Гостиные

Псалтырь 45. Псалтырь. Об устроении взаимоотношений между людьми

Настоящий псалом указывает на призвание язычников, на изгнание мысленных врагов и на заключение их в бездне. И поелику выражено это как бы в притчах, то справедливо псалом надписан: "о тайных" . Воспевают же его уверовавшие во Христа, и прежде всех, Его Апостолы.

. Бог нам прибежище и сила.

Это говорит по причине гонений, воздвигнутых на них мысленными и чувственными врагами.

Помощник в скорбех .

Поелику Ты наш помощник, то презираем всякий восстающий на нас мятеж.

. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля.

Ибо в смущение пришла вся земля при начале проповеди, когда пребывающие в неверии восстали против проповеди верующих.

И прелагаются горы в сердца́ морская .

«Морскими сердцами» именует бездны, а «горами» – сопротивные силы, или демонов, которые в древности были превознесены и славны, и потому уподобляются горам. Итак демоны, поелику они ввержены будут в бездну, воздвигли брань на верующих, но не убоимся мы таковых врагов, говорят верующие.

. Возшумеша и смятошася воды их.

В этих словах «водами» называет народные толпы, которые возмущались новостью проповеди.

Смятошася горы кpепостию Его .

Сила проповедуемого поколебала нечистых демонов, древле превозносимых и славимых, и потому уподобляемых горам.

. Речная устремления веселят град Божий.

Рекою называет евангельское слово, которое веселит Церковь.

Освятил есть селение Свое Вышний .

Ибо Святый почивает во святых, и вселится в них, т. е. в Церкви.

. Бог посреде его, и не подвижится.

То есть, Бог посреде Церкви.

Поможет ему Бог утро заутра ,

т. е. с самого раннего утра. И здесь в словах «поможет ему» под лицем Церкви можно разуметь святых Апостолов и по преемству вождей Церкви, которых Господь укрепляет в силах, чтобы могли споспешествовать проповеди.

. Смятошася язы ́цы , уклонишася царствия.

Хотя язычники ополчались на Церковь, однако же цари их уклонились, т. е. побеждены и обратились в бегство, а впоследствии сами преклонили выю пред Христом. Ибо говорит Псалмопевец, что Церковь скоро будет созидаема теми, которые разоряли ее, потому что они возвысили Церковь, щедро принося ей дары.

Даде глас Свой Вышний, и подвижеся земля .

Дал глас Христос на кресте. «Гласом» же Его называет евангельское слово. Ибо разумная душа, как скоро слышит глас Господень, приходит в колебание, подвигнувшись от порока к добродетели, от неведения к богопознанию.

Победу, одержанную над мысленными врагами, восписует самому Господу. Весьма кстати здесь упоминание об Иакове, по причине бывшей с ним борьбы.

. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли .

Указует на мир, водворенный проповедью, которой, говорит Псалмопевец, прекращена на земли всякая брань. «Чудесами» же именует уничтожение или приведете в бездействие браней, потому что Господь уничтожил всякую брань.

. Лук сокрушит, и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.

Лук, оружие и щит означают здесь самое худое состояние человека и лукавые помыслы.

. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог.

Ибо, если не отрешится кто от всякого мирского попечения, то не возможет он познать Бога. Для познания Бога нужна свобода от забот.

Вознесуся во языцех , вознесуся на земли .

Обещает им торжество проповеди над язычниками.

. Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль.

Уверовавшие во Христа в другой раз приносят благодарение.

Псалом 37.

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою. Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Возсмердеша и согниша раны моя от лица безумия моего. Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. Озлоблен бых и смирихся до зела, рыках от воздыхания сердца моего. Господи, пред Тобою все желание мое и воздыхание мое от Тебе не утаися. Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Друзи мои и искренний мои прямо мне приближишася и сташа, и ближний мои отдалече мене сташа и нуждахуся ищущий душу мою, и ищущий злая мне глаголаху суетная и льстивным весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзали уст своих. И бых яко человек не слышай и не имый во устех своих обличения. Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услыши, Господи Боже мой. Яко рех: да не когда порадуют ми ся врази мои: и внегда подвижатися ногам моим, на мя велеречеваша. Яко аз на раны готов, и болезнь моя предо мною есть выну. Яко беззаконие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем. Врази же мои живут и укрепишася паче мене, и умножишася ненавидящий мя без правды. Воздающий ми злая воз благая оболгаху мя, зане гонях благостыню. Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего.

Псалом 38.

Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь. Глаголах языком моим: скажи ми, Господи, кончину мою и число дней моих, кое есть? Да разумею, что лишаюся аз? Се пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред Тобою, обаче всяческая суета всяк человек живый. Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберёт я. И ныне кто терпение мое, не Господь ли? И состав мой от Тебе есть. От всех беззаконий моих избави мя, поношение безумному дал мя еси. Онемех и не отверзох уст моих, яко Ты сотворил еси. Отстави от мене раны Твоя: от крепости бо руки Твоея аз исчезох. Во обличениих о беззаконии наказал еси человека и истаял еси, яко паучину, душу его: обаче всуе всяк человек. Услыши молитву мою, Господи, и моление мое внуши, слез моих не премолчи: яко пресельник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои. Ослаби ми, да почию, прежде даже не отъиду, и ктому не буду.

Псалом 39.

Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою. И возведе мя от рова страстей, и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему. Узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа. Блажен муж, емуже есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная. Многа сотворил еси Ты, Господи, Боже мой, чудеса Твоя и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе: возвестих и глаголах, умножишася паче числа. Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил ми еси, всесожжении и о гресе не взыскал еси. Тогда рех: се прииду, в главизне книжне писано есть о мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, и закон Твой посреде чрева моего. Благовестих правду, в церкви велицей, се устнам моим не возбраню: Господи, Ты разумел еси. Правду Твою не скрых в сердце моем, истину Твою и спасение Твое рех, не скрых милость Твою и истину Твою от сонма многа. Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от мене: милость Твоя и истина Твоя выну да заступите мя. Яко одержаша мя злая, имже несть числа, постигоша мя беззакония моя, и не возмогох зрети, умножишася паче влас главы моея, и сердце мое остави мя. Благоволи, Господи, избавити мя: Господи, во еже помощи ми вонми. Да постыдятся и посрамятся вкупе ищущии душу мою изъяти ю, да возвратятся вспять и постыдятся хотящии ми злая. Да приимут абие студ свой глаголющии ми: благоже, благоже. Да возрадуются и возвеселятся о Тебе вси ищущии Тебе, Господи, и да рекут выну: да возвеличится Господь, любящий спасение Твое. Аз же нищ есмь и убог, Господь попечется о мне. Помощник мой и Защититель мой еси Ты, Боже мой, не закосни.

Слава:

Псалом 40.

Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь. Господь да сохранит его и живит его, и да ублажит его на земли, и да не предаст его в руки врагов его. Господь да поможет ему на одре болезни его: все ложе его обратил еси в болезни его. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Ти. Врази мои реша мне злая: когда умрет и погибнет имя его? И вхождаше видети, всуе глаголаше сердце его, собра беззаконие себе, исхождаше вон и глаголаше вкупе. На мя шептаху вси врази мои, на мя помышляху злая мне. Слово законопреступное возложиша на мя: еда спяй не приложит воскреснути? Ибо человек мира моего, на негоже уповах, ядый хлебы моя, возвеличи на мя запинание. Ты же, Господи, помилуй мя и возстави мя и воздам им. В сем познах, яко восхотел мя еси, яко не возрадуется враг мой о мне. Мене же за незлобие приял и утвердил мя еси пред Тобою в век. Благословен Господь Бог Израилев от века и до века: буди, буди.

Псалом 41.

Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой? Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго. Векую прискорбна еси, душе моя? И векую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой. Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего. Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И векую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Векую прискорбна еси, душе моя? И векую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

Псалом 42.

Суди ми, Боже, и разсуди прю мою от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя. Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя. И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущавши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

Слава:

Псалом 43.

Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам дело, еже соделал еси во днех их, во днех древних. Рука Твоя языки потреби, и насадил я еси, озлобил еси люди и изгнал еси я. Не бо мечем своим наследиша землю, и мышца их не спасе их, но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего, яко благоволил еси в них. Ты еси Сам Царь мой и Бог мой, заповедаяй спасения Иаковля. О Тебе враги наша избодем роги, и о имени Твоем уничижим востающыя на ны. Не на лук бо мой уповаю, и мечь мой не спасет мене. Спасл бо еси нас от стужающих нам, и ненавидящих нас посрамил еси. О Бозе похвалимся весь день и о имени Твоем исповемыся во век. Ныне же отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших. Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящий нас расхищаху себе. Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси. Отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших. Положил еси нас поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас. Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех. Весь день срам мой предо мною есть, и студ лица моего покры мя от гласа поношающаго и оклеветающаго, от лица вражия и изгонящаго. Сия вся приидоша на ны, и не забыхом Тебе, и не неправдовахом в завете Твоем. И не отступи вспять сердце наше, и уклонил еси стези наша от пути Твоего. Яко смирил еси нас на месте озлобления, и прикры ны сень смертная. Аще забыхом имя Бога нашего и аще воздехом руки наша к богу чуждему. Не Бог ли взыщет сих? Той бо весть тайная сердца. Зане Тебе ради умерщвляемся весь день, вменихомся яко овцы заколения. Востани, вскую спиши, Господи? Воскресни и не отрини до конца. Вскую лице Твое отвращаеши? Забываеши нищету нашу и скорбь нашу? Яко смирися в персть душа наша, прнльпе земли утроба наша. Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего.

Псалом 44.

Отрыгну, сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови тя Бог во век. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Стрелы Твоя изощрены, сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг царевых. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих. Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему. И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Вместо отец твоих, быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века.

Псалом 45.

Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его. Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение Свое Вышний. Бог посреде его, и не подвижится: поможет ему Бог утро заутра. Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли: отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и Любовию пред честною чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: (просьба), и не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, Церковь же Свою Святую непоколебиму да соблюдет, и от неверия, ересей и раскола да избавит. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево; Ты если всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави же всех с верою Тебе молящихся от палений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и от внезапныя смерти. Даруй рабам Твоим (имена) дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправление греховные жизни и оставление прегрешений, да вси, благодарне воспевающее величия Твоя и милости Твоя являемыя зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестое и великолепное имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь.

По 6-й кафисме, Трисвятое.

Таже тропари, глас З: Хвалу приношу Ти, Господи, прегрешения моя вся возвещаю Ти, Боже, обратив помилуй мя.

Слава: Спаси мя. Боже мой, якоже иногда мытаря спасл еси, и блудницы слез не презревый, и мое воздыхание приимн, Спасе мой, и спаси мя.

И ныне: Рабски ныне притекаю к покрову Твоему, Пренепорочная: избави мя, Богородительнице, слияния страстей, яко безстрасия Виновнаго рождшая.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниих Твоих, яже от перваго возраста до настоящаго в нас, недостойных, бывших, о ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас, якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый. Сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или не хотяще согрешихом, прости, и не вмени и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего. И помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине: помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы и всуе всяк человек. Темже молимся Тебе, Господи: подаждь нам Твоего благоутробия велию милость.

1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.

2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,

3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей.

4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.

5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.

6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра.

7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.

8 Господь сил с нами, Бог Иакова – заступник наш.

9 Придите и видите дела Господа, – какие произвел Он опустошения на земле:

10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копье, колесницы сжёг огнём.

11 Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле.

12 Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова.

Псалом 45: Бог с нами

Во время Первой мировой войны с гористых островов Шотландии забирали на военную службу много молодых людей. Собираясь к отплытию на материк, они, вместе с провожавшими их родственниками и друзьями, пели:

Бог – наше убежище и наша сила,

Он помогает нам в беде;

Поэтому, пусть вся земля содрогнется,

Мы не испугаемся.

Пусть холмы рухнут в моря;

Пусть воды ревут

И беспокоятся; пусть холмы

Рухнут, и их поглотят моря.

Есть река, потоки которой радуют

Город Бога нашего;

Святилище, в котором Господь

Всевышний пребывает.

Бог живет в Своем городе;

И ничто его не сокрушит;

Господь будет помогать ему

И вскоре докажет Свою верность.

Будьте спокойны и знайте, что Я есть Бог:

На небесах Я

Буду вознесен; на земле

Я прославлюсь.

Бог наш, Господь воинств,

На нашей стороне:

Бог Иакова – наше убежище,

Он пребудет вовек.

Из Шотландской Псалтири.

Это один из тысяч примеров, когда святые Божьи утешались словами этого псалма в кризисные моменты. Многие сердца вдохновлялись этими величественными строками в больничных палатах, в момент скорби, в темницах, в страданиях и трагедиях. Именно этот псалом вдохновил усталого и измученного монаха-августинца по имени Мартин Лютер на написание знаменитого гимна "Наш Бог – могучая крепость". Его содержание актуально во все времена, а ободрение, которое он несет, бесконечно.

Этот псалом можно разделить на три части, и Дж. Кэмпбелл Морган определяет их следующим образом:

1-3: Бояться нечего. Бог с нами. Призыв к вере .

4-7: Господь воцарился в Иерусалиме. Тайна веры .

8-11: Мир на земле и всемирное правление Бога. Подтверждение веры .

Обычно считается, что исторический контекст написания псалма – чудесное избавление Иерусалима, осажденного ассирийским волком Сеннахиримом (4 Цар. 18:13 – 19:35; Ис. 36:1 – 37:36).

В это время народ Иудеи очень сильно осознавал Божье присутствие, проявившееся уникальным образом. Поэтому псалом славит Эммануила – Бога с нами.

45:2-4 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Он "готов помочь нам в трудное время" (НАСБ). Мы благословенны, когда понимаем: наша безопасность и защита зависят не от богатства и армий, а только от Иеговы!

Представьте себе худшее, что может произойти! Представьте, что сама земля растаяла, наполнилась лавой гигантского вулкана. Представьте, что землетрясение сдвинуло горы и переместило их в сердце морей. Представьте, что водяной поток шумит и вздымается, что горы содрогаются в жутких конвульсиях.

Горы можно также считать олицетворением империй или городов, а воды – народов. Сами основы общества рушатся; царства гибнут и распадаются. Народы мира борются с политическим, экономическим и общественным хаосом, мир никогда не был окутан таким количеством проблем одновременно.

Но Бог... ! Худшее, что может случиться, – еще не причина для страха. Бог по-прежнему с нами!

45:5 Он Сам – речные потоки, которые веселят град Божий. На самом деле в городе Иерусалиме нет реки. Но всем, чем является река для обычного города, Бог является для Своего святого жилища. Более того, Он – источник жизни и радости, река милосердия и блага!

Там у нас великий Господь будет вместо рек, вместо широких каналов; туда не войдет ни одно весельное судно, и не пройдет большой корабль (Ис. 33:21). 45:6 Так как престол Бога находится в Иерусалиме, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра. Божий народ пережил долгую темную ночь, но скоро настанет утро и Христос займет место, принадлежащее Ему по праву. Он

выступит на стороне Своего народа во всей Своей силе.

45:7 Народы земли будут шуметь в ярости; царства будут волноваться. Когда Бог заговорит в гневе, земля растает, подчиняясь Ему.

45:8 Эти слова особо относятся к периоду великой скорби, когда земля будет сотрясаться от ужасных природных катаклизмов, страдать от войн и чумы, переживать невероятные мучения. Тогда Господь явится с небес, чтобы сокрушить всех непокорных бунтовщиков и править в справедливости и мире. В это время верующие Израиля скажут: "Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш".

Уверенность, выраженная в этом стихе, необычайно приятна. Господь сил с нами, то есть Господь небесных ангельских армий. Но Он также и Бог Иакова. Иаков был обманщиком, захватившим то, что не принадлежало ему по праву. Но Бог называет Себя Богом Иакова. Соедините вместе эти две идеи, и вы увидите, что Бог ангельских армий – это также Бог недостойного грешника. Тот, Кто так неизмеримо велик, может быть также невероятно смиренным. Он с нами на каждом нашем шагу, Он – наш непоколебимый заступник во всех жизненных бурях.

45:9 В стихе 9 катаклизмы и волнения завершены. Время человека окончилось. Теперь Царь восседает на Своем престоле в Иерусалиме. Мы приглашены прийти к Нему и рассмотреть поле Его победы. Куда бы мы ни бросили взгляд, повсюду мы видим погибель Его поверженных врагов. Повсюду свидетельства ужасного суда, которому подвергся наш мир во время великой скорби и Его славного явления.

45:10 Теперь, когда Князь мира воцарился, брани во всем мире прекратились. То, что не удалось совершить советам, лигам и встречам на высшем уровне, совершил Господь Иисус со Своим железным жезлом. Разоружение стало не мечтой, а реальностью. Оружие уничтожено, и средства, которые раньше тратились на вооружение теперь идут на сельское хозяйство и другие виды производства.

45:11 Голос Бога звучит для всех жителей земли, вселяя в них уверенность в Его высшей власти. "Остановитесь и познайте, что Я – Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле". Все страхи и тревоги успокоились. Его народ может отдохнуть. Он – Бог. Его дело победит. Он властвует в народах, властвует над всей землей.

Стихом 10 этого псалма вдохновлялась Катарина Фон Шлегель, автор гимна "Успокойся, моя душа":

Успокойся, моя душа; твой Бог

Будет руководить тобой в будущем, как Он это делал в прошлом.

Ничто не поколеблет твою надежду и веру;

Все, что сейчас тайно, станет явным.

Будь спокойна, моя душа: ветра и волны

45:12 Что бы ни случилось и какой мрачной ни была бы ситуация, верующий может сказать с уверенностью и без страха: "Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова". Если командир небесных армий – на нашей стороне, кто может победить нас? Бог недостойного червя Иакова – это крепость, в которой мы все можем укрыться от бурь и неуверенности этой жизни!

Будь спокоен, утро настанет,

Ночь закончится;

Верь во Христа, свой Свет,

Своего верного Друга.

Знай, что Он есть Бог,

Чья совершенная воля

Совершает все тебе на благо:

Смотри на небеса – и будь спокоен.

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.

Толкование Псалма 45

Это Песнь превознесения Господа как надежного защитника верующих во все времена. Когда Бог - в жилище Своем на Сионе, враги бессильны перед народом Его. Иерусалим, хотя и не назван здесь по имени, - в центре размышлений автора, поэтому Пс. 45 входит в число Песен Сиона.

А. Бог - прибежище святым Своим (45:2-4)

Пс. 45:2-4 . Псалмопевец напоминает слушающим его, что Бог - прибежище верующим в Него, и сила, выступающая на их стороне, в бедах Он приходит им на помощь. Описывая возможные бедствия, автор прибегает к гиперболе (стихи 3-4), но каковыми бы ни были они, не убоимся, восклицает он, ибо верующие - под надежной защитой.

Б. Бог - на Сионе Своем (45:5-8)

Пс. 45:5-6 . Мирное течение реки ("речных потоков"), омывающей град Божий, т. е. Иерусалим ("веселящей" святое жилище Всевышнего), символизирует присутствие Самого Бога - по контрасту со "вздымающимися, шумными" водами в стихе 3. (сравните с Ис. 8:6; 33:21, где Господь уподобляется реке, омывающей город Его.) Пока Бог посреди Иерусалима, он не падет под натиском врагов (не поколеблется). Пройдут, однако, годы, и город падет. По причине идолопоклонства в храме Бог оставил храм, оставил Свой город; Иез. 8 и 10. Лишенный Его защиты, он стал добычей вавилонян.

Пс. 45:7-8 . Здесь картина "движения царств" против иудеев, а, значит, и против Бога Иакова. Образ силы Его, "растопляющей" землю. сравните с Пс. 2:1-4 и с "Господь поругается им" - там же, в стихе 4. Господь - заступник иудеев, пока они с верой обращаются к Нему.

В. Господь будет превознесен на земле (45:9-12)

Пс. 45:9-12 . С целью надолго обезопасить жизнь Своего народа Бог произвел… опустошения среди его врагов и тем "прекратил брани… на земле", до границ иудейского государства (до края земли; стих 10). (Исторически подразумеваемое здесь может быть привязано к событиям в царствование Иосафата, когда на иудеев напали, объединив свои силы, аммонитяне, моавитяне и идумеи; 2-Пар. 20:1-30.)

В стихе 11 псалмопевец устами Самого Бога призывает народ "остановиться и познать", что Он - Бог. Я… буду превознесен в народах, превознесен на земле.

Мысль о Божией защите подчеркнуто повторялась в псалме (стих 8 и 12), и это не могло не вселять бодрость в слушавших его иудеев.

Псалом 45: текст молитвы на русском языке

1. Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях, постигших нас тяжко.
2. Поэтому не устрашимся, когда сотрясается земля и сдвигаются горы в сердце морей.
3. Зашумели и взволновались воды их, потряслись горы от мощи Его.
4. Речные потоки веселят город Божий – освятил обитель Свою Всевышний.
5. Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра.
6. Смутились народы, склонились царства, подал глас Свой Всевышний – поколебалась земля.
7. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова!
8. Придите и посмотрите на дела Божии, какие Он соделал чудеса на земле,
9. упраздняя войны до концов земли, лук сокрушит и сломит оружие и щиты сожжёт огнём.
10. Успокойтесь и познайте, что Я – Бог; вознесусь среди народов, вознесусь на земле.
11. Господь сил с нами, заступник наш – Бог Иакова.

Псалмы – самые древние молитвы. Составлялись на протяжении восьми столетий. По сути это песни, исполняемые под аккомпанемент музыкального инструмента. У евреев службы приравнивались к праздничному действу, где ни только пели, но и танцевали. Если кто слышал, как звучат эти стихи на иврите (арамейском наречии), поймет красоту, которая завораживала многих. Перед стихом указывают авторов:

  • Большую часть псалмов составил царь Давид. Его руке приписывают около 80 текстов, среди которых много Мессианских, то есть, пророчествующих о Христе.
  • Есть еще молитва Моисея (видимо одна из первых), потом она вошла в книгу под номером 89.
  • Встречаются песни Соломона, сынов Кореевых (Псалом 45), пророков Асафа, Емана и других.
  • В некоторых (41) псалмах авторство не указано.

Рекомендуем: Сначала читайте Псалмы в современном русском переводе, потом на славянском. Он мелодичнее, легче запоминается, но не всегда понятен. Поэтому смысл усваивайте по первому варианту, изучайте святоотеческое толкование. А наслаждайтесь старославянским. Этот язык создавался для познания Бога .

Типы псалмов

Например, находясь в Вавилонском плену, евреев просили петь молитвы, чтобы насладиться слушанием прекрасных по звучанию, глубоких по смыслу текстов. Очаровывает многогранность тем душевного устроения. Писались они в основном пророками, которые имели связь с Богом. По характеру или стилю разделяются (иногда имеют смешанный тип) на такие:

  • покаянный;
  • благодарственный;
  • хвалебный;
  • Миссионерский;
  • наставляющий и просвещающий.

Под действием Святого Духа рождалась книга, значение которой невозможно переоценить. Человек любого уровня знаний найдет в этих строках созвучие со струнами собственной души.

Примечание: Как сборник молитв, книга, появилась во времена пророка Давида. Он же ввел традицию не только читать, но и петь под музыку. Благодаря ему появилось название «Псалтырь» – музыкальный инструмент .

Для чего используют псалмы

Мало кого псалмопение оставит равнодушным. По отношению к содержанию книги можно судить о духовном состоянии человека: гордый – отвратится от подобного чтения, ищущий Бога – обретет кладезь мудрости, смиренный – напоит душу благодатью, очистит ее от грехов, омоет слезами. Святые отцы заметили: псалмы обладают силой, которая:

  • прогоняет нечисть, демонов-мучителей;
  • избавляет от ночных кошмаров, страхов, боязни тьмы;
  • оберегает младенцев, детей;
  • дает усладу трудящемуся, уставшему от дневных забот;
  • закостенелого в грехе, бесчувственного, приводит к слезному покаянию;
  • просвещает неразумных, вводит в собеседование с Ангелами, Богом;
  • возвышает душу к Горнему, усмиряет гневливых, дарует мир.

В ежедневном церковном богослужении используют псалмы. На протяжении недели прочитывается вся Псалтырь. Многие молитвы содержат тексты из древних стихов. Например, Пс: 50 (покаянный) звучит каждый день в утренних молитвах. Монашескую жизнь невозможно представить без постоянного обращения к этим молитвам. Иноки учат наизусть все 150 песен.

Примечание: Если прибегнуть к чтению в смиренном покаянном устроении души, благодать Святого Духа накроет человека с такой явностью, что преобразит все окружающее. Мир распахнет двери чудес, которые неотступно будут преследовать на каждом шагу! Это ошеломляющее состояние, утратив которое, ищешь постоянно способ, чтобы его вернуть .

О значении стихов Псалтыри

Монахи заметили – определенная молитва более всего помогает в какой-то ситуации. Например, на каждый стих есть не только толкование, чтобы понять о чем он, но и значение: по какому поводу лучше всего его читать. Так Арсений Капподокийский составил список, где можно подбирать определенную молитву для конкретного случая. Например, Псалом 45 читают для:

  1. Вознесения хвалы (Славы) Богу. Это песнь – надежда на милость и защиту Небесных Сил. Вера, что Господь всегда поможет, избавит от беды. Твердое упование, что Божье покровительство не допустит несчастий.
  2. Согласно значениям по Арсению Капподокийскому (наставник св. Паисия Святогорца) молятся, когда молодые не могут вступить в брак, по причине каких-то препятствий. Если люди (бесы) по зависти чинят проблемы, их решают, прибегая к 45 Псалму.

На Руси, выучив детей азбуке, в качестве учебника по чтению использовали Псалтырь. Книга сопровождала человека с детства до смерти. Она издавалась, как пособие, которое всегда было под рукой, даже если предстояло путешествие. При любом замешательстве, проблеме, недоумении, скорби или радости обращались к известным молитвам.

Примечание: Люди удостоверились: главный автор песней – Святой Дух. Поэтому чтение псалмов способно решать нестроения, которые могут случиться с каждым. Это образец жизни души в Боге. Молитвы употребляли, как для исцеления болезней, так и для изгнания нечистых духов .

Толкование Псалма 45

Авторство принадлежит одному из сынов Кореевых. Исполнение «Аламоф», что значит тонким голосом – девичьим. Общее содержание гласит: В любых напастях и бедах у человека есть защита – это Бог. Чтобы ни случилось: катаклизмы, стихийные бедствия, войны, ничто не страшно для уповающих на Того, Кто установил вселенную. Поэтому помните все народы: Господь Иаковлев – Единственный и Истинный Бог, несущий Спасение.

Построчное объяснение:

  • «Посему не убоимся…» – под образом «вод и гор» можно понимать народы, восстающие войной; врагов как внешних, так и внутренних. Либо количество грехов, наполняющих душу до краев. Но ничто не погубит того, кто призывает Имя Вездесущего. Он оградит, избавит от всех бед и несчастий.
  • «Речные потоки веселят» – это Бог, который питает Святую землю и народ водами тихими, чистыми. Дарует победу и веселие слушающим Слово Его, пьющим из Его источника оживляющую влагу.
  • «Бог посреди его…» – с утра, то есть скоро, в самое подходящее время подаст помощь просящему.
  • «Восшумели народы…» – каким бы великим, устрашающим не был враг, Бог свергнет его, разметет, разрушит намерения злые, приведет к погибели.
  • «прекращая брани…» – освободив свой народ, Бог надолго даст ему покой и мир. Удалит всех врагов на край земли.
  • «Остановитесь и познайте…» – даровав победу, показав врагам Силу чудесную, которая защищает народ, имеющий Истинного Бога, говорит всем злопыхателям: «Остановитесь, убедитесь: у кого Бог Сильный, против тех не выступайте, чтобы не погибнуть». Познай вся Земля, Кто есть Господь Бог твой.

Заключение: Несмотря на то, что Псалом 45 повествует о врагах, завистники, препятствующие молодым соединиться в благолепном союзе, таковые и есть. Поэтому читая этот стих, призываете Бога в избавители от всех, кто мешает чадам Господним. Нет силы, которая сможет противостоять верующему христианину, прибегающему к Всемогущему Покровителю .

Псалом 45: слушать онлайн

1. Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело.
2. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская.
3. Возшумеша и смятошася воды их, смятошася горы крепостию Его.
4. Речная устремления веселят град Божий: освятил есть селение Свое Вышний.
5. Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро заутра.
6. Смятошася языцы, уклонишася царствия: даде глас Свой Вышний, подвижеся земля.
7. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль.
8. Приидите и видите дела Божия, яже положи чудеса на земли:
9. отъемля брани до конец земли, лук сокрушит и сломит оружие, и щиты сожжет огнем.
10. Упразднитеся и разумейте, яко Аз есмь Бог: вознесуся во языцех, вознесуся на земли.
11. Господь сил с нами, Заступник наш Бог Иаковль.