Материалы

Художник татьяна маврина ее картины. Биография. Галерея «Открытый Клуб»

Маврина Татьяна Алексеевна (1902-1996)

Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т. А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве.

Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.).

Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства.

Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов.

Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка.

Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти.

В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.

Маврина не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки, вместе с мужем Н. В. Кузьминым собрала великолепную коллекцию народного творчества, сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Выбранный путь позволял отойти от принципа социалистического реализма в единственно дозволенном тогда направлении - в сторону русского народного искусства, создав собственный, «мавринский» почерк - декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива.

Одновременно велась работа над иллюстрированием сказок, отличительной чертой в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам. Выполненные в народном стиле и великолепно оформленные по сюжетам пушкинские книжки Сказка о мертвой царевне и семи богатырях (1949 г.); Руслан и Людмила (1960 г.); У лукоморья (1961 г.), сборники - По щучьему веленью (1958 г.); Русские сказки (1963 г.).

Слившиеся в единый общий стиль линии натурально-пейзажная и сказочная, породили новый пестрый поток своеобразного изо-фольклора, впитавшеего наряду с повседневным бытовым жанром массу мотивов народного творчства: изразцов, расписных прялок и пряничных досок. Книжки-картинки превратились в самоценные художественные альбомы, где поражающие своей искрометностью «современные лубки» безусловно доминирующие над текстом Гори, гори ярко (1957 г.), Сказочные звери (1965 г.), Пряники пекутся, коты в лапы не даются (1966 г), Сказочная азбука (1969 г.).

Продолжавшиеся путешествия по старинным русским городам, погружение в быт, традиции, ремесло старорусской культуры получило выражение в картинах и иллюстрациях вышедшей в 1980 году книги-альбома «Пути-дороги», в которой собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и многих других городов.

Свою отличительную черту и узнаваемость мавринского стиля приобрели очерковые книги Загорск (1968), Городецкая живопись (1970 г.), Между Волгой и Двиной (1977 г. Лейпциг, на нем. языке), Пути-дороги (1980 г.), Москва. Сорок-сороков (2001 г.).

Татьяной Алексеевной Мавриной проиллюстрировано и оформлено более 200 книг, известны ее работы для театра и кино. В 1975 году лауреат Государственной премии СССР, за вклад в иллюстрирование детских книг в 1976 году была удостоена премии Г.-Х. Андерсена, в 1981 году присвоено звание Заслуженный художник РСФСР, золотая медаль Академии художеств за иллюстрации к детским книгам в 1987 году.

В 1966 году вышел в свет альбом-монография Татьяна Алексеевна Маврина (Костин В. И.). В 1997 году альбом графики и живописи Т. А. Маврина Мгновенье, остановленное цветом.

В конце 1980-х начале 90-х годов Маврина почти не покидала своего дома, поездки за город были очень редки. Вопреки всем болезням и недугам Татьяна Алексеевна отдавалась полностью своей стратси - живописи. Писала натюрморты, вмещавшие неизбывную силу ее натуры, настолько пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд.

Из дневника Т. А. Мавриной: 07.01.94. «… Рождество. Гете, умирая, сказал: «Свети».» Она светила…

Один из последних натюрмортов, «Розы ночью» (1995 г.), - винно-красные цветы на подоконнике на фоне синего неба с сияющим созвездием Ориона - можно назвать трагическим реквиемом перед неизбежным уходом в небытие.

Книги с иллюстрациями Т. А. Мавриной:

Бедный Д. Восток 1933 г.
К. Г. Паустовский Судьба Шарля Лонсевиля 1933 г. Франс А. Боги жаждут 1937 г.
Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях 1949 г.
Как у нашего Максима 1956 г.
Гори, гори ярко 1957 г.
Колпакова Н. Сокровище народа 1957 г.
По-щучьему велению 1958 г.
Пушкин А.С. Руслан и Людмила 1960 г.
Пушкин А.С. У лукоморья 1961 г.
Как у бабушки козел 1961 г.
Русские сказки 1963 г.
Маврина Т. Сказочные звери 1965 г.
Маврина Т. Пряники пекутся, коту в лапы не даются 1966 г.
Маврина Т. А. Сказочная азбука 1969 г.
Пушкин А.С. Лукоморье 1970 г.
За тридевять земель. Русские народные сказки 1970 г.
Иван-царевич и серый волк 1970 г.
Марья Моревна 1970 г.
Пушкин А.С. Сказки 974 г.
Пушкин А.С. Ветер по морю гуляет 1974 г.
Птицы на море 1976 г.
Маврина Т. Плетень 1976 г.
Как у бабушки козел 1976 г.
Солнце, Месяц и Ворон Воронович 1977 г.
Пушкин А.С. Сказки 1977 г.
Коваль Ю. Стеклянный пруд 1978 г.
Коваль Ю. Заячьи тропы 1980 г.
В некотором царстве 1982 г.
Коваль Ю. Журавли 1983 г.
Маврина Т., Рогов А. Таратушки, тарарушки — это русские игрушки 1986 г.
Коваль Ю. Бабочки. — М.: Детская литература, 1987
Коваль Ю. Снег.- М.: Детская литература
Коваль Ю. Жеребенок. — М.: Детская литература

Очерковые книги:
Маврина Т. А. Загорск 1968 г.
Маврина Т. А. Городецкая живопись 1970 г.
Маврина Т. А. Между Волгой и Двиной 1977 г., Лейпциг (нем.)
Маврина Т. А. Пути-дороги 1980 г.
Маврина Т. А. Москва. Сорок сороков 2001 г.
Маврина Т. А. Цвет ликующий 2006 г.

О ней:
Мгновенье, остановленное цветом. Т.А.Маврина. Графика, живопись (альбом), 1997 г.
Чудецкая А.Ю. Четыре жизни Татьяны Мавриной, 2000 г.

Коллекция художников Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина

В Государственный музей А.С. Пушкина Татьяна Алексеевна Маврина и Николай Васильевич Кузьмин пришли в начале 1960-х годов и навсегда стали его верными друзьями и помощниками. На протяжении почти 40 лет они принимали активное участие в музейной жизни. Здесь проходили выставки их работ, они дарили музею свои рисунки и книги, уникальные предметы из своего собрания. Создание в 1999 году кабинета «Коллекция Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина» стало осуществлением заветной мечты как самих художников, так и сотрудников музея - в настоящее время в нем насчитывается более 1300 авторских графических работ, из них большая часть - это иллюстрации к пушкинским произведениям.

Мемориальный кабинет Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина имеет два центра, соответствующие двум мирам каждого из них. Они прожили вместе около полувека, оба входили в группу «13», делали рисунки к пушкинским произведениям, пережили исторические потрясения, выпавшие на долю их поколения. Но их творчество - отдельная самоценная величина в русской культуре.

Заслуженный художник России Т.А. Маврина (Лебедева) (1900 - 1996) проиллюстрировала около 100 произведений русской и мировой классики. В 1976 году она получила премию Г.Х. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги». Ее любовь к А.С. Пушкину возникла давно, еще во времена детства: «Сказки Пушкина для меня как народные, более русского поэта и не сыскать. Для меня самое душещипательное стихотворение с детства “У лукоморья дуб зеленый <…>”. В этих коротких строчках для меня все три тома “Сказок Афанасьева”, лубки и былины. Это стихотворение, вроде волшебного ларца, из которого вылезает и город, и войско, и народ».

Поиск своего стиля в искусстве продлился у Т.А. Мавриной более десяти лет. Она изучала русскую иконопись, книжную миниатюру, лубок, потом «смешала» все приемы письма и создала свой особый стиль, позволяющий сразу узнавать ее работы. За иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» художницу наградили Серебряной медалью на выставке ВДНХ. В 1977 году вышло издание «Сказок» А.С. Пушкина с ее рисунками. Все эти работы ныне хранятся и экспонируются в музее. Кроме того, из творческого наследия художницы здесь представлены ее живописные полотна 1930-х годов, изображения Москвы военного времени, букеты, виды русских городов, зверей в «Уголке Дурова», коллекция народной игрушки. Из мемориальных предметов Т.А. Мавриной можно увидеть ее любимое кресло-диван, шкафчик, расписанный художницей в стиле городецких росписей, где хранились собранные раритеты.

Т.А. Маврина при жизни передала в музей произведения искусства большой исторической и художественной ценности - икону XV века «Восхождение Ильи-пророка» (новгородская школа) и блюдо «Садко» Михаила Врубеля, одного из самых любимых ею художников. После смерти художницы юридическим наследником ее собрания. А.Г. Шелудченко музею были подарены редкие головные уборы XVIII - начала XIX века. Они существенно дополнили коллекцию предметов русского народного костюма XIX века.


Для Н.В. Кузьмина (1890 - 1987), известного графика, иллюстратора произведений русской и зарубежной классики, главным источником вдохновения было творчество А.С. Пушкина. Он иллюстрировал такие разные произведения поэта, как «Евгений Онегин» (1932), «Граф Нулин» (1959), эпиграммы (1979), стихотворение «К Чаадаеву» (1964). «Целыми месяцами длится жизнь в духовной атмосфере произведения, которым вы заняты <…>. От чтения „вдоль и поперек" в произведении обнаруживаются черты, бывшие дотоле скрытыми», - так рассказывал Н.В. Кузьмин о своей работе иллюстратора. Он впервые решился графически «расшифровать» лирические отступления в «Евгении Онегине». Главное действующее лицо его иллюстраций - сам Пушкин, то прогуливающийся с Онегиным по набережной Невы, то беседующий с членами тайного общества.

Особую ценность для музея представляют мемориальные предметы из кабинета Н.В. Кузьмина. Это секретер красного дерева 1860-х годов, за которым работал художник, зеркало с пальметтами первой трети XIX века, ящик для рисования. В 2007 году музеем были приобретены книги из библиотеки художника - более 50 редких изданий на русском, французском и английском языках. Часть из них - во владельческих кожаных переплетах с золотым обрезом, некоторые - в издательских обложках. Эти книги дают представление о творческой лаборатории художника, о том, какие литературные, мемуарные, научно-популярные источники он использовал в работе, например, над иллюстрациями произведений Мериме или Бальзака. Н.В. Кузьмин был энциклопедически образованным человеком, и его рисунки всегда обнаруживали глубокое знание историко-культурных реалий той эпохи, к которой он обращался.

Маврина Татьяна Алексеевна является единственным советским художником, удостоенным премии Ганса Христиана Андерсена за вклад в иллюстрирование детской литературы. В эти предновогодние дни ей исполнилось бы 116 лет. По сохранившимся сведениям, девочка, впоследствии ставшая известным живописцем, родилась 20 декабря (по-старому 7-го) Будучи взрослой, при случае неизменно убавляла себе пару лет. Вероятно, отсюда даты рождения 1901, 1902. Веселый улыбчивый человек, мастер колоссальной работоспособности, - так характеризуют ее современники.

70 лет творчества

Маврина Татьяна (1900-1996) прожила на свете почти век. Ее детство прошло при царе, юность и зрелость - при Советской власти. Про таких как она, говорят: «Многое повидала». Трудности переломных периодов не повлияли на ее позитивное мировосприятие. За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов.

Казалось, в Советском Союзе не было ребенка, который не любовался видом прекрасной царской дочки, погибшей от угощения Чернавки. Книжка «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», оформленная Татьяной Алексеевной, вышла в 1949 году. Страна узнала и запомнила манеру письма, близкую к примитивизму, древнерусскому и народному искусству.

Когда-то впечатления от посещения Крещенской ярмарки в Нижнем Новгороде запали в сердце девочки. Будучи зрелым человеком, Лебедева вспоминала, как любовалась игрушками: груженые обозы шли из-за Волги. Она восхищалась видом покрытых иголочками инея распряженных лошадей, на которых привозили ее любимые семеновские и городецкие игрушки.

Выбор был настолько велик, что разбегались глаза. Ребятишки ходили, выбирали, пока не превращались в «окоченевшие фигурки». Любовь к народной игрушке оказала влияние на творчество графика.

Мечты сбываются

«Проба кисти» на новом поприще оказалась удачной. Художник Татьяна Маврина оставила богатое наследие: ею по высочайшему классу оформлены более 200 книг. Большая часть - «мавринская пушкиниана». Вспомните трех девиц под окном, прявших поздно вечерком, сватью бабу Бабариху, других колоритных героев «Сказки о царе Салтане».

Или грациозного ученого кота на златой цепи у раскидистого дуба... Художником создан особый мир: трепетный, пробуждающий фантазию, подталкивающий к размышлению. Он - частичка нашего детства. Есть сведения, что Маврина Татьяна Алексеевна иллюстрации к сказкам Пушкина мечтала писать еще в годы Великой Отечественной войны. Несмотря на военную разруху, сказочные образы виделись ей повсюду.

Из Нижнего в Москву

С младых ногтей знакомая с творчеством классика, на старинных шпилях загорских розовых зданий (Загорском с 1930 по 1991 годы называли Сергиев Посад) художница мысленно выводила Золотого петушка из одноименной сказки. Однако всерьез заняться иллюстрацией пушкинских произведений живописец-график решилась только после Великой Победы.

Кто же она такая, Татьяна Маврина? Биография представительницы когорты русской советской интеллигенции не является тайной. Родилась в Нижнем Новгороде. Отца звали Алексей Иванович Лебедев. Учитель и литератор дал дочке свою фамилию. Но в 1930 году она взяла псевдоним - девичью фамилию матери.

Потомственная дворянка Анастасия Петровна Маврина, как и муж, занималась преподавательством (была директором нижегородского училища имени Гацисского для девочек из бедных семей). У Алексея и Анастасии было четверо детей - три дочери и сын. Их воспитывали разносторонне развитыми, прививали любовь к литературе, искусству, музыке.

Жизнь в столице

Татьяна - самая прославленная из своих сестер. Ее младший брат Сергей вошел в советскую историю как ученый, стоявший у истоков компьютерной промышленности. Из Нижнего в Москву благородное семейство переехало в 1920 году. Девушка училась в известной творческой школе Вхутемас-Вхутеин (высшие художественно-технические мастерские и институт). Изучала творчество французских художников.

На определенном этапе студенчества увлеклась народным искусством (интересовалась иконописью, лубком, изразцами, пряничными досками). Собственный живописный язык, где цвет «звучит» открыто, мир широк и декоративен, а композиции смелы, Маврина Татьяна формировала постепенно. Становлению художника помогали педагоги Н. Синезубов, Г. Федоров, Р. Фальк.

Славная «чертова дюжина»

В 1929 году в Москве состоялась выставка, в которой приняли участие 13 художников. Творческая группа молодых сторонников рисунка «в темпе натуры» так и называлась «Тринадцать» (по числу участников). Юная Лебедева и ее будущий муж и коллега Николай Кузьмин входили в ячейку отрицателей «готических изломов и душевной неуравновешенности».

Став супругами, зимой они жили в маленькой комнате на Сухаревской площади в Москве. Теплый период года предпочитали проводить на даче в Абрамцево. Вероятно, там они находили здоровый и радостный образ жизни, за который ратовали. И писали в жанре «тихого искусства». Маврина Татьяна создавала экспрессивно-живописные (иногда с эротическим оттенком) станковые работы. Они привлекали зрительское внимание.

Сущностное состояние жизни

В искусстве 1930 годов фигурировал камерный и парадный реализм. Из-за строгой цензуры и идеологического давления многие художники (в том числе Маврина и Кузьмин) обратились к камерности, отображающей пейзажи, преисполненные любовью к родной земле, сценки семейного быта (все, что находилось вне литературных и идеологических рамок).

Группа «13» разрабатывала свой графический стиль. Вскоре внутри сообщества произошел раскол, оно распалось. Однако в середине 1930 годов стилевые находки «чертовой дюжины» прочно вошли в книжную и журнальную иллюстрацию. Живопись Татьяны Мавриной большей частью принадлежит к этому периоду. Работы напоминают французские постимпрессионистические течения.

Коллекционер и создатель чудес

Масляной краской на холсте в последний раз художник писала в 1942 году. Это была картина «Танцы на веранде клуба». После этого, по ее же признанию, началась другая жизнь. Но сильная женщина не отчаивалась из-за отсутствия красок и ткани для живописи. Раскрывала простенький блокнот и карандашом рисовала Москву. Прошла столицу вдоль и поперек. После огненных сороковых годов двадцатого века Татьяна Алексеевна увлекалась сбором икон, глиняных игрушек, подносов, вышитых работ. С Николаем Кузьминым они скомпоновали завидную коллекцию из предметов народного творчества.

Вместе с мужем она расписывала прялки, небольшие берестяные короба (туески), бутылки, делала копии лубков, словно создавая иллюстрации к сказкам наяву. Так, от предмета к предмету, украшенному в декоративной лихой манере, рождался мастер народного творчества. В 1950-1960 годы художник с большой буквы увлеклась изображением природы. Ездила по русским населенным пунктам, летопись которых ведется с древних времен.

Голубые огни васильков

В каком месте подсмотрела Татьяна Маврина васильки на окне - неважно. Главное, изображение появилось и живет даже после смерти автора. Глядя на одноименную картину, бывшие советские школьники вспоминают учебник по русскому языку, который штудировали в начальных классах. На основе этой светлой картины у ребят развивали (и развивают) интерес к произведениям изобразительного искусства.

Подробно разбирая каждую деталь на полотне, и сегодня дети описывают, что чувствуют, как понимают задумку художника. Изобразив окошко на верхнем этаже, мастер кисти как будто приблизила зрителей к небу. Над крышей, которая хорошо видна человеку «в комнате», нет солнца. Но незримое присутствие светила выдают золотистые облака, отблески на подоконнике и стеклянной банке-вазе.

Чудо-азбука

Из-за того что предметы на картине (цветы, облака, дом) не имеют четких контуров, появляется ощущение необычной динамики: все меняет положение в пространстве, словно тает от тепла. Простые расплывающиеся мазки, а каков эффект! Мы будто чувствуем на себе тепло солнечного луча. Небо такой ясной голубизны, что понятно: это летний день. Цветы на окне, а не внутри комнаты - как перекличка живой и неживой природы. Ясные «глаза» цветов в тон небесной синеве. Отличное решение.

Некоторые считают, что «Азбука» Мавриной - еще один вариант иллюстрации к сказкам. Книга для самых маленьких отражает богатство народной фантазии. Изучая буквы, наши чада познают добрую шутку, получают ненавязчивые наставления, радуются чудесам.

Букварь считают одним из шедевров, которых в детском книгоиздании не так много. Те, кто глубоко изучал и изучает наследие русского живописца-графика, утверждают: сверкающая всеми гранями вершина творчества практически недостижима.

Неповторимое сплетение чудес

Необычную книгу для детей младшего дошкольного и школьного возраста, издали в 1969 году не как простой учебник. Шедевр изготовило Главное управление «Гознак» (г. Москва), работающее только над заказами государственной важности. Любители и ценители полиграфии помнят этот тонкий красный картонаж, тиснение золотом на крышке, суперобложку, рисованную на золотом фоне.

Как назвала свой труд Маврина Татьяна Алексеевна? «Сказочная азбука». Неудивительно: эта талантливая женщина не могла жить без мира, где все ложь, да в ней намек, милым детушкам урок. Расцвечивая алфавит, художник создала сложный узор из множества сказок.

Учимся, играя

А, б, в, г, д… Лесенка в небо знаний простодушна, весела, ярка, надежна. Кажется, в нашем многообразном мире (вариантов одних только букварей не счесть) этой классической азбуке нет равных по доступности, мудрости, лаконичности. Дети любят игру «в слова». Маврина Татьяна использовала эту «хитрость».

Образы, населяющие каждую буковку, живут и действуют в одном ключе со своими сказочными прототипами. Мастерство высшего класса - сделать так, что на постижение грамоты работает каждая черточка, каждая загогулинка. Можно весь вечер напролет рассматривать, как летят гуси-лебеди (а Баба-яга против), как растет гриб-боровик, движется флот царя Салтана, вынимает из мешка Золотого петушка Дадон.

Самых известных и любимых героев сказок Татьяна Алексеевна изображала не только в «зашифрованном виде», но и на отдельных страницах. Вечный ребенок в душе, Маврина не всегда давала ответы на загадки. Она предлагала ребятишкам разгадать их самостоятельно.

Здесь живет мудрость

Какое счастье, что жила-была на свете Маврина Татьяна Алексеевна! Картины мастера, словно пришедшие из сказки. Сказочные иллюстрации, как фантастические картины. Одухотворенность, которой так не хватает современным детям. Веселая подсказка, где искать проверенную веками суть жизни. Есть мнение, что воспитанные на наследии русского графика-живописца детишки чувствуют тоньше, глубже, возвышенней.

«Азбука» переиздана в наши дни. В виртуальный, катастрофически заспамленный мир вернулись Королевич Елисей, Сестрица Аленушка, Емеля на печи, Сивка-Бурка Вещая Каурка. Многие родители признаются: им очень хочется, чтобы дети подружились с книгой, украшенной рукой настоящего, вдумчивого мастера. Некоторые советчики делают ремарку: "Если вам нравится «мавринский стиль»". Надеемся, вам и вашим деткам он придется по душе.

Наша гордость и краса

Закончим повествование тем, о чем обмолвились в начале: перечислить все русские города, где побывала Маврина Татьяна Алексеевна, очень трудно. Ее визиты долго помнили старожилы Звенигорода, Переславля Залесского, Юрьева-Польского, Суздаля, Углича, Ярославля, Костромы. Итог творческих путешествий - книга-альбом под названием «Пути-дороги», составленный в издательстве «Художник РСФСР» в 1980 году. В основе - 212 видов уникальных уголков России (акварель, гуашь).

Традиционная рубрика «Об авторе» содержит текст на нескольких языках (в том числе английском, французском, немецком). Книга печаталась в Германии в энциклопедическом формате. Татьяна Алексеевна сама выбирала листы, выстраивала макет. В 1976 году за труды получила звание Лауреата Государственной премии СССР, стала Заслуженным художником России.

Интересно следующее мнение искусствоведов (и просто неравнодушных граждан): часто после смерти художника много из созданного тускнеет, переоценивается. В данном случае все наоборот: словосочетание «гениальный художник» можно произносить, не стесняясь, как это бывает при жизни. Работы Т. А. Мавриной есть во всех крупных музеях России.

Маврина Татьяна Алексеевна

Mavrina Tatiana

(1902 - 1996)

Творческий путь живописца, графика, иллюстратора Т.А. Мавриной начинался в 1920-х гг., полных новаторских поисков в искусстве.

Училась она во Вхутемасе - Вхутеине (1922-29). Вместе с несколькими соучениками участвовала на рубеже 1920-х и 1930-х гг. в выставках группы "13", где ценили больше всего бойкий, быстрый темп смелого рисунка-наброска. Эти легкость и свобода, почти детская непосредственность в обращении с цветом, линией и формой были свойственны рисункам и акварелям Мавриной, перешли в ее живопись и в книжные рисунки пером, ложившиеся на страницу прозрачным и тонким ритмическим узором ("Судьба Шарля Лонсевиля" К. Г. Паустовского, 1933, и др.).

Стремление к узору, красочности питалось любовью к русской иконе, к произведениям народного искусства.

Художница ездит по старинным русским городам, рисует с натуры, но так, что нарядно раскрашенные зарисовки кажутся вымышленными, созданными воображением автора. Результатом многолетних путешествий Мавриной стала изданная в 1980 г. книга-альбом "Пути-дороги", где собраны акварели и гуаши с видами заповедных уголков России - Звенигорода, Углича, Ростова Великого, Ярославля, Павловской слободы, Касимова и других городов.

Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка.

Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти.

В 1969 г. выходит в свет изумительная по красочности и богатству фантазии "Сказочная азбука" Мавриной. От начала и до конца она сделана художницей почти без пояснительных подписей, ибо весь смысл заключен в самих иллюстрациях. В каждой букве - свой маленький сказочный сюжет. Картинки азбуки полны лукавства и озорства, добра и сердечности, как и все искусство художницы.

_______________________

Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна (1900 - 1996). Живописец, график. Детство Т. А. Мавриной прошло в Нижнем Новгороде. Детей было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семьях: чтение и рисование, обучение музыке и языкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. От этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Лебедевых. Это была игра в рукописный журнал. В 1921 году Маврина уже точно выбрала изобразительное искусство - поступила во ВХУТЕМАС, где училась у Р.Р. Фалька, Н.В. Синезубова, Г.В. Федорова.

Позже художница вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. Окончив ВХУТЕМАС в 1929 году, она вступила в объединение Группа "13", стала участником выставок объединения. В 1930-е годы Маврина занималась живописью, писала акварели, делала рисунки. Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям. Последняя живописная работа Мавриной на холсте масляными красками была написана летом 1942 года ("Танцы на веранде клуба"). То, что началось после этой картины Маврина называла своей новой жизнью. После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Она не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки - со своим мужем, художником Н.В. Кузьминым, она собрала великолепную коллекцию - Маврина сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинные подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Она создала свой собственный, "мавринский" почерк - декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива. В 1950-60-е годы художница совершала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы для будущих работ. Любимой темой стала природа, "земля и небо". Особое место в творчестве художницы занимают ее жизнерадостные и всегда солнечные иллюстрации к детским книжкам. Выполненные, как всегда, в народном стиле они великолепно подходят к сюжетам русских сказок. В конце 1980-х годов Маврина почти не покидала своего дома. Вопреки болезням и недугам она отдавалась своей страсти - живописи, писала виды из окна, натюрморты, цветы. Ее работы последних лет столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд, что позднее творчество Мавриной с полным правом можно поставить в один ряд с полотнами крупнейших мастеров 20 века. Работы Татьяны Мавриной хранятся почти во всех крупнейших музеях нашей страны, в том числе в ГТГ, ГРМ, Саратовском художественном музее и в частных собраниях.

Маврину знали и ценили как графика и иллюстратора, воплотившего в своем творчестве многие принципы народного русского искусства, которое она прекрасно знала. Русские иконы, лубки, вышивки, глиняные игрушки представляли для нее интерес не только как предметы коллекционирования, но и как образцы высокой художественной культуры, живого языка, к которому она обращалась. Ее иллюстрации к детским книжкам и русским сказкам, альбомы рисунков, сделанных во время путешествий по русским городам, вызывали большой интерес и по праву считались частью отечественного искусства 70—80-х годов.

Художница была удостоена звания заслуженного художника РСФСР, имела награды и премии, в том числе Государственную премию СССР.

И все же словно незримая стена отделяла ее от официального советского искусства. Эту ее «инаковость» чувствовали все — от главных художников государственных издательств, с большой неохотой подписывавших мавринские книги в печать, до оргкомитета международной премии имени Г.-Х. Андерсена, выбравшего Маврину — практически единственную из советских художников детской книги — в качестве лауреата этой престижной премии в области книжной графики.

Татьяна Маврина родилась в 1900 году, хотя сама всегда называла годом своего рождения 1902-й, и именно эта неверная дата вошла почти во все справочники и биографии, написанные при жизни художницы. Причина была одна — женское кокетство, желание казаться немного моложе. Ее детство прошло в Нижнем Новгороде, детей в семье было четверо, и воспитывали их, как полагалось в интеллигентных семьях: чтение и рисование, обучение музыке и языкам, внимание к фольклору и народному искусству, которые, казалось, окружали и пронизывали всю жизнь. «География фантастическая от гор, рек, болот, оврагов, лесов, всяких легенд, старых городов вокруг: Суздаль, Владимир, Юрьев Польский, Муром, Городец, а там живописные народные промыслы — городецкие, семеновские, хохломские, палехские, мстерские. Город в окружении фольклора», — вспоминала Маврина о своих детских ощущениях. От этих лет сохранились альбомчики-тетради, которые делали дети в семье Лебедевых. В них — стихи и рассказы, рисунки, акварели. Игра в рукописный журнал будила мысль и творчество, рождала чувство полноты жизни, в которой предстояло так много осмыслить и запечатлеть. Из полноценности детства возникло ощущение того, что «много всего кругом», и это чувство не покинет Т. А. Маврину в течение всей долгой жизни.

В 1921 году она уже точно выбрала изобразительное искусство - поступила в «фантастический вуз ВХУТЕМАС», безоглядно увлеклась живописью. Позже Маврина вспоминала об этом времени как о счастливейших годах своей жизни. Настоящей школой живописи для нее стали французские импрессионисты в Щукинской и Морозовской галереях. И концу 20-х годов относится ее членство в Группе «13», участие в совместных выставках и поиски своего места в искусстве.

Но за двадцатыми годами пришли тридцатые, и с ними — диктат разрешенного пути в искусстве. В это трагическое для всей страны время Маврина оставалась верной живописи. В духе интернациональной живописной традиции художники Группы «13» сообща нанимали модель.

Маврина говорила, что художника, равного по силе Тициану, не найти среди импрессионистов, но «все вместе импрессионисты перетянут. Они открыли опять мир идеальной гармонии и повседневности». Многие ее работы этого времени близки французским постимпрессионистическим течениям. Одна из картин, написанная в сияющих перламутровых тонах, так и называется - “Подражание Ренуару” (1938).

Почти ежедневно она писала или рисовала обнаженную женскую модель, работая в разноообразных техниках. Подражания Анри Матиссу сменялись натурными набросками в женской бане. Венеры перед зеркалом существовали рядом с раздевающимися тетками в белье того незабываемого голубого цвета, который был характерен для трикотажа периода «строительства коммунистического общества». От этого времени осталось множество рисунков и акварелей, несколько десятков холстов, которые многие годы хранились буквально под кроватью — художница их никому не показывало: ведь обнаженная натура была недозволенной, почти запрещенной темой.

Лишь в 70-е годы некоторые из мавринских «нюшек» (как на простонародный манер она их называла, обыгрывая французское «ню») стали появляться на выставках, поражая своим радостным жизнеутверждением и вызывая вопрос: «Возможно ли, чтобы художник XX века, отгородившись от окружающего, упорно восхвалял радость бытия во времена, когда царствовала одна из жесточайших тираний?». Видимо, Маврина позволило себе не замечать ее, в чем было отчаянное и решительное противостояние общей атмосфере подавленности или истерии.

Последняя живописная работа на холсте масляными красками была написана летом 1942 года в саду Дома Красной Армии и изображала танцы на веранде клуба. То, что началось после этой картины, Маврина называла своей новой жизнью.

После войны художница вновь открыла для себя мир народного творчества. Она не только любила и собирала иконы, глиняные игрушки, подносы и вышивки — со своим мужем, художником Николаем Васильевичем Кузьминым, она собрала великолепную коллекцию — Маврина сама делала копии лубков и прялок, расписывала туески, старинной формы подносы и бутылки, вживалась в образ народного мастера. Это был гениальный ход, он давал ей возможность отойти от принципа социалистического реализма с его иллюстративным бытописанием в единственно дозволенном тогда направлении — в сторону русского народного искусства. Анри Матисс через увлечение народным искусством обрел свой стиль, а Татьяна Маврина, отталкиваясь от Матисса, превращает себя в народного мастера, создав собственный, «мавринский» почерк — декоративный, лихой, основанный на принципах народного примитива.

Для творчества художницы были необходимы натурные впечатления. В 1950—1960-е годы она предпринимала многочисленные поездки по русским городам, делала зарисовки и эскизы.

Она так натренировала свою память, свой глаз, что дома легко могла воспроизвести многоцветие природы по торопливым наброскам, сделанным с натуры.

Анимаиса Владимировна Миронова, ее частая наперсница в этих поездках, вспоминает, как в самом начале 60-х годов, ранней весной, в половодье, они с Мавриной оказались в маленькой забытой Богом гостинице. Ранним утром А. В. Миронова проснулась и с удивлением обнаружила, что Мавриной нет в номере. Оказалось, Татьяне Алексеевне удалось уговорить рыбака, и на утлой лодчонке посреди волжского разлива она с увлечением писала восход солнца. Слова художницы о том, что «земля и небо стали темой пейзажей и книжек» точно выражают суть ее творчества этих лет.

Татьяна Алексеевна Маврина в автобиографии делила свою жизнь, как она выражалась, но «три жизни»: первая — «от рождения до ВХУТEMАСа», вторая — Москва, учеба живописи у Роберта Фалька, увлечение импрессионистами, участие в выставках Группы «13», третья — началась во время войны. Но была и четвертая — последнее десятилетие жизни.

В конце 1980-х годов Татьяна Алексеевна почти не покидала своего дома. Мир замкнулся в стенах малогабаритной квартиры, оклеенных любимой Мавриной золотой и серебряной бумагой. Те, кому довелось попасть к ней в дом, бывали изумлены той невероятной внутренней силой, которая исходила от сухонькой девяностолетней женщины. Эта воля к жизни, казалось, защищала ее от старческой немощи — она видела практически без очков, была в ясном уме, и, если и забывала что-то, никогда нельзя было сказать наверняка — забывчивость это или лукавство.

Вопреки болезням и недугам Маврина отдавалась своей страсти — живописи — и писала натюрморты так, будто вмещала в них неизбывную силу своей неистовой натуры. Ее два окна — из одного видна береза, из другого — дерево и гараж — стали ее Вселенной, сквозь них она наблюдала смену освещения, чередование времен года, вращение светил.

Художница просила приносить ей цветы и, получив в подарок букет, уже не скрывала своего желания поскорее выпроводить гостя и приняться за работу. Так возникли нарциссы но фоне розовых берез, тюльпаны на заснеженном окне, красавец розовый гладиолус среди голубого лета. Казалось бы, что может быть проще изображения обычного букета на подоконнике?

Однако работы эти столь пластически убедительны, несут столь мощный энергетический заряд, что позднее творчество Мавриной с полным правом можно поставить в один ряд с полотнами Рауля Дюфи и Анри Матисса. А один из последних натюрмортов, «Розы ночью» (1995), — винно-красные цветы на подоконнике на фоне синего неба с сияющим созвездием Ориона — можно назвать трагическим реквиемом перед неизбежным уходом в небытие.

«Стояло время или шло назад» — эти строки Рильке, знакомые нам в переводе Пастернака, начинают автобиографию Мавриной. Эпиграф выбран далеко не случайно, как ничего не было случайного в судьбе Татьяны Алексеевны. «Стояние времени» — это то ощущение, которое изумляет при взгляде на поздние мавринские натюрморты. Жизнеутверждающая сила и цветовая пластическая энергия этих работ вызывают ассоциации не только с искусством начала века, но и с творчеством молодого, полного сил человека. Почти всегда после смерти художника значение его творчества переоценивается. Часто оно начинает тускнеть, «съеживается» и блекнет, чтобы в конце концов обернуться строкой в специальном издании. Гораздо реже смерть переводит обыденные эпитеты в возвышенные, и слово «гениальный», которое стеснялись произносить при жизни, становится впору. Так, кажется, случилось с Татьяной Алексеевной Мавриной.

Я. Ю. Чудецкая

Из альбома «Мгновение, остановленное цветом»