Для детей

Сюжет дед мазай и зайцы. Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы Некрасова (дед Мазай). д) Метод «Тонкие и толстые вопросы»

Жанр: сказка

Главные герои: Некрасов , Мазай - его приятель

Некрасов - близкий к крестьянам писатель, написал очень известную историю, а краткое содержание сказки «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника поможет вам ее вспомнить.

Сюжет

Главный герой (Некрасов) в летний сезон навещает приятеля и проводит с ним неделю, во время которой они охотятся в лесу, наблюдают за природой - дождями, пением птиц, цветением различных растений, ночью замечают глаза птиц и зверей. Однажды, пережидая в сарае ливень, они разговарились, и Мазай рассказал, как весной из-за тающего снега в реке поднялась вода. А он плыл на лодке и увидел на клочке суши зайчат. Пожалел их дед и принял на судно. Поплыл дальше, спас еще несколько малюток, а затем увидел дерево, плывущее по воде, на котором тоже ютились зайчата, он прикрепил деревце к лодке и поплыл к берегу. Малютки выпрыгнули на сушу и разбежались. А Мазай наказал им не попадаться ему на глаза зимой, иначе пристрелит на охоте, не пожалеет.

Вывод (моё мнение)

Какую бы профессию или занятие ты ни имел, нужно помнить, кто ты на самом деле - человек, а человек - один из обитателей и частица природы, и нужно помогать животным, даже если ты охотник.

Николай Алексеевич Некрасов - поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение. Николай Некрасов посвятил свои произведения той группе людей, на которую он возложил ответственность за судьбу Родины, - простому, крестьянскому чаду. Очередное творение Николая Некрасова, появившееся в детском чтении, - "Дедушка Мазай и зайцы". Основной темой данного стиха является трепетное отношение к природе, добродушие по отношению к живым существам.

Дед Мазай повествует о том, как в весеннюю пору, при половодье, подбирая зайчишек, плыл он по реке. Первым делом Мазай подбирает зайцев с островка, на котором те стояли, дабы не увязнуть в разливающейся повсюду воде. Немного позже дед снял зайца с пня, затем из-за преизбытка в лодке зверюшек, зацепил багром бревно вместе с обитающими на нём зайцами.

В данном стихотворении Николай Некрасов, во всей красе показывает маленькому читателю простую жизнь, её поэзию, прививает уважительное отношение и любовь к крестьянскому люду, описывает необычайную доброту таких редких натур как дедушка Мазай.

Деду Мазаю свойственна настоящая любовь ко всему живому. Он предстает перед читателем как подлинный альтруист, которому доброта и щедрость не дают наблюдать за горем, обрушившимся на зайцев. В произведении находятся эпитеты и сравнения.

В стихотворении про старого, добродушного Мазая и зайцев есть использование доброго юмора, прослеживается большая и искренняя любовь ко всему живому. Речь деда Мазая - речь настоящего человека-гуманиста, поистине хорошего охотника. Она не утомляет маленьких читателей, ибо его внимание переносится с объекта на объект. Тут присутствуют и точные замечания, о том как поет пеночка, и уханье удода. Вниманию читателя представляется и простецкий анекдот о неведомом Кузе - человеке известном тем, что сломал курок у ружья; об ином охотнике, который на охоте, чтобы руки не мерзли, при себе всегда имел горшочек с углями.

Стихотворение Некрасова "Дед Мазай и зайцы" понравится маленькому читателю. Оно даёт урок разумной и большой любви ко всему живому, к нашей хрупкой и беззащитной природе, прекрасные картины которой даны в произведении. Литератор не стремится пренебречь различными жестокими описаниями, он с большим доверием относится к уму и чувствам юного читателя.

Вариант 2

Разнообразие творческих направлений отличает творчество Н.А.Некрасова. Развитие человеческой личности начинает формироваться с детских лет и для писателя важно, что бы дети учились доброте, любви к окружающему. Эта основная тема произведений Некрасова для детей.

Самым известным детским творением великого поэта является поэма «Дедушка Мазай и зайцы». Произведение создано в 1870г. События поэмы происходит после подписания манифеста о возвращении из ссылки бывших декабристов. Литераторы видели в главном герои, вернувшимся в дом сына, черты лица Волконского и характер Бестужева. Образ дедушки получился собирательным, но очень ярким и свободолюбивым.

Описание главного героя писатель преподносит глазами его внука Александра. Первое знакомство с дедом было у Саши визуальное. Он видит портрет с изображением молодого героя Отечественной войны. Родители прямо не говорят о судьбе дедушке, но они дают понять мальчику, что он честный, смелый и порядочный человек.

Появление в жизни Александра деда Мазая вносит в его жизнь множество интересных рассказов, учит мальчика смотреть на окружающий мир другими глазами. Дедушка поучает внука с добротой, рассказывая о простой крестьянской жизни, о природе родного края. Его повествование наполнено без граничной любовь к людям и всему живому.

В глазах мальчика дедушка настоящий герой. Он в половодье спасает несчастных зайцев, обреченных на смерть от приближающейся воды. Дед относится к зверькам как к людям, разговаривает с ними. Мазай ласково относится к деревенским ребятишкам, ведет на равных разговор в простыми мужиками, поет народные песни. Человек с широкой русской душой, дед не сидит не месте. Он старается помочь по хозяйству: копает в огороде, плетет, помогает управляться с ребятишками.

Прекрасно описание родной природы. В пении птиц, скрипе сосны, в дожде чувствуется отношение самого автора к происходящему. Красоту природы подчеркивают множество используемых эпитетов и сравнений.

Но не все в жизни так прекрасно. Дед рассказывает об отрицательной стороне жизни. Чиновники, военные командиры, знать, которые не дают людям жить счастливо. При описании используются множество эпитетов, гиперболы, метафоры. Что подводит к мысли о необходимости реформ в стране и несмотря на то, что автор прямо не говорит, но читателю не стоит труда понять, что дело декабристов продолжается. За справедливость необходимо бороться- основной подтекст поэмы.

Всего в произведении 22 небольшие главы. Простой, разговорный стиль повествования делает произведение понятным читателю разного возраста. Достигается это с помощью перекрестной рифмовки, когда женская рифма переходит в мужскую рифму.

Некрасов тонко чувствует детскую душу, к сложным вопросам человеческих отношений он подходит психологически тонко, не раня маленькую, еще несформировавшуюся личность. Его любовь к живому миру, людям передается невольно и читателю.

Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Целый мир от красоты Фета

    Литературные критики, как правило, связывают стихотворение Фета Целый мир от красоты.. с его статьей на тему стихотворений Тютчева, в которой поэт рассматривал не только произведения своего современника

  • Анализ стихотворения Мандельштама Век

    События Октябрьской революции очень трагичны и кровавы. Многие из этих действий оставили неизгладимый отпечаток на личности многих авторов, в том числе и великого поэта Осипа Мандельштама.

  • Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

    Весьма амбициозно и своенравно называть себя последний поэт деревни, но когда Есенин восклицает Я последний поэт деревни, он говорит не только про собственную личность, оно говорит об ушедшей, эпохе

  • Анализ стихотворения Осень Есенина

    Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе.

  • Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

    Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.

  • познакомить с произведением Некрасова "Дед Мазай и зайцы"
  • учить работать над стихотворением
  • учить правильному, осмысленному выразительному чтению
  • учить обобщать и делать выводы, опираясь на текст
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным
  • учить родителей умению читать совместно с ребенком и общаться с ним.

I. Организационный момент.

II. Вступление.

Сегодня познакомимся с очередным произведением русского поэта Н.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". В нем рассказывается о крестьянской жизни, это поэтическая, с невероятными подробностями история, но правдивая (это может быть).

Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. Послушайте, что же однажды в деревне увидел, а потом описал это Некрасов.

III. Работа над текстом.

1. Первичное чтение (учитель)

О каком интересном случае рассказал дед Мазай?

Когда этот случай произошел?

2. Работа над стихотворением по частям

словарная работа по первой части

(слова на доске)

  • разболтался
  • болотистом
  • впятеро больше
  • кабы сетями
  • гинут
  • баграми

чтение первой части (ученик)

Мазай говорит, что дичи могло быть в пять раз больше, если бы что люди не делали?

Зачитайте.

Мазай возмущается, досадует таким поведением,

"Где у них совесть?" - говорит он. Как думаете - к чему призывает дед своим вопросом? (бережное отношение к животным)

А к какому жанру относится данное произведение?

Раз это стихи, то должна быть рифма и ритм.

Как понимаете слово рифма?

Да, рифма - созвучное окончание двух или нескольких строк.

Найдите в первой части созвучные окончания - рифму.

А как думаете, рифма есть только в первой части?

Тогда, при выполнении домашнего задания найдите рифмы во всем тексте и подчеркните окончания.

Чтение второй части (ученик)

Словарная работа

(слова на доске)

  • Нагоняет - приносит водой
  • Подбиралась - вот-вот затопит все
  • Лопочут- хлопают
  • Прочим- другим
  • Пропал под водой- скрылся под водой

По книге -аршин- 71 см 21д.Зед=. 213 см=2м.13 см.

сажень - 213 см (физминутка для ума)

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Как поступил он?

Вывод: О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Какой был Мазай?

(добрый, любил животных, заботился, с юмором, разговаривал с зайцами)

Каждое стихотворение состоит из стихов - коротких строк. Они объединяются в строфы.

Вы знаете, что в конце строки и строфы требуется соблюдать паузы. Я буду читать вам строфы, а вы говорить и ставить черту (паузы) карандашом.

Как ставим паузы? (1 - маленькая пауза, 11-средняя пауза, 111- длинная пауза.)

В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту

Мазая. (юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками).

Кто попробует?

С каким ласковым словом обратился Мазай к длинноухим серым существам?

Чтение третьей части (Семяшкина Л.А. - мама К. Хатанзейского) и сразу словарная работа (поясняет учитель)

  • гуторя - разговаривая
  • горемыка - попал в беды (горе мыкает)
  • тягота не велика - маленькие, легкие
  • копошится - еле шевелится
  • толста, как купчиха - толстая тетенька
  • зипуном - кафтан (одежда - длинная куртка)
  • не рано уж было - должна разродиться
  • пластом - развалившись, на животе
  • поволок - потащил

Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?

Вывод. Какой вывод можно сделать по этим трем частям о Мазаее? (проявил заботу, заботливый, знающий, любящий, рассудительный).

Найдите слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

Действие происходит не быстро. Почему? (не упасть в воду, читаем спокойно - голос, темп).

Физминутка. "Зайка", логопедическая работа над звуками с, з, щ - закрепление (дети читают стихи и выполняют действия)

Зайка
Скачет зайка по опушке (сидя за столом)
Возле заячьей избушки (встают)
Ищет он грибы волнушки, (наклоны в стороны)
Чтоб засаливать в кадушке
Не нашел он ни волну
Ни горькушки, ни серушки, (повороты)
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке. (кивают головой)

Чтение четвертой части (учащиеся), при чтении проводится словарная работа (поясняют дети)

  • Потехи - радости
  • прокатил я деревней - залита водой
  • озимь - первая травка
  • плотно - близко очень
  • пригнал - добрался до берега
  • причалил - поставил к берегу

- "Тут мои зайчики..., грести не дают" Почему?

Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором? (чтение по ролям - автор, дед Мазай, звук изображает весь класс)

  • мигом - мгновенно
  • поклал - положил
  • приволок - принес
  • ухнул - вспугнул криком
  • стрекача - быстро помчались

Почему Мазай предупреждает "А чур зимой не попадайся!"?

Мазай не бьет их весной и летом. Почему?

Мальчики - вы будущие охотники, запомните слова Мазая и соблюдайте правила охоты.

Обобщение - какой же был Мазай? Нравится ли вам его речь?

Образное рисование

Каждый видит его по-своему.

Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.

Подумайте дома, каким бы вы его нарисовали.

Это пригодится вам на уроке ИЗО, когда будем иллюстрировать это произведение.

А теперь посмотрите на эту картинку

К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее.

Зачитайте.

Докажите

Эти слова, которые так подходят к данной картине, и саму картину мы можем использовать при написании изложения.

Вы хорошо работали на уроке. Но чтобы ваше чтение понравилось другим, надо поработать над выразительностью. Давайте вспомним, что для этого надо или "инструменты" чтения.

  1. Дыхание (слабое дыхание не дает хороший голос, надо следить за осанкой - спина прямая, плечи, шея ненапряженны).
  2. Голос - звук, который мы издаем при разговоре (у всех свой, повышается, понижается).

Поиграем в игру.

3. Дикция - четкое произношение звуков и слов.

А теперь, используя "инструменты" чтения прочитаем стихотворение.

Итак. - Чему мы сегодня научились?

Что вам больше всего запомнилось?

А как думаете, что главное в этом стихотворении?

(учит бережному отношению к природе)

Домашнее задание - найти рифму

Словесное рисование Мазая

Выразительное чтение стихотворения

Страница 1

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии.

Хорошо понимая значение детского чтения в формировании личности ребенка, ее гражданских качеств, Некрасов адресовал свои стихи тем, на кого он возлагал большие надежды в свершении грядущих судеб России, - крестьянским детям.

Одно из стихотворений Некрасова, прочно вошедших в детское чтение, - «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Главной темой этого стихотворения стала любовь к природе, к бережному отношению к ней, причем любви разумной.

Поэт предоставляет слово и самому Мазаю:

Я от Мазая рассказы слыхал.

Дети, для вас я один записал…

В стихотворении Мазай рассказывает о том, как весной, в половодье, плыл он по разлившейся реке и подбирал зайчишек: сначала снял нескольких с островка, на котором зайцы столпились, чтобы спастись от поступавшей кругом воды, затем подобрал зайца с пня, на котором, «лапки скрестивши», стоял «горемыка», ну а бревно с десятком сидевших на нем зверюшек пришлось зацепить багром – в лодку бы все они не поместились.

В этом стихотворении поэт-гражданин раскрывает маленьким читателям поэзию крестьянской жизни, внушает им любовь и уважение к простому народу, показывая душевную щедрость таких самобытных натур, как дедушка Мазай.

Завязкой этого произведения является то, как автор приехал в Малые Вежи охотиться со старым Мазаем:

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Кульминация в этом стихотворении это рассказ Мазая о спасении зайцев:

В лодке поехал – их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет –

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Концовкой здесь является то, как Мазай отпускает зайцев с советом: «Не попадайтесь зимой!».

Вынес я их на лужок; из мешка

Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!

Я проводил их все тем же советом:

«Не попадайтесь зимой!»

Дед Мазай пронизан подлинной любовью ко всему живому. Он реальный, живой человек-гуманист, рачительный хозяин и добрый охотник, которому честь и доброе сердце не позволяют пользоваться бедой, пришедшей к зверькам.

В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» речь не утомляет маленького читателя: его внимание переключается с предмета на предмет. Здесь и меткие замечания о вечернем пении пеночки, и уханье удода, о сыче:

Вечером пеночка нежно поет,

Словно как в бочку пустую удод

Ухает; сыч разлетается к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Здесь и крестьянский «анекдот» о каком-то Кузе, который сломал курок у ружьишка и затравку поджигал спичками; о другом «зверолове», который, чтобы не зябли руки, таскал с собой на охоту горшок с угольками:

Знает он много рассказов забавных

Про деревенских охотников славных:

Кузя сломал у ружьишка курок,

Спичек таскает с собой коробок,

Сядет за кустом – тетерю подманит,

Спичку к затравке приложит - и грянет!

Ходит с ружьишком другой зверолов,

Носит с собою горшок угольков.

«Что ты таскаешь горшок с угольками?» -

Больно, родимый, я зябок руками…

В произведении имеются сравнения. Поэт сравнивает дождь со стальными прутьями:

Прямы светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Скрип сосны с ворчанием старухи:

Разве какая сосна заскрипит,

Словно старуха во сне проворчит…

Так же здесь есть и эпитеты – зеленые сады, рисованные очи.

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах…

…Ухает; сыч разлетаются к ночи,

Рожки точены, рисованы очи.

Стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы» рекомендовано для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Стихотворение дает детям урок любви к природе, причем любви бережной и разумной, здесь даны прекрасные картины природы. Поэт не избегает «жестоких» описаний, его доверие к сердцу и разуму маленького читателя настолько велико, что дает ему право и в этом стихотворении детского цикла открывать те стороны жизни, которых старалась не касаться детская литература того времени.


Жанна Еремченко
Урок чтения по теме: Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Конспект урока по чтению

Цель : Учить воспринимать содержание поэтического произведения.

Задачи :

1. Познакомить с произведением Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ";

2. Учить правильному осмысленному выразительному чтению ;

3. воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным.

Оборудование : компьютер, проектор, экран, выставка книг, портрет.

Ход урока:

1. Введение в тему

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся еще с одним из произведений Н. А. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы ".

С какими произведениями Н. А. Некрасова вы уже знакомы ?

2. Подготовка к первичному чтению

а) Рассказ учителя о творчестве Н. А. Некрасова , знакомство с его произведениями (выставка книг) .

Н. А. Некрасов провел свое детство в деревне, около реки Волги. Будучи мальчишкой, он убегал в деревню, где у него было много друзей. Он купался с ребятами в речке, собирал с ними грибы, ягоды. Мальчик был рад проводить дни с утра до вечера под открытым небом, в лесах, полях.

Любовь к лесам, полям своей Родины, к ее снегам и морозам, к ее "зеленому шуму" зародилась у него еще в детские годы.

Посмотрите, ребята, ка хороша русская природа! Она украшает нашу жизнь. Сколько радости она нам доставляет! С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса! С каким наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек! Очень любил Н. А. Некрасов родную природу и ей посвящал свои стихи. В них он воспевал ее красоту, величие, богатство.

Ребята, скажите, богатства природы вечны? Мы можем ими пользоваться бесконечно долго?

Да, люди должны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботится, чтобы природа не истощалась и еще долго-долго служила людям и украшала жизнь.

Н. А. Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи.

Послушайте, что же однажды увидел, а потом описал Н. А. Некрасов .

3. Работа над текстом.

а) Первичное чтение (Просмотр презентации "Дедушка Мазай и зайцы ") .

б) Беседа по прочитанному.

О каком интересном случае рассказал дед Мазай ?

Кто главные герои этого произведения?

Когда этот случай произошел?

Кто рассказывает эту историю?

в) Чтение стихотворения детьми.

г) Словарная работа.

Уточнение смысла слов : разболтался, болотистом, впятеро больше, кабы сетями, гинут, баграми.

д) Анализ прочитанного.

О каком событии рассказал Н. А. Некрасов в этом отрывке ?

А что такое половодье?

Какой вы представляете себе деревеньку, в которой происходят события?

А к какому жанру относится данное произведение?

Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

Что увидел дед? Как он поступил?

Как дед Мазай обращается с зайцами ?

О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

Найдите в тексте слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

С каким ласковым словом обращался Мазай к длинноухим серым существам?

Физминутка

Скачет зайка по опушке (сидя за столом)

Возле заячьей избушки (встают)

Ищет он грибы, волнушки (наклоны в стороны)

Чтоб засаливать в кадушке.

Ни горькушки, ни серушки (повороты)

Сел и с горя чешет ушки

У избушки на опушке (кивают головой)

4. Закрепление изученного.

Как односельчане отнеслись к поступку деда Мазая ?

Прочитайте совет деда Мазая зайцам .

Давайте поиграем в Мазая . Кто хочет быть Мазаем ? Автором?

Чтение по ролям . Инсценирование отрывка "Спасение зайцев ".

5. Итог урока .

Понравился ли вам дед Мазай ?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Кто из некрасовских героев нам показывает пример в охране всего живого?

Вывод : Наш идеал - дедушка Мазай . он - охранитель природы, защитник своей Родины.