставлял желать лучшего. Стены его постепенно разрушались, а крыша протекала. Это делало помещение неподходящим для проживания.

Однако из повести «В дурном обществе» узнаем, что была в городе категория людей, которые были рады и жизни в развалинах замка – местные нищие, которым не было где жить. Долгое время все они обитали в этом пристанище до тех пор, пока между ними не произошел конфликт. Всему виной был бывший слуга графа по имени Януш. Он присвоил сам себе право решать, кто достоин жить в замке, а кто должен убираться прочь. Таким образом в стенах здания остались только те нищие, которые имели аристократическое происхождение: католики, слуги и приближенные графа. Множество тех, кого изгнали, долго не могли найти себе пристанище и получили жестокое прозвище от местных – дурное общество. Кстати, вот почему так названа повесть «В дурном обществе». Спустя какое-то время они обосновались в подземелье возле старой заброшенной часовни, которая стояла на горе. Никто из жителей города не знал об их местонахождении. Главным среди изгнанников становится некий Тыбурций Драб. О его происхождении никому ничего не было известно. Некоторые предполагают, что когда-то давно он был аристократом, потому как мужчина был достаточно грамотным и даже знал на память речи некоторых античных авторов.

В том же городе Княжье-Вено проживают главные герои повести «В дурном обществе» – семья местного судьи. Потеряв жену несколько лет назад, мужчина сам воспитывал двоих своих детей: старшего мальчика по имени Вася и младшую дочь Соню. С тех пор, как супруга судьи скончалась, его охватило большое горе. Он часто вспоминал о жене, не мог сосредоточиться на работе и на своих детях. Вася, как главный герой , рос достаточно активным и смелым ребенком, он любил целый день ходить по городу, рассматривая местных жителей и колоритные пейзажи. Как-то раз он проходил возле старого замка. Януш, который вышел к нему, сказал, что теперь в нем живут только приличные люди, поэтому мальчик может войти внутрь. Однако Вася отказался, сказав, что предпочитает проводить время в том, «дурном обществе». Он жалел изгнанников и искренне хотел им помочь.

И вот как-то раз Вася со своими тремя друзьями проходил мимо заброшенной старой часовни. Детям очень захотелось заглянуть внутрь, и Вася, как самый смелый, решает первым проникнуть в часовню через окно. Поскольку она располагалась довольно высоко, дети решают помочь своему приятелю и подсадить его. Как только мальчик залез внутрь, из часовни раздались чьи это голоса. Те, кто ждал своего друга на улице, испугались и принялись убегать. Васе же бежать было некуда, поэтому он решил посмотреть, кто же там кричит. Незнакомцами оказались двое приемных детей Тыбурция – девятилетний мальчик по имени Валек и его младшая четырехлетняя сестра Маруся. Ребята быстро нашли общий язык. Валек сказал Васе, что тут может приходить к ним в гости, когда он захочет. Однако важно видеться таким образом, чтобы Тыбурций не знал о дружбе детей. Вася дает обещание, что никому и никогда не расскажет о месте нахождения изгнанников. Он понимает, что изгнанники нуждаются в помощи и поддержке, что и становится основной мыслью повести «В дурном обществе». Вернувшись домой, он сказал своим товарищам, что тогда в старой часовне он увидел чертей.

Сестра Васи, маленькая Соня, была такой же веселой и активной девочкой. Она очень сильно хотела гулять с братом, однако няня строго-настрого запретила ей это делать, считая Васю испорченным ребенком. Женщина даже не разрешает детям громко играть и бегать по дому. Отец мальчика придерживается того же самого мнения. Он не испытывает сильной любви и заботы по отношению к своему сыну. Всё его сердце отдано Соне, поскольку она очень похожа на свою покойную маму. Мальчик очень переживает из-за того, что отец уделяет ему мало внимания, особенно, когда во время встречи со своими новыми друзьями Валек рассказывает ему о том, что их приемный папа безумно их любит и заботиться о них. Тогда Вася не выдерживает и говорит, что он очень обижен на своего отца. Когда Валек узнаёт, что Вася говорит о городском судье, он признается, что наслышан о мужчине исключительно как о справедливом человеке.

Дети много разговаривают и веселятся, проводя вместе чуть ли не каждый день. Как-то раз Вася начинает замечать, что в отличии от активной Сони, Маруся выглядит довольно слабой и грустной. Валек говорит, что здоровье его сестры очень испортилось из-за того, что они живут в подземелье.

Через какое-то время Вася – герой повести «В дурном обществе» узнаёт, что Валек ежедневно ворует еду для того, чтобы прокормить свою сестру. Мальчику тяжело принять это, однако он понимает, что не в праве осуждать друга, поскольку его намерения благородные. Как-то раз во время того, как дети играли, в часовню вошёл Тыбурций. Герои рассказа «В дурном обществе» очень сильно испугались, поскольку никто не должен знать о их дружбе. Однако руководитель «тёмных личностей» не был против появления Васи в их пристанище. Единственное, о чём он просит мальчика, – никому не рассказывать о том, где изгнанники проживают. С тех пор Вася стал еще чаще приходить под старый склеп. Все члены «дурного общества» от мала до велика уже начинают привыкать к маленькому гостю и любить его.

С наступлением осени в краткой повести «В дурном обществе» узнаем, что Марусе стало совсем плохо. Вася не знает, чем он может помочь своей подруге. Тогда он решает попросить у своей сестры на время ее любимую большую куклу, которую девочке подарила покойная мать. Соня совершенно не против этого. Она отдает игрушку брату, и он в тот же вечер относит ее Маруси. От такого подарка девочке даже становятся немного лучше.

К судье начинает наведываться Януш, который постоянно доносит на членов «дурного общества». Как-то раз он рассказывает, что видел, как маленький Вася приходит к ним в гости. Тогда няня детей замечает то, что у Сони пропала ее кукла. Отец очень рассердился на Васю и приказал не выпускать его из дома. Однако через несколько дней мальчик всё-таки смог убежать, чтобы увидеться со своими друзьями. Тем временем здоровье Маруси из рассказа «В дурном обществе» испортилось ещё больше. Жители часовни полагают, что пришло время возвращать куклу ее хозяйке, поскольку думают, что маленькая девочка не заметит пропажи подарка. Однако это совсем не так – как только Маруся увидела, что игрушку хотят забрать, она сильно заплакала. Вася всё-таки решает оставить ей куклу, чтобы хоть как-то отвлечь девочку от болезни.

Вернувшись домой, Вася снова получает наказание, из-за которого ему запрещено выходить на улицу. Отец долгое время разговаривает со своим сыном, пытаясь заставить его признаться в том, что он общается с изгнанниками. Однако единственное, в чём Вася признается, это то, что кукла пропала по его вине. Не услышав ничего кроме этого, судья приходит в гнев. Разговор прерывает Тыбурций, который возвращает Васе игрушку. Он говорит, что его маленькая дочь недавно умерла, и рассказывает судье о том, что его приемные дети и маленький Вася стали хорошими друзьями. Мужчина начинает чувствовать себя ужасно виноватым перед своим сыном. Он понимает, что Вася, как и главный герой , не испорченный ребёнок. Он добрый и благородный человек, который хотел помочь людям – вот какова мысль повести «В дурном обществе». Судья отпускает мальчика, чтобы тот проводил Марусю в последний путь, и дает ему деньги, которые он должен был передать Тыбурцию. Кроме этого судья просит своего сына сказать изгнанникам о том, что им лучше покинуть город из-за постоянных доносов Яноша.

Через некоторое время краткий рассказ «В дурном обществе» рассказывает, что после похорон всё «дурное общество» резко исчезло из города. Маленькую Марусю похоронили недалеко от старой заброшенной часовни. На ее могилу часто приходит судья вместе со своими детьми. Вася и Соня ухаживали за местом погребения девочки долгое время. Через несколько лет, повзрослев, брат и сестра принимают решение покинуть город. Перед этим они в последний раз навещают могилу Маруси, возле которой произносят обет.

Повесть «В дурном обществе» на сайте Топ книг

Повесть Короленко «В дурном обществе» читать достаточно популярно. Благодаря этому она заняла высокое место среди , а также в нашем . И учитывая, стабильность этого интереса можно уверенно предположить попадание повести «В дурном обществе» и в наши последующие .

Повесть Короленок «В дурном обществе» читать полностью на сайте Топ книг вы можете .

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, - никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и - вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских «заезжих домов», казенные учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом потянулась еврейская улица с магазинами, лавками, лавчонками, столами евреев-менял, сидящих под зонтами на тротуарах, и с навесами калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и - вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове - старый, полуразрушенный замок.

Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчище», - передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса, - так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стояли стук, и топот, и гоготанье.

А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом. «Ой-вей-мир!» - пугливо произносили евреи; богобоязненные старые мещанки крестились, и даже наш ближайший сосед, кузнец, отрицавший самое существование бесовской силы, выходя в эти часы на свой дворик, творил крестное знамение и шептал про себя молитву об упокоении усопших.

Старый, седобородый Януш, за неимением квартиры приютившийся в одном из подвалов замка, рассказывал нам не раз, что в такие ночи он явственно слышал, как из-под земли неслись крики. Турки начинали возиться под островом, стучали костями и громко укоряли панов в жестокости. Тогда в залах старого замка и вокруг него на острове брякало оружие, и паны громкими криками сзывали гайдуков. Януш слышал совершенно ясно, под рев и завывание бури, топот коней, звяканье сабель, слова команды. Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов, прославленный на вечные веки своими кровавыми подвигами, выехал, стуча копытами своего аргамака, на середину острова и неистово ругался: «Молчите там, лайдаки, пся вяра!»

Потомки этого графа давно уже оставили жилище предков. Большая часть дукатов и всяких сокровищ, от которых прежде ломились сундуки графов, перешла за мост, в еврейские лачуги, и последние представители славного рода выстроили себе прозаическое белое здание на горе, подальше от города. Там протекало их скучное, но всё же торжественное существование в презрительно-величавом уединении.

Изредка только старый граф, такая же мрачная развалина, как и замок на острове, появлялся в городе на своей старой английской кляче. Рядом с ним, в черной амазонке, величавая и сухая, проезжала по городским улицам его дочь, а сзади почтительно следовал шталмейстер. Величественной графине суждено было навсегда остаться девой. Равные ей по происхождению женихи, в погоне за деньгами купеческих дочек за границей, малодушно рассеялись по свету, оставив родовые замки или продав их на слом евреям, а в городишке, расстилавшемся у подножия ее дворца, не было юноши, который бы осмелился поднять глаза на красавицу-графиню. Завидев этих трех всадников, мы, малые ребята, как стая птиц, снимались с мягкой уличной пыли и, быстро рассеявшись по дворам, испуганно-любопытными глазами следили за мрачными владельцами страшного замка.

Владимир Галактионович Короленко

«В дурном обществе»

Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася — так звали мальчика — был сыном городского судьи. Ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол. Старый Януш, один из бывших графских слуг, получил некое право решать, кто может жить в замке, а кто нет. Он оставил там лишь «аристократов»: католиков и бывшую графскую челядь. Изгнанники нашли себе пристанище в подземелье под старинным склепом у заброшенной униатской часовни, стоявшей на горе. Однако это их местопребывание никому не было известно.

Старый Януш, встречая Васю, приглашает его заходить в замок, ибо там теперь «порядочное общество». Но мальчик предпочитает «дурное общество» изгнанников из замка: Вася жалеет их.

Многие члены «дурного общества» хорошо известны в городе. Это полубезумный пожилой «профессор», который всегда что-то тихо и грустно бормочет; свирепый и драчливый штык-юнкер Заусайлов; спившийся отставной чиновник Лавровский, всем рассказывающий неправдоподобные трагические истории о своей жизни. А именующий себя генералом Туркевич знаменит тем, что «обличает» почтенных горожан (исправника, секретаря уездного суда и других) прямо под их окнами. Это он делает для того, чтобы получить на водку, и достигает своей цели: «обличаемые» спешат откупиться от него.

Руководитель же всего сообщества «тёмных личностей» — Тыбурций Драб. Его происхождение и прошлое никому не ведомы. Иные предполагают в нем аристократа, но наружность его — простонародная. Он известен необыкновенной учёностью. На ярмарках Тыбурций развлекает публику пространными речами из античных авторов. Его считают колдуном.

Однажды Вася с тремя приятелями приходит к старой часовне: ему хочется заглянуть туда. Друзья помогают Васе проникнуть внутрь через высокое окно. Но увидев, что в часовне ещё кто-то есть, приятели в ужасе убегают, бросив Васю на произвол судьбы. Оказывается, там дети Тыбурция: девятилетний Валек и четырёхлетняя Маруся. Вася начинает часто приходить на гору к своим новым друзьям, носить им яблоки из своего сада. Но ходит он лишь тогда, когда его не может застать Тыбурций. Вася никому не рассказывает об этом знакомстве. Струсившим приятелям он говорит, что видел чертей.

У Васи есть сестра, четырёхлетняя Соня. Она, как и ее брат, — весёлый и резвый ребёнок. Брат и сестра очень любят друг друга, но Сонина нянька препятствует их шумным играм: она считает Васю дурным, испорченным мальчишкой. Такого же взгляда придерживается и отец. Он не находит в своей душе места для любви к мальчику. Отец больше любит Соню, потому что она похожа на свою покойную мать.

Как-то раз в разговоре Валек и Маруся говорят Васе, что Тыбурций их очень любит. Вася отзывается о своём отце с обидой. Но неожиданно узнает от Валека, что судья — очень справедливый и честный человек. Валек — мальчик очень серьёзный и смышлёный. Маруся же совсем не похожа на резвую Соню, она слабенькая, задумчивая, «невесёлая». Валек говорит, что «серый камень высосал из неё жизнь».

Вася узнает о том, что Валек ворует еду для голодной сестры. Это открытие производит тяжёлое впечатление на Васю, но все же он не осуждает друга.

Валек показывает Васе подземелье, где живут все члены «дурного общества». В отсутствие взрослых Вася приходит туда, играет со своими друзьями. Во время игры в жмурки неожиданно является Тыбурций. Дети испуганы — ведь они дружат без ведома грозного главы «дурного общества». Но Тыбурций разрешает Васе приходить, взяв с него обещание никому не рассказывать, где все они живут. Тыбурций приносит еду, готовит обед — по его словам Вася понимает, что еда краденая. Это, конечно, смущает мальчика, но он видит, что Маруся так рада еде… Теперь Вася беспрепятственно приходит на гору, и взрослые члены «дурного общества» тоже привыкают к мальчику, любят его.

Наступает осень, и Маруся заболевает. Чтобы как-то развлечь больную девочку, Вася решается попросить на время у Сони большую красивую куклу, подарок покойной матери. Соня соглашается. Маруся в восторге от куклы, и ей даже становится лучше.

К судье несколько раз приходит старый Януш с доносами на членов «дурного общества». Он рассказывает, что Вася общается с ними. Нянька замечает отсутствие куклы. Васю не выпускают из дому, и через несколько дней он убегает тайком.

Марусе становится все хуже. Обитатели подземелья решают, что куклу нужно вернуть, а девочка этого и не заметит. Но увидев, что куклу хотят забрать, Маруся горько плачет… Вася оставляет ей куклу.

И снова Васю не выпускают из дому. Отец пытается добиться от сына признания, куда он ходил и куда делась кукла. Вася признается, что куклу взял он, но более не говорит ничего. Отец в гневе… И вот в самый критический момент появляется Тыбурций. Он несёт куклу.

Тыбурций рассказывает судье о дружбе Васи с его детьми. Тот поражён. Отец чувствует себя виноватым перед Васей. Словно рухнула стена, долгое время разделявшая отца и сына, и они почувствовали себя близкими людьми. Тыбурций говорит, что Маруся умерла. Отец отпускает Васю проститься с ней, при этом он передаёт через Васю деньги для Тыбурция и предостережение: главе «дурного общества» лучше скрыться из города.

Вскоре почти все «тёмные личности» куда-то исчезают. Остаются лишь старый «профессор» и Туркевич, которому судья иногда даёт работу. Маруся похоронена на старом кладбище возле обвалившейся часовни. Вася с сестрой ухаживают за ее могилкой. Иногда они приходят на кладбище вместе с отцом. Когда же Васе и Соне приходит время оставить родной город, над этой могилкой произносят они свои обеты.

Главный герой произведения Вася – сын городского судьи. Мать мальчика умерла. Они жили с отцом в небольшом городке Юго-Западного края Княжье-Вено.

Отец почти не обращал внимания на сына. Горе затмило ему всё. После смерти матери Вася чувствовал себя одиноко. Он время проводил на улицах города, впитывая картины его жизни, слушая легенды.

Город находился в окружении прудов. В средине одного из них находился замок. Жил когда-то там графский род. Легенда гласит, что замок построен на их костях людей, а сам остров образовали пленные турки, которыми засыпали остров.

Уже давно нет в этом замке хозяев-графов. В этом мрачном жилище обитают теперь нищие города. Только со временем между ними начались разногласия. Бывший графский слуга стал делить обитателей на своих людей и чужих. Все, кого изгнал Януш, переселились в подземелье под старым склепом на горе возле униатской часовни. Часовня давно была заброшена, и никто не знал об обитателях этого подземелья.

Васю Януш приглашал в замок, ведь там живут все порядочные, но мальчик предпочитает другое общество, к которому парнишка испытывает жалость.

Подземелье собрало всем известных людей: пожилого профессора, драчливого штык-юнкера, спившегося отставного чиновника, рассказывающего трагические истории. Туркевич назвал себя генералом. Он только тем и занимается, что обличает знатных жителей города под окнами их домов, чтобы получить деньги на водку.

Руководит этим обществом Тыбурций Драб. Никто ничего не знает об этом человеке. По наружности он выходец из простого народа, но по своей начитанности в нём видят аристократа. Драб развлекает публику на ярмарках разговорами про античных авторов, поэтому и прослыл колдуном.

Васе и трём его приятелям хотелось увидеть подземелье. Мальчик с помощью товарищей проникает через окно внутрь. Испугавшись, друзья убегают. Вася увидел в подземелье четырёх лет девочку и девятилетнего мальчика. Маруся и Валек дети Тыбурция. Так у Васи появились новые друзья. Он часто к ним ходит, когда никого нет в этом жилище. Приятелям сказал, что встретился с чертями.

У Васи тоже есть сестра Соня, которую мальчик очень любит. Няня Сони запрещает детям шумные игры. Она считает, что Вася плохо влияет на сестру. Отец такого же мнения. Он слишком любит девочку, так как та похожа на покойную жену. Для сына в его сердце не осталось места.

Однажды Валек и Маруся тепло отозвались о своём отце. Они рассказали про его любовь к ним. Вася не мог это сказать о своём отце, но ребята знали его как честного и справедливого судью. Валек не по годам серьёзный человек, а Маруся бледная и задумчивая. Валек сказал, что это от серого камня. Вася узнал, что Валек ворует еду для сестры. Нет, он его не осуждал. Ему просто было тяжело.

Однажды за игрой детей застал Тыбурций. Испуганным детям разрешается дружить, если никто не узнает о подземелье. Глава общества приносит еду. Вася понимает, что она краденая, но радость Маруси развеяла все его смущения. К мальчику хорошо относятся все члены этого общества.

Осенью Маруся заболела. Вася, чтобы принести девочке радость, попросил у Сони большую куклу, которую ей подарила покойная мама. Соня дала куклу, и Марусе стало даже легче. Януш донёс судье, что Вася общается с членами «дурного общества». Нянька заметила пропажу куклы. Васю заперли дома, но мальчик однажды убегает. Марусе становится совсем худо, но когда хотели забрать куклу, девочка заплакала. Кукла осталась у неё.

Васе пришлось сознаться, куда он ходит, и где кукла. А в этот самый момент Тыбуцкий принёс куклу и рассказал о дружбе детей. Между отцом и сыном исчезла грань непонимания. Они становятся близкими друзьями. Отец отпускает сына на похороны Маруси, а вместе с тем передаёт деньги Тыбурцию, а также говорит, что ему следует на какое-то время уйти из города.

I. Развалины

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, – никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и – вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских «заезжих домов», казенные учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом потянулась еврейская улица с магазинами, лавками, лавчонками, столами евреев-менял, сидящих под зонтами на тротуарах, и с навесами калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и – вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове – старый, полуразрушенный замок.

Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. «На костях человеческих стоит старое замчи́ще», передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым зáмком. От этого, понятно, зáмок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса, – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стояли стук, и топот, и гоготанье.

А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого зáмка и царил над всем городом. «Ой-вей-мир!» – пугливо произносили евреи; богобоязненные старые мещанки крестились, и даже наш ближайший сосед, кузнец, отрицавший самое существование бесовской силы, выходя в эти часы на свой дворик, творил крестное знамение и шептал про себя молитву об упокоении усопших.

Старый, седобородый Януш, за неимением квартиры приютившийся в одном из подвалов зáмка, рассказывал нам не раз, что в такие ночи он явственно слышал, как из-под земли неслись крики. Турки начинали возиться под островом, стучали костями и громко укоряли панов в жестокости. Тогда в залах старого зáмка и вокруг него на острове брякало оружие, и паны громкими криками сзывали гайдуков. Януш слышал совершенно ясно, под рев и завывание бури, топот коней, звяканье сабель, слова команды. Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов, прославленный на вечные веки своими кровавыми подвигами, выехал, стуча копытами своего аргамака, на середину острова и неистово ругался: «Молчите там, лайдаки, пся вяра!»

Потомки этого графа давно уже оставили жилище предков. Большая часть дукатов и всяких сокровищ, от которых прежде ломились сундуки графов, перешла за мост, в еврейские лачуги, и последние представители славного рода выстроили себе прозаическое белое здание на горе, подальше от города. Там протекало их скучное, но все же торжественное существование в презрительно-величавом уединении.

Изредка только старый граф, такая же мрачная развалина, как и зáмок на острове, появлялся в городе на своей старой английской кляче. Рядом с ним, в черной амазонке, величавая и сухая, проезжала по городским улицам его дочь, а сзади почтительно следовал шталмейстер. Величественной графине суждено было навсегда остаться девой. Равные ей по происхождению женихи, в погоне за деньгами купеческих дочек за границей, малодушно рассеялись по свету, оставив родовые зáмки или продав их на слом евреям, а в городишке, расстилавшемся у подножия ее дворца, не было юноши, который бы осмелился поднять глаза на красавицу-графиню. Завидев этих трех всадников, мы, малые ребята, как стая птиц, снимались с мягкой уличной пыли и, быстро рассеявшись по дворам, испуганно-любопытными глазами следили за мрачными владельцами страшного зáмка.

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная униатская часовня. Это была родная дочь расстилавшегося в долине собственно обывательского города. Некогда в ней собирались, по звону колокола, горожане в чистых, хотя и не роскошных кунтушах, с палками в руках вместо сабель, которыми гремела мелкая шляхта, тоже являвшаяся на зов звонкого униатского колокола из окрестных деревень и хуторов.

Отсюда был виден остров и его темные громадные тополи, но зáмок сердито и презрительно закрывался от часовни густою зеленью, и только в те минуты, когда юго-западный ветер вырывался из-за камышей и налетал на остров, тополи гулко качались, и из-за них проблескивали окна, и зáмок, казалось, кидал на часовню угрюмые взгляды. Теперь и он, и она были трупы. У него глаза потухли, и в них не сверкали отблески вечернего солнца; у нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.

Но старая, историческая рознь, разделявшая некогда гордый панский зáмок и мещанскую униатскую часовню, продолжалась и после их смерти: ее поддерживали копошившиеся в этих дряхлых трупах черви, занимавшие уцелевшие углы подземелья, подвалы. Этими могильными червями умерших зданий были люди.

Было время, когда старый зáмок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений. Все, что не находило себе места в городе, всякое выскочившее из колеи существование, потерявшее, по той или другой причине, возможность платить хотя бы и жалкие гроши за кров и угол на ночь и в непогоду, – все это тянулось на остров и там, среди развалин, преклоняло свои победные головушки, платя за гостеприимство лишь риском быть погребенными под грудами старого мусора. «Живет в зáмке» – эта фраза стала выражением крайней степени нищеты и гражданского падения. Старый зáмок радушно принимал и покрывал и перекатную голь, и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг. Все эти существа терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что-то варили, чем-то питались, – вообще, отправляли неизвестным образом свои жизненные функции.

Однако настали дни, когда среди этого общества, ютившегося под кровом седых руин, возникло разделение, пошли раздоры. Тогда старый Януш, бывший некогда одним из мелких графских «официалистов», выхлопотал себе нечто вроде владетельной хартии и захватил бразды правления. Он приступил к преобразованиям, и несколько дней на острове стоял такой шум, раздавались такие вопли, что по временам казалось, уж не турки ли вырвались из подземных темниц, чтобы отомстить утеснителям. Это Януш сортировал население развалин, отделяя овец от козлищ. Овцы, оставшиеся по-прежнему в зáмке, помогали Янушу изгонять несчастных козлищ, которые упирались, выказывая отчаянное, но бесполезное сопротивление. Когда, наконец, при молчаливом, но, тем не менее, довольно существенном содействии будочника порядок вновь водворился на острове, то оказалось, что переворот имел решительно аристократический характер. Януш оставил в зáмке только «добрых христиан», то есть католиков, и притом преимущественно бывших слуг или потомков слуг графского рода. Это были все какие-то старики в потертых сюртуках и «чамарках», с громадными синими носами и суковатыми палками, старухи крикливые и безобразные, но сохранившие на последних ступенях обнищания свои капоры и салопы. Все они составляли однородный, тесно сплоченный аристократический кружок, взявший как бы монополию признанного нищенства. В будни эти старики и старухи ходили, с молитвой на устах, по домам более зажиточных горожан и среднего мещанства, разнося сплетни, жалуясь на судьбу, проливая слезы и клянча, а по воскресеньям они же составляли почтеннейших лиц из той публики, что длинными рядами выстраивалась около костелов и величественно принимала подачки во имя «пана Иисуса» и «панны Богоматери».

Привлеченные шумом и криками, которые во время этой революции неслись с острова, я и несколько моих товарищей пробрались туда и, спрятавшись за толстыми стволами тополей, наблюдали, как Януш, во главе целой армии красноносых старцев и безобразных мегер, гнал из зáмка последних, подлежавших изгнанию, жильцов. Наступал вечер. Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. Какие-то несчастные темные личности, запахиваясь изорванными донельзя лохмотьями, испуганные, жалкие и сконфуженные, совались по острову, точно кроты, выгнанные из нор мальчишками, стараясь вновь незаметно шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий зáмка. Но Януш и мегеры с криком и ругательствами гоняли их отовсюду, угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник, тоже с увесистою дубиной в руках, сохранявший вооруженный нейтралитет, очевидно, дружественный торжествующей партии. И несчастные темные личности поневоле, понурясь, скрывались за мостом, навсегда оставляя остров, и одна за другой тонули в слякотном сумраке быстро спускавшегося вечера.

С этого памятного вечера и Януш, и старый зáмок, от которого прежде веяло на меня каким-то смутным величием, потеряли в моих глазах всю свою привлекательность. Бывало, я любил приходить на остров и хотя издали любоваться его серыми стенами и замшенною старою крышей. Когда на утренней заре из него выползали разнообразные фигуры, зевавшие, кашлявшие и крестившиеся на солнце, я и на них смотрел с каким-то уважением, как на существа, облеченные тою же таинственностью, которою был окутан весь зáмок. Они спят там ночью, они слышат все, что там происходит, когда в огромные залы сквозь выбитые окна заглядывает луна или когда в бурю в них врывается ветер. Я любил слушать, когда, бывало, Януш, усевшись под тополями, с болтливостью 70-летнего старика, начинал рассказывать о славном прошлом умершего здания. Перед детским воображением вставали, оживая, образы прошедшего, и в душу веяло величавою грустью и смутным сочувствием к тому, чем жили некогда понурые стены, и романтические тени чужой старины пробегали в юной душе, как пробегают в ветреный день легкие тени облаков по светлой зелени чистого поля.

В.Г.КОРОЛЕНКО

В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ

Из детских воспоминаний моего приятеля

Подготовка текста и примечания: С.Л.КОРОЛЕНКО и Н.В.КОРОЛЕНКО-ЛЯХОВИЧ

I. РАЗВАЛИНЫ

Моя мать умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле,- никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы.

Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края, где, среди тихо струящейся жизни тяжелого труда и мелко-суетливого еврейского гешефта, доживают свои печальные дни жалкие останки гордого панского величия.

Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною "заставой". Сонный инвалид, порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты, лениво поднимает шлагбаум, и - вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских "заезжих домов", казенные учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик. За мостом потянулась еврейская улица с магазинами, лавками, лавчонками, столами евреев-менял, сидящих под зонтами на тротуарах, и с навесами калачниц. Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот еще минута и - вы уже за городом. Тихо шепчутся березы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове - старый, полуразрушенный замок.

Я помню, с каким страхом я смотрел всегда на это величавое дряхлое здание. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее. Говорили, что остров насыпан искусственно, руками пленных турок. "На костях человеческих стоит старое замчи"ще,- передавали старожилы, и мое детское испуганное воображение рисовало под землей тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями и старым замком. От этого, понятно, замок казался еще страшнее, и даже в ясные дни, когда, бывало, ободренные светом и громкими голосами птиц, мы подходили к нему поближе, он нередко наводил на нас припадки панического ужаса,- так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох: камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо, и мы бежали без оглядки, а за нами долго еще стояли стук, и топот, и гоготанье.

А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетавшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом. "Ой-вей-мир!" [О горе мне (евр.)] - пугливо произносили евреи; богобоязненные старые мещанки крестились, и даже наш ближайший сосед, кузнец, отрицавший самое существование бесовской силы, выходя в эти часы на свой дворик, творил крестное знамение и шептал про себя молитву об упокоении усопших.

Старый, седобородый Януш, за неимением квартиры приютившийся в одном из подвалов замка, рассказывал нам не раз, что в такие ночи он явственно слышал, как из-под земли неслись крики. Турки начинали возиться под островом, стучали костями и громко укоряли панов в жестокости. Тогда в залах старого замка и вокруг него на острове брякало оружие, и паны громкими криками сзывали гайдуков. Януш слышал совершенно ясно, под рев и завывание бури, топот коней, звяканье сабель, слова команды. Однажды он слышал даже, как покойный прадед нынешних графов, прославленный на вечные веки своими кровавыми подвигами, выехал, стуча копытами своего аргамака, на середину острова и неистово ругался:

"Молчите там, лайдаки [Бездельники (польск.)], пся вяра!"

Потомки этого графа давно уже оставили жилище предков. Большая часть дукатов и всяких сокровищ, от которых прежде ломились сундуки графов, перешла за мост, в еврейские лачуги, и последние представители славного рода выстроили себе прозаическое белое здание на горе, подальше от города. Там протекало их скучное, но все же торжественное существование в презрительно-величавом уединении.

Изредка только старый граф, такая же мрачная развалина, как и замок на острове, появлялся в городе на своей старой английской кляче. Рядом с ним, в черной амазонке, величавая и сухая, проезжала по городским улицам его дочь, а сзади почтительно следовал шталмейстер. Величественной графине суждено было навсегда остаться девой. Равные ей по происхождению женихи, в погоне за деньгами купеческих дочек за границей, малодушно рассеялись по свету, оставив родовые замки или продав их на слом евреям, а в городишке, расстилавшемся у подножия ее дворца, не было юноши, который бы осмелился поднять глаза на красавицу-графиню. Завидев этих трех всадников, мы, малые ребята, как стая птиц, снимались с мягкой уличной пыли и, быстро рассеявшись по дворам, испуганно-любопытными глазами следили за мрачными владельцами страшного замка.

В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная униатская часовня. Это была родная дочь расстилавшегося в долине собственно обывательского города. Некогда в ней собирались, по звону колокола, горожане в чистых, хотя и не роскошных кунтушах, с палками в руках, вместо сабель, которыми гремела мелкая шляхта, тоже являвшаяся на зов звонкого униатского колокола из окрестных деревень и хуторов.