Интерьер

Задачи с решением. Равновесие на рынке товаров и услуг. Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его Дефицит федерального бюджета и его финансирование

Дефицит бюджета - эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев:

  • По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете иливнеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

  • По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительногоэкономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайныхколебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

  • По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен дляместных бюджетов , т. к. они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

    Формула для расчета дефицита:

BD = G - T, где

BD - бюджетный дефицит

G - закупки товаров и услуг

T - чистые налоги

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.


Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

Формула для расчета структурного дефицита:


Встр = G – t * Yf, где

Встр – структурный дефицит государственного бюджета

Формула для расчета циклического дефицита:


Вцикл = t (Yf – Y), где

Вцикл – циклический дефицит госбюджета

Y – фактический ВВП за данный год

Yf – ВВП при условии полной занятости

t – ставка подоходного налога

Изменение структурного и циклического дефицита находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

Для покрытия дефицита бюджета используются государственные заимствования займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной (внешние) или российской валюте (внутренние заимствования). Увеличение государственных доходов (происходящее в основном за счет налогов) имеет свои пределы.

Причин бюджетного дефицита может быть много, например: спад общественного производства, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, излишне, неоправданно раздутые социальные программы, возросшие затраты на финансирование ВПК, оборот «теневого» капитала в огромных масштабах.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с не фиксированным количеством денег есть и третий способ - это печатание денег.

Следует отметить что, бездефицитность бюджета вовсе не означает здоровье экономики. Надо четко представлять какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета ,

Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности: - кризисные явления в экономике;- чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия): - милитаризация экономики в мирное время; - осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры; - чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.

Государственный долг - результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Если валюта государства не является конвертируемой , то различают два типа государственного долга:

  • Внешний- задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований;
  • Внутренний - задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Профицит государственного бюджета - это индикатор, показывающий превышение бюджетных доходов над расходами. Другими словами - достижение в стране положительного сальдо по результатам экономической деятельности субъектов хозяйствования. Бездефицитный бюджет - самый благоприятный вариант государственного бюджета. Однако фактической сбалансированности данного показателя удается достигать не часто. И как результат - государство имеет бюджетный дефицит, который впоследствии приводит к возникновению налогового долга.

Как известно из теории, бюджетная структура представлена совокупностью государственного, регионального, муниципального и консолидированного бюджетов. И это деление необходимо учитывать при проведении детального анализа результатов их выполнения. Так, бездефицитность бюджета на государственном уровне не покрывает отрицательное сальдо большинства региональных и

Профицит государственного бюджета должен постоянно исследоваться с позиции положительных и отрицательных предпосылок. Так, если возникает данный показатель в результате эффективного и экономного потребления бюджетных средств и при этом прослеживается полное стопроцентное финансирование, то это явление, конечно же, положительное. В случае, если достаточно высокие доходы сформировались в результате сложившейся в выгодном положении экономической конъюнктуры, или же получились благодаря жесткой экономии, недопоступления финансирования на государственные расходы - это не может считаться положительным моментом.

На основании полученного профицита создается на уровне государства стабилизирующий фонд, у которого доходы составляют приблизительно половину доходной части государственного бюджета. Данные средства государство может использовать для привлечения инвестиций в страну, модернизации (обновления) основных фондов, усиления инновационной активности, и социальной сферы.

Профицит государственного бюджета формирует именно те дополнительные сбережения, которые государство может использовать для приобретения дополнительных финансовых и нефинансовых активов, погашения долговых обязательств и оплаты капитальных трансфертов.

Профицит государственного бюджета находится в постоянном противоборстве с дефицитом. Эти два показателя являются противоположными и не могут существовать одновременно. Таким образом, дефицит бюджета - индикатор превышения государственных расходов над доходами. При этом доходы и расходы формируются по специальной классификации, оговоренной в соответствующем законе о государственном бюджете.

Основной причиной возникновения дефицита служат спады производства, политическая нестабильность в стране и, конечно же, войны. Все эти факторы показывают значительное уменьшение доходной части бюджета в виде снижения налоговых поступлений. И одновременно расходы либо остаются на прежнем уровне, либо даже увеличиваются. Таким образом, можно увидеть постепенный рост дефицита.

Источники покрытия дефицита бюджета можно представить в виде дополнительного финансирования, а также привлечения различных Первый способ может быть представлен денежной эмиссией, которая может усилить инфляционные процессы, характеризоваться ростом цен на услуги и товары, снизить жизненный уровень большей части населения и обострить социальную напряженность в стране. Именно, исходя из указанных причин, наиболее приемлемым вариантом для государства является использование внутренних и внешних займов.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что профицит государственного бюджета может иметь как положительные, так и отрицательные моменты в своем формировании. Возникающие эти факторы должны подвергаться детальному анализу со стороны финансистов государства и предупреждать возникновение негативных сторон в формировании государственного бюджета в будущем.

Задачи по теме: «Совокупный спрос и совокупное предложение»

Вариант 1.

Г1.Потенциальный ВВП, на уровне которого изначально находится экономика, равен 2000 млрд руб. Кривая краткосрочного совокупного предложения (SRAS) го­ризонтальна. Уравнение кривой совокупного спроса AD сначала имело вид: Y = 2480 - 200Р, но увеличение государственных закупок сдвинуло эту кривую в по­ложение, описываемое уравнением: Y = 2560 - 200Р. Нарисуйте график и определи­те равновесный ВВП и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Дано:

Y * =2000 (млрд.руб)

Y SR 1 =2480-200P

Y SR 2 =2560-200P

Найти:

Решение:

    Потенциальный ВВП: Y * =2000 (млрд.руб) (по условию)

Y SR1 =2480-200P

    Приравниваем потенциальный ВВП и уровень совокупного спроса в краткосрочном периоде Y * = Y SR 1

    Находим уровень цен совокупного спроса в краткосрочном периоде (P SR):

Р SR =(2000-2480)/(-200)

    Находим новый равновесный ВВП в краткосрочном периоде после увеличения гос. расходов (подставляя в новое уравнение совокупного спроса (Y SR 2) уровень цен P SR))

Y SR 2 =2560-200P SR

Y SR 2 =2560-200*2.4=2080 (млрд.руб)

    Находим новый уровень цен (Р LR 2) в долгосрочном периоде путем приравнивания потенциального ВВП (Y *) и уравнение кривой совокупного спроса в краткосрочном периоде (Y SR 2)

Y * =Y SR2 =Y LR

Y LR =2000 млрд. Руб

Краткосрочный период Долгосрочный период

SRAS-краткосрочное совокупное предложение LRAS- долгосрочное совокупное предложение

Переход от краткосрочного в долгосрочный период

SRAS 1 -краткосрочное совокупное предложение до изменения

SRAS 2 -краткосрочное совокупное предложение после изменения

LRAS 1 -долгосрочной совокупное предложение до изменения

LRAS 2 -долгосрочное совокупное предложение после изменения

AD1- первоначальный совокупный спрос при потенциальном ВВП=2000

AD2-совокупный спрос после изменения ВВП=2080

Р- общий уровень цен

Y- реальный ВВП

Р 1 - уровень цен до изменения

Р 2- уровень цен после изменения

Y * 1 - потенциальный ВВП

Y 2 - реальный ВВП после изменения

Задача №1

В экономике государственные закупки товаров и услуг равны 950 млрд. долл., совокупный доход – 5600 млрд. долл., налоговая ставка – 15%, аккордные налоги – 220 млрд. долл., процентная ставка по государственным облигациям – 10%, стоимость всех имеющихся государственных облигаций – 1300 млрд. долл., трансфертные платежи – 80 млрд. долл., из них субсидии фирмам – 35 млрд. долл.. Определить состояние государственного бюджета.

Дано:

гос. закупки = 950 млрд. долл.,

совокупный доход = 5600 млрд. долл.,

налоговая ставка = 15%

аккордные налоги = 220 млрд. долл.,

ставка по гос. облигациям = 10%

стоимость облигаций = 1300 млрд. долл.,

трансфертные платежи = 80 млрд. долл.,

субсидии фирмам = 35 млрд. долл.,

Определить:

Сальдо государственного бюджета- ?

Решение:

Сальдо государственного бюджета рассчитывается по формуле:

Сальдо государственного бюджета = доходы - расходы = (Сумма подоходных налогов + Сумма аккордных нало гов) - (государственные закупки + трансферты + Сумма процентов по государственным об лигациям)

Сумма подоходных налогов рассчитывается по формуле:

Сумма подоходных налогов = ставка подоходного налога * совокупный доход

лигациям рассчитывается по формуле:

Сумма процентов по государственным об лигациям = ставка процентов по гос. облигациям * стоимость облигаций

Сальдо бюджета = (5600 * 0,15 + 220) - (950 + 80 + 1300 * 0,1) = 1060 - 1160 = -100 млрд дол. (дефицит).

Ответ: Сальдо бюджета составляет -100 млрд дол. , т.е. дефицит государственного бюджета составил 100 млрд дол.

Пример: сводная таблица: Задача №1.1.-1.3.

Бюджета - показатель, характеризующий превышение бюджетных доходов над расходами. Второе название - бюджетный профицит.

Положительное сальдо бюджета: сущность, способы сокращения

Между бюджетом государства и размером ВВП есть взаимосвязь. Если предположить, что объем государственных услуг и товарных закупок - величина постоянная, не зависящая от объема прибыли, то при минимальном уровне доходов появляется дефицит, а при максимальном - профицит (бюджетный излишек).

При нормальной сбалансированности бюджета объем поступлений в налоговой сфере равен объему закупок правительства. При наличии спада в экономике объем поступающих в бюджет налогов при фиксированном уровне госзакупок снижается - появляется . В период экономического роста, наоборот, возникает переизбыток - профицит. Величина дефицита и профицита всегда зависит от объема доходов страны.

Положительное сальдо бюджета - экономическое понятие. Его сущность можно охарактеризовать с разных сторон :

- с позиции бюджета государства - это превышение объема доходной части над затратами, излишек бюджетных средств. Следствием дисбаланса может быть повышение инфляции, а политика профицита проводится для ее сдерживания. Часто профицит необходим для снижения обязательств страны по внешнему долгу;

- с позиции торгового баланса - это показатель, отражающий превышение экспорта продукции над импортом (просчитывается в денежном выражении).

Положительное сальдо бюджет может быть двух видов:

1. Первичным. Расчет показателя ведется без учета общих затрат на . Первичный профицит показывает, что государственного бюджета за вычетом привлеченных средств будет выше общих затрат, сниженных на обслуживание госдолга (выплат по основной сумме и процентам).

2. Вторичным - положительное сальдо бюджета отражает платежи по внешним и внутренним долгам.

Положительное сальдо бюджета при условии полной занятости - вид профицита, сформировавшийся в условиях максимальной занятости населения. Показатель такого сальдо, как правило, не зависит от уровня деловой активности. Своевременная оценка позволяет вычислить уровень положительного сальдо, вызванного действующей фискальной политикой страны.

Положительное сальдо бюджета: преимущества и недостатки, расчет

Профицит государственного бюджета имеет свои преимущества и недостатки.

1. Плюсы положительного сальдо бюджета:

Наличие постоянного запаса бюджетных денег. У государства всегда есть резервы на случай непредвиденных затрат;

Возможность направить средства на решение дополнительных задач - для покрытия дефицита в бюджетных средствах на региональном уровне;

Создание доверия к стране, как к партнеру и эмитенту. При стабильном профиците компаний и страны увеличиваются в цене. Займы проще получить по более низкой ставке. Причина - минимальные риски со стороны кредитора;

Наличие положительного сальдо баланса - возможность проводить либеральную политику в налоговой сфере. Итог - снижение общего давления на предпринимательскую сферу и .

2. Минусы положительного сальдо бюджета:

Увеличение объема прибыли над затратами означает, что доля средств будет извлекаться из экономики. Факт роста профицита бюджета приводит к замедлению экономики. Денег становится меньше, снижается ;

Возникновение скрытой несбалансированности в государственном бюджете. Причина - привлечение больших объемов кредитных средств. Привлечение внешних займов приводит к росту процента, который выплачивает страна за использование внешних займов;

Профит бюджета государства - один из признаков неумелого управления. Имеющиеся в распоряжении средства не направляются в «дефицитные» или на развитие общей инфраструктуры, а просто накапливаются в виде наличных средств;

Положительное сальдо - один из сигналов неправильной политики страны в сфере налогообложения. В этом случае предприятия вынуждены выплачивать большие налоги с целью сохранения сбалансированности бюджетных средств. Вместо развития бизнеса передаются государству, которое просто накапливает средства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственный бюджет: расходы и доходы государства

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.

При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:

На политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством

На экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики

На социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

  • государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
  • трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
  • выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

  • налоги (включая взносы на социальное страхование);
  • прибыль государственных предприятий;
  • сеньораж (доход от эмиссии денег);
  • доходы от приватизации.

Виды состояний государственного бюджета

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:

1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;

2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;

3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т

На разных фазах экономического цикла состояние государственного бюджета разное. При спаде доходы бюджета сокращаются (так как сокращается деловая активность и, следовательно, налогооблагаемая база), поэтому дефицит бюджета (если он существовал изначально) увеличивается, а профицит (если наблюдался он) сокращается. При буме, наоборот, дефицит бюджета уменьшается (поскольку увеличиваются налоговые поступления, т.е. доходы бюджета), а профицит увеличивается.

Дефицит государственного бюджета и его виды

Различают структурный, циклический и фактический бюджетный дефицит. Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

Концепции государственного бюджета

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е - 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.

Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.

Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Недостатки:

Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки:

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.

Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.

Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.

Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im, где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.

Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)

Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.

Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

Достоинства подобного метода:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
  • Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.

Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.

По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.

Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.

Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса